Аннотация проекта
Талант – это любовь к своей работе.
Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что
талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу
работы... М. Горький |
Проект «В каждом ребенке солнце» способствует созданию творческой среды для развития одаренных и высокомотивированных детей в семье и образовательном учреждении, их самореализации в соответствии со способностями, обеспечению каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.
Решаемая проблема: выявление и поддержка одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу и привлечение семьи к данным процессам.
Цель проекта: создание условий для реализации детского творческого потенциала и личной инициативы в проявлении своих способностей и представлении результата своей деятельности, оказание методической помощи семье воспитывающих одаренных детей.
Задачи проекта:
- выявить одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу;
- создать творческую среду для проявления детского творческого потенциала и личной инициативы и представления результата своей деятельности;
- организовать социально-значимую деятельность детей и взрослых;
- привлечь к творческой и исследовательской деятельности представителей науки, культуры и искусства города Омска;
- расширить коммуникативные компетенции обучающихся, воспитывать чувства патриотизма к своей малой родине;
- оказать методическую помощь родителям в воспитании одаренных детей.
Благополучатели: учебные заведения города Омска, родительская общественность, социум.
Механизм реализации проекта:
- разработка положений конкурсных программ; создание Web-сайта проекта, Интернет-форума; организация круглых столов по данной проблеме;
- проведение круглых столов, дней детского творчества, научно-практической конференции для обучающихся школ города (результат – выпуск пресс-релизов о результатах деятельности по завершению каждого этапа проекта, создание выставки, выпуск сборника тезисов научных работ учащихся);
- разработка и реализация телекоммуникационного проекта «В каждом ребенке солнце» для обучающихся школ города (результат – выставки, пресс отчетов; выпуск сборника детских работ; фестиваль детского творчества)
- создание цикла радио и телепередач о реализации проекта, публикаций в СМИ.
Ожидаемые результаты:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческого общения со сверстниками, учеными, деятелями культуры;
- самореализация и формирование активной жизненной позиции;
- укрепление материально-технических возможностей образовательного учреждения для реализации социально-значимых проектов и программ.
ПРОБЛЕМА
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Одаренная личность – это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование творческой и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим гимназии необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной становится вопрос о формировании мер действенной социальной направленности на выявление и поддержании одаренных детей. Разрешение данной проблемы обусловило разработку и реализацию проекта «В каждом ребенке солнце».
Проект «В каждом ребенке солнце» – это коллективный поиск выявление и поддержание одаренных детей. Развитие может осуществляться только в собственной деятельности и общении (во взаимодействии человека с внешним миром, людьми). Деятельность детей должна быть специально организована. Поэтому данный проект призван, через систему творческих дел создать творческую среду, где обучающиеся смогут проявить свои способности и таланты.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: создание условий для реализации детского творческого потенциала и личной инициативы в проявлении своих способностей и представлении результата своей деятельности, оказание методической помощи семье воспитывающих одаренных детей.
Задачи проекта:
- выявить одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу;
- создать творческую среду для проявления детского творческого потенциала и личной инициативы и представления результата своей деятельности;
- организовать социально-значимую деятельность детей и взрослых;
- привлечь к творческой и исследовательской деятельности представителей науки, культуры и искусства города Омска;
- расширить коммуникативные компетенции обучающихся, воспитывать чувства патриотизма к своей малой родине;
- оказать методическую помощь родителям в воспитании одаренных детей.
Целевая группа проекта
- Прямая группа – обучающиеся школ города (возрастная группа 12-16 лет)
- Косвенная группа – учреждения образования, родительская общественность, социум, СМИ.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Для успешной реализации проекта, на 1-м этапе, организаторы проекта знакомятся с общей концепцией проекта, разрабатывают положения конкурсных программ, составляют уточненный график реализации проекта, выработают командный подход для достижения задач проекта «В каждом ребенке солнце», создают Web – сайт проекта и организуют работу Интернет-форума «Одаренный ребенок: рождается или создается?».
Предполагается широкое информирование СМИ о начале реализации проекта, учебные заведения города, родительская общественность, социум.
Запускается две игры: 1–я игра «Золотой фонд гимназии», 2-я игра – телекоммуникационный проект «В каждом ребенке солнце». В ходе реализации игр формируются команды и создается банк данных участников проекта.
На 2-м этапе будут проведены встречи с представителями культуры, науки и искусства «Мир творчества и созидания», дистанционная олимпиада «Эрудит». Создаются пресс – отчеты о результатах встречи «Мир творчества и созидания», презентации о творческой среде ОУ и рейтинг команд «Эрудит».
На 3-м этапе организуется «Творческий марафон». В рамках «Творческого марафона» будут работать Дни творчества по музыке, танцу, поэзии, изобразительному искусству, интеллектуальному творчеству, где обучающиеся смогут проявить свои таланты и способности в разных направлениях. Состоятся творческие мастерские «Свои таланты посвящаю Омску» в рамках телекоммуникационного проекта «В каждом ребенке солнце». Создаётся фотовыставка творческих работ, сборник творческих работ «Свои таланты посвящаю Омску», видеофильм «Мой город Омск», банк данных «Золотой фонд гимназии», пресс отчеты о деятельности мастерских, используется фотооборудование, компьютерная и оргтехника.
На 4-м этапе состоится научно-практическая конференция «Омск и омичи: прошлое, настоящее и будущее» для обучающихся школ города Омска и родительской общественности. В результате будет выпущен сборник тезисов научных работ учащихся. Используется компьютерное оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности.
На 5-м этапе будет проведён фестиваль детского творчества «В каждом ребенке солнце». Фестиваль призван акцентировать «веер» интеллектуальной, творческо-практической деятельности детей города Омска для поддержки и развития одаренных детей.
На 6-м этапе будет составлен финансовый и аналитический отчет.
Эффективность проведения мероприятий в рамках проекта будет оцениваться по результатам фестиваля детского творчества и отзывам участников данного фестиваля. Во время проведения мероприятий будет вестись фоторепортаж, по завершению которого будут подготовлены фотоматериалы.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Этапы | Мероприятие | Результат |
1 этап | Уточнение и решение организационных вопросов по реализации проекта | организаторы проекта ознакомятся с общей концепцией проекта, выработают командный подход для достижения задач проекта, составят уточненный график реализации проекта, разработают положения мероприятий проекта |
Информация СМИ, департамента
образования Администрации города Омска, учебных заведений города
Омска о начале реализации проекта Создание Web – сайта проекта Организация Интернет-форума “Одаренный ребенок: рождаются или создаются” Консультации по осуществлению проекта |
омские СМИ, учебные заведения
города Омска будут проинформированы о начале проекта, его целях и
задачах, будет создано
Web – сайт проекта обсуждение на Интернет-форуме темы “Одаренный ребенок: рождается или создается?” осуществлены консультации по реализации проекта |
|
Запуск телекоммуникационного
проекта “В каждом ребенке солнце”
Запуск гимназической игры “Золотой фонд гимназии”. |
Размещение Положение о
телекоммуникационном проекте, привлечение к участию образовательные
учреждения города Омска
Размещение Положение о гимназической игре “Золотой фонд гимназии” |
|
2 этап | Игра “Золотой фонд гимназии” Организована встреча с представителями культуры, науки и искусства “Мир творчества и созидания” Интернет – проект “В каждом ребенке солнце” Разрешите представиться! (визитка – презентация о творческой среде ОУ “Школа – территория творчества”) “Эрудит” (дистанционная олимпиада) |
Пресс отчет о встрече Сборник презентация “Школа – территория творчества” Таблица-рейтинг “Эрудит” |
3 этап | Игра “Золотой фонд гимназии” Организуется “Творческий марафон”: День Музыки День Танца День Поэта День Художника День Эрудита |
Пресс отчет о “Творческом марафоне” Фоторепортаж событий Банк данных одаренных детей “Золотой фонд гимназии” |
Интернет – проект “В каждом
ребенке солнце”
Мастерские “Свои таланты посвящаю Омску” Мастерская Художника – компьютерный рисунок об Омске Мастерская поэта – Мои лучшие стихи об Омске Фото-мастерская – коллаж о городе Омске Кино-мастерская – фильм виртуальная экскурсия по городу Омску |
Сборник творческих работ “Свои
таланты посвящаю Омску” Видеофильм “ Мой город – Омск” |
|
4 этап | Научно-практическая конференция “Омск и омичи: прошлое, настоящее и будущее” | Сборник тезисов научных работ учащихся г. Омска |
5 этап | Интернет-проект “В каждом
ребенке солнце”
Фестиваль детского творчества |
Выставка детского творчества Фоторепортаж |
6 этап | Составление финансового и аналитического отчета | составлен финансовый и аналитический отчет |
Информирование в СМИ о результатах проекта | подготовлена информация для СМИ, предполагается появление в прессе не менее 2-х публикаций о результатах проекта |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Создан банк данных участников проекта “В каждом ребенке солнце” и “Золотой фонд гимназии”, что даст возможность проанализировать уровень организации работы с одаренными детьми, выявить существующие проблемы в этом направлении. Критерий оценки – анализ результатов банка данных.
Создана выставка “Свои таланты посвящаю Омску” и выпущен сборник детских работ “Свои таланты посвящаю Омску”, Сборник тезисов научных работ учащихся города Омска. Это позволит актуализировать в обществе необходимость поддержки одаренным детям, созданию условий для проявления их талантов.
Критерий оценки – метод компетентных лиц.
Составлен сборник презентаций “Школа – территория творчества” на электронном носителе, который даёт возможность учащимся получить новую информацию о деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, а также проявить свой творческий потенциал, проявить свою гражданскую позицию. Критерий оценки – метод компетентных лиц.
Проведена научно-практическая конференция “Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее”, издан сборник материалов научных работ обучающихся города Омска, что даёт возможность детям осваивать такой вид деятельности, как научно-исследовательская.
Критерий оценки – организация совместной социально-значимой деятельности взрослых и детей по воспитанию ключевых компетенций у подростков.
Организованы творческие дни и творческие мастерские, проведён фестиваль детского творчества “В каждом ребенке солнце”, организованные среди обучающихся, которые в творческом ракурсе покажут значимость раскрытия и развития своих способностей. Помогут презентовать результаты данного проекта, сделать выводы, наметить планы на будущее в направлении работы с молодёжью, тем самым будет начат общественный диалог.
Критерий оценки – отзывы участников фестиваля о проекте.
Работа со СМИ позволит информировать граждан города о сути и результатах проекта, и главное, донести информацию о необходимости совместной работы по развитию и поддержки талантливых детей, развитым интеллектом, творческими способностями и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой социокультурной ситуации.
Критерий оценки – публикации в СМИ, отзывы на Интернет-форуме.