Проектная деятельность как путь достижения метапредметных результатов в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России работают по новому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми младший школьник должен овладеть к концу начального обучения.

Требования к результатам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Известно, что комплексное воздействие на стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение. Дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного метода, позволяют создавать различные проекты (социальные и учебные). Каждый ребенок становится участником проекта, развивается познавательный интерес, творчество и самостоятельность.

Работая по программе «Школа 2100», я по-новому посмотрела на свою деятельность и изменила ее. Осваивая технологию проектно-деятельностного обучения, поняла, что образование будет успешным и по-настоящему интересным, если оно будет основываться на организации самостоятельной деятельности учащихся, поэтому поставила перед собой цель: приобщение детей к проектной, исследовательской, поисковой деятельности как форме организации образования в начальной школе.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Цель проектной деятельности заключается в том, чтобы каждый учащийся почувствовал себя более уверенно, смог проявить все свои способности и оценить данный вид деятельности.

Любой проект – это, по сути, коллективное творческое дело. И, как в каждом КТД, в нем можно выделить следующие структурные элементы:

1. Обсуждение: Что будем делать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать?

2. Планирование: заслушать и обсудить все варианты проведения проекта. (Один из вариантов взять за основу).

3. Коллективная подготовка.

4. Создание групп для конкретного проекта.

5. Распределение поручений между детьми, родителями и классным руководителем.

6. Сбор информации.

7. Защита проекта.

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Мне нужно было создать условия для проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Материалы учебников по программе «Школа 2100» дают идеи для создания самых различных проектов. Мне было легче принимать участие в социальных проектах, проводимых во внеурочной деятельности.

Наши первые проекты были: «Живи, книга», «Теплые ладошки», «Добрые дела». Дети охотно проявляли себя в каждой деятельности. А проекты «Кормушка» и «Домик для птиц» стали социально-учебные (Приложение 1).

Из значимых учебных проектов нашего класса следует назвать проекты по обучению грамоте в 1 классе «Моя азбука», «Дом гнома», «Кораблик для мышат», проект книжки-малышки «Секреты зимы», «Четвероногие друзья», где ребята были авторами своих произведений (Приложение 2).

На уроке математики – проект памятки-буклета по теме «Величины». На уроке окружающего мира – проект «Наша солнечная система» (1 класс – аппликация, 2 класс – презентация солнечной системы по группам). Во 2 классе на уроке литературного чтения после чтения стихотворения Бориса Заходера «Моя Вообразилия» мы создаем свою «Вообразилию 2А класса» (альбом с рисунками и стихами), изучая раздел «Там, на неведомых дорожках…», мы создадим книгу сказок по прочитанным произведениям и напишем собственные сказки (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка в картинках). Лучшими работами учащихся 1 класса в районном конкурсе «Секрет снеговика» были признаны сказки Первушина Ивана (грамота), Паздникова Миши (сертификат), Ким Дианы (сертификат), Афониной Полины (сертификат) (Приложение 3).

В районном конкурсе, посвященному памяти В. Дементьева, отличились второклассники Влад Кунда в номинации Сказка «Секрет снеговика» (диплом), Первушин Иван в номинации Проза «Бабушкина история» (диплом) (Приложение 4).

Навыки, полученные в ходе общей работы над проектами, дети активно применяют при индивидуальном создании проектов. Полученный опыт решения проектных задач на уроке дети переносят и во внеурочную деятельность, что позволяет его систематизировать и обобщить.

Первый свой опыт исследовательской деятельности моя ученица Носкова Кристина представила на школьном конкурсе учебно-исследовательских работ по теме «Вода – источник жизни» (Почетная грамота за I место), на районном конкурсе «Юный исследователь» (Диплом II степени) и краевом конкурсе «Чистая вода» (Диплом II степени). За участие в региональном конкурсе исследовательских работ учащихся в области эколого-биологических наук на секции «Человек в окружающем мире» Кристина награждена сертификатом (Приложение 5).

Всем классом принимаем активное участие в Международном дистанционном конкурсе «ЭМУ-эрудит», направленном на проверку уровня сформированности метапредметных результатов обучения (быстрый раунд – познавательные и коммуникативные УУД, умный раунд – компетентность в решении проблем, смелый раунд – чтение, работа с информацией, ловкий раунд – регулятивные УУД), и конкурсе «ЭМУ – специалист» (раунды по предметам).

Награды – это, конечно, приятно, но главное в проектной деятельности – серьезная, мотивированная, рассчитанная на длительный срок готовность ребенка трудиться во имя достижения определенной цели. Именно поэтому необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических жизненных задач, направлена на расширение кругозора учеников, а необходимость работать в группах, выполняя разные социальные роли, способствует формированию коммуникативных навыков, развивает творчески. Это можно подтвердить результатами диагностики (Методика «Рукавички» автор Г.А. Цукерман (Приложение 7). Цель которой – выявить уровень сформированности коммуникативных УУД. Диагностика была проведена в начале учебного года и в конце третьей четверти. В обследовании приняли участие 29 учащихся:

  • из них низкий уровень в начале учебного года был у 3 учащихся (10,3%), на конец третьей четверти не выявлен ни у кого,
  • средний уровень показали в начале уч. года 14 человек (48,3%), сейчас 4 уч-ся (13,8%),
  • а 12 учащихся (41,4%) в начале учебного года имели высокий уровень, в конце третьей четверти 25 уч-ся показали высокий уровень (86,2%).

Полученные результаты говорят о положительной динамике.

Таким образом, умело организованная проектная и научно-исследовательская деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяет их интересы, кругозор и практические умения.

Данные направления работы с учащимися считаю актуальными.

Приложение 6