Проект "В каждом ребенке солнце"

Разделы: История и обществознание, Информатика, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика, МХК и ИЗО


Аннотация проекта

Талант – это любовь к своей работе. Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – есть только любовь к делу, процессу работы...
М. Горький

Проект «В каждом ребенке солнце» способствует созданию творческой среды для развития одаренных и высокомотивированных детей в семье и образовательном учреждении, их самореализации в соответствии со способностями, обеспечению каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.

Решаемая проблема: выявление и поддержка одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу и привлечение семьи к данным процессам.

Цель проекта: создание условий для реализации детского творческого потенциала и личной инициативы в проявлении своих способностей и представлении результата своей деятельности, оказание методической помощи семье воспитывающих одаренных детей.

Задачи проекта:

  • выявить одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу;
  • создать творческую среду для проявления детского творческого потенциала и личной инициативы и представления результата своей деятельности;
  • организовать социально-значимую деятельность детей и взрослых;
  • привлечь к творческой и исследовательской деятельности представителей науки, культуры и искусства города Омска;
  • расширить коммуникативные компетенции обучающихся, воспитывать чувства патриотизма к своей малой родине;
  • оказать методическую помощь родителям в воспитании одаренных детей.

Благополучатели: учебные заведения города Омска, родительская общественность, социум.

Механизм реализации проекта:

  • разработка положений конкурсных программ; создание Web-сайта проекта, Интернет-форума; организация круглых столов по данной проблеме;
  • проведение круглых столов, дней детского творчества, научно-практической конференции для обучающихся школ города (результат – выпуск пресс-релизов о результатах деятельности по завершению каждого этапа проекта, создание выставки, выпуск сборника тезисов научных работ учащихся);
  • разработка и реализация телекоммуникационного проекта «В каждом ребенке солнце» для обучающихся школ города (результат – выставки, пресс отчетов; выпуск сборника детских работ; фестиваль детского творчества)
  • создание цикла радио и телепередач о реализации проекта, публикаций в СМИ.

Ожидаемые результаты:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческого общения со сверстниками, учеными, деятелями культуры;
  • самореализация и формирование активной жизненной позиции;
  • укрепление материально-технических возможностей образовательного учреждения для реализации социально-значимых проектов и программ.

ПРОБЛЕМА

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

Одаренная личность – это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование творческой и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.

Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим гимназии необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной и творческой деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной становится вопрос о формировании мер действенной социальной направленности на выявление и поддержании одаренных детей. Разрешение данной проблемы обусловило разработку и реализацию проекта «В каждом ребенке солнце».

Проект «В каждом ребенке солнце» – это коллективный поиск выявление и поддержание одаренных детей. Развитие может осуществляться только в собственной деятельности и общении (во взаимодействии человека с внешним миром, людьми). Деятельность детей должна быть специально организована. Поэтому данный проект призван, через систему творческих дел создать творческую среду, где обучающиеся смогут проявить свои способности и таланты.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий для реализации детского творческого потенциала и личной инициативы в проявлении своих способностей и представлении результата своей деятельности, оказание методической помощи семье воспитывающих одаренных детей.

Задачи проекта:

  • выявить одаренных и высокомотивированных детей, проявляющих склонность к творческой деятельности, ведущих активную исследовательскую работу;
  • создать творческую среду для проявления детского творческого потенциала и личной инициативы и представления результата своей деятельности;
  • организовать социально-значимую деятельность детей и взрослых;
  • привлечь к творческой и исследовательской деятельности представителей науки, культуры и искусства города Омска;
  • расширить коммуникативные компетенции обучающихся, воспитывать чувства патриотизма к своей малой родине;
  • оказать методическую помощь родителям в воспитании одаренных детей.

Целевая группа проекта

  • Прямая группа – обучающиеся школ города (возрастная группа 12-16 лет)
  • Косвенная группа – учреждения образования, родительская общественность, социум, СМИ.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для успешной реализации проекта, на 1-м этапе, организаторы проекта знакомятся с общей концепцией проекта, разрабатывают положения конкурсных программ, составляют уточненный график реализации проекта, выработают командный подход для достижения задач проекта «В каждом ребенке солнце», создают Web – сайт проекта и организуют работу Интернет-форума «Одаренный ребенок: рождается или создается?».

Предполагается широкое информирование СМИ о начале реализации проекта, учебные заведения города, родительская общественность, социум.

Запускается две игры: 1–я игра «Золотой фонд гимназии», 2-я игра – телекоммуникационный проект «В каждом ребенке солнце». В ходе реализации игр формируются команды и создается банк данных участников проекта.

На 2-м этапе будут проведены встречи с представителями культуры, науки и искусства «Мир творчества и созидания», дистанционная олимпиада «Эрудит». Создаются пресс – отчеты о результатах встречи «Мир творчества и созидания», презентации о творческой среде ОУ и рейтинг команд «Эрудит».

На 3-м этапе организуется «Творческий марафон». В рамках «Творческого марафона» будут работать Дни творчества по музыке, танцу, поэзии, изобразительному искусству, интеллектуальному творчеству, где обучающиеся смогут проявить свои таланты и способности в разных направлениях. Состоятся творческие мастерские «Свои таланты посвящаю Омску» в рамках телекоммуникационного проекта «В каждом ребенке солнце». Создаётся фотовыставка творческих работ, сборник творческих работ «Свои таланты посвящаю Омску», видеофильм «Мой город Омск», банк данных «Золотой фонд гимназии», пресс отчеты о деятельности мастерских, используется фотооборудование, компьютерная и оргтехника.

