Цели урока.
Образовательные: ввести понятия простых и составных чисел; учить делать выводы; закреплять умения решать уравнения.
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе.
Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с другими науками.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Программа: по УМК “Математика 6”, Н.Я. Виленкин и др.
Технология.
- Технология “проблемного диалога”.
- ИКТ технология.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Мотивационная беседа.
Девизом сегодняшнего урока будут слова математика Карла Фридриха Гаусса: “Математика царица всех наук; теория чисел царица математики”.
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему царицей всех наук?
- Есть ли связь между математикой и другими науками?
- Почему теория чисел царица математики?
- Можно ли представить математику без чисел?
II. Устный счет. (Слайд 4. По щелчку)
1. Нахождение значений выражений.
- А сейчас мы посчитаем и активизируем внимание, память и логическое мышление для дальнейшей работы.
III. Фронтальная работа. (Слайд 5. По щелчку)
1. Вопрос – ответ.
- Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты?
- Назовите три числа кратных 5?
- Любое число, кратное 10, кратно 5?
- Любое число, которое кратно 2 и кратно 5, кратно 10?
2. Решение уравнений. (Слайд 6. По щелчку)
- Выберите из пяти чисел то, которое является корнем уравнения.
- Прочтите получившееся число.
Слово “число” по-гречески звучит так: “арифмос”, поэтому наука о числе получила название арифметика.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Это слово поможет сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем ее: “Простые и составные числа”. Мы с вами начнем изучать элементы теории чисел. При этом постоянно будем убеждаться в справедливости слов Карла Фридриха Гаусса.
V. Изучение нового материала. (Слайд 7. По щелчку)
1. Подготовительная работа.
- Назовите все делители числа 10; 13; 1; 12; 7; 24.
- Сколько делителей имеет каждое число?
- На какие группы можно разделить данные числа? Почему? (Слайд 8. По щелчку)
2. Работа над новой темой.
- Такие числа как 10, 12, 24 называют составными числами, 13, 7 – простыми.
- Попробуйте самостоятельно сформулировать определения простых и составных чисел.
- Приведите примеры составных чисел?
- Почему эти числа являются составными?
- Приведите примеры простых чисел?
- Почему эти числа являются простыми?
- Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997.
- Назовите наименьшее простое число.
- Какую закономерность вы заметили в таблице?
- Что вы можете сказать о 1?
Это число не относится ни к простым, ни к составным.
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
VII. Работа с учебником. (Стр. 91, 92)
- №93 (устно)
- №94 (письменно) – самостоятельная работа с таблицей простых чисел.
- № 109 (а), 110 (а), 112 (а) письменно и у доски с комментированием
VIII. Итоги урока.
1. Вопрос – ответ (фронтальный опрос).
- Каким свойством обладает единица?
- Приведите примеры простых чисел.
- Приведите примеры составных чисел.
- Верно ли высказывание: 120005 – составное число? Почему?
XI. Домашнее задание.
- Выучить таблицу простых чисел 0т 2 до 60.
- №115, 117.
- Написать сказку про простые и составные числа (по желанию).