Дорога к доброму здоровью

Разделы: Работа с дошкольниками


Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического. Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к воспитанию здорового образа жизни.

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает дошкольнику развить общие способности – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Также расширить знания об окружающем мире и приобрести необходимые социальные навыки. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной.

В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи. В начале реализации проекта педагоги помогли родителям понять и осознать значение проектной деятельности дошкольного учреждения. Поскольку в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности, то педагоги объяснили необходимость в оказании родителями помощи дошкольнику при реализации замысла. Ведь совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения и поддержать детскую инициативу.

В связи с этим наш проект поднимает следующие вопросы:