На 4-м этапе состоится научно-практическая конференция «Омск и омичи: прошлое, настоящее и будущее» для обучающихся школ города Омска и родительской общественности. В результате будет выпущен сборник тезисов научных работ учащихся. Используется компьютерное оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности.

На 5-м этапе будет проведён фестиваль детского творчества «В каждом ребенке солнце». Фестиваль призван акцентировать «веер» интеллектуальной, творческо-практической деятельности детей города Омска для поддержки и развития одаренных детей.

На 6-м этапе будет составлен финансовый и аналитический отчет.

Эффективность проведения мероприятий в рамках проекта будет оцениваться по результатам фестиваля детского творчества и отзывам участников данного фестиваля. Во время проведения мероприятий будет вестись фоторепортаж, по завершению которого будут подготовлены фотоматериалы.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Этапы Мероприятие Результат
1 этап Уточнение и решение организационных вопросов по реализации проекта организаторы проекта ознакомятся с общей концепцией проекта, выработают командный подход для достижения задач проекта, составят уточненный график реализации проекта, разработают положения мероприятий проекта
Информация СМИ, департамента образования Администрации города Омска, учебных заведений города Омска о начале реализации проекта

Создание Web – сайта проекта

Организация Интернет-форума “Одаренный ребенок: рождаются или создаются”

Консультации по осуществлению проекта

омские СМИ, учебные заведения города Омска будут проинформированы о начале проекта, его целях и задачах, будет создано

Web – сайт проекта

обсуждение на Интернет-форуме темы “Одаренный ребенок: рождается или создается?”

осуществлены консультации по реализации проекта

Запуск телекоммуникационного проекта “В каждом ребенке солнце”

Запуск гимназической игры “Золотой фонд гимназии”.

Размещение Положение о телекоммуникационном проекте, привлечение к участию образовательные учреждения города Омска

Размещение Положение о гимназической игре “Золотой фонд гимназии”

2 этап Игра “Золотой фонд гимназии”

Организована встреча с представителями культуры, науки и искусства “Мир творчества и созидания”

Интернет – проект “В каждом ребенке солнце”

Разрешите представиться! (визитка – презентация о творческой среде ОУ “Школа – территория творчества”)

“Эрудит” (дистанционная олимпиада)

Пресс отчет о встрече

Сборник презентация “Школа – территория творчества”

Таблица-рейтинг “Эрудит”

3 этап Игра “Золотой фонд гимназии”

Организуется “Творческий марафон”:

День Музыки

День Танца

День Поэта

День Художника

День Эрудита

Пресс отчет о “Творческом марафоне”

Фоторепортаж событий

Банк данных одаренных детей “Золотой фонд гимназии”

Интернет – проект “В каждом ребенке солнце”

Мастерские “Свои таланты посвящаю Омску”

Мастерская Художника – компьютерный рисунок об Омске

Мастерская поэта – Мои лучшие стихи об Омске

Фото-мастерская – коллаж о городе Омске

Кино-мастерская – фильм виртуальная экскурсия по городу Омску

Сборник творческих работ “Свои таланты посвящаю Омску”

Видеофильм “ Мой город – Омск”

4 этап Научно-практическая конференция “Омск и омичи: прошлое, настоящее и будущее” Сборник тезисов научных работ учащихся г. Омска
5 этап Интернет-проект “В каждом ребенке солнце”

Фестиваль детского творчества

Выставка детского творчества

Фоторепортаж

6 этап Составление финансового и аналитического отчета составлен финансовый и аналитический отчет
Информирование в СМИ о результатах проекта подготовлена информация для СМИ, предполагается появление в прессе не менее 2-х публикаций о результатах проекта

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Создан банк данных участников проекта “В каждом ребенке солнце” и “Золотой фонд гимназии”, что даст возможность проанализировать уровень организации работы с одаренными детьми, выявить существующие проблемы в этом направлении. Критерий оценки – анализ результатов банка данных.

Создана выставка “Свои таланты посвящаю Омску” и выпущен сборник детских работ “Свои таланты посвящаю Омску”, Сборник тезисов научных работ учащихся города Омска. Это позволит актуализировать в обществе необходимость поддержки одаренным детям, созданию условий для проявления их талантов.

Критерий оценки – метод компетентных лиц.

Составлен сборник презентаций “Школа – территория творчества” на электронном носителе, который даёт возможность учащимся получить новую информацию о деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, а также проявить свой творческий потенциал, проявить свою гражданскую позицию. Критерий оценки – метод компетентных лиц.

Проведена научно-практическая конференция “Омск и омичи: прошлое, настоящее, будущее”, издан сборник материалов научных работ обучающихся города Омска, что даёт возможность детям осваивать такой вид деятельности, как научно-исследовательская.

Критерий оценки – организация совместной социально-значимой деятельности взрослых и детей по воспитанию ключевых компетенций у подростков.

Организованы творческие дни и творческие мастерские, проведён фестиваль детского творчества “В каждом ребенке солнце”, организованные среди обучающихся, которые в творческом ракурсе покажут значимость раскрытия и развития своих способностей. Помогут презентовать результаты данного проекта, сделать выводы, наметить планы на будущее в направлении работы с молодёжью, тем самым будет начат общественный диалог.

Критерий оценки – отзывы участников фестиваля о проекте.

Работа со СМИ позволит информировать граждан города о сути и результатах проекта, и главное, донести информацию о необходимости совместной работы по развитию и поддержки талантливых детей, развитым интеллектом, творческими способностями и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой социокультурной ситуации.

Критерий оценки – публикации в СМИ, отзывы на Интернет-форуме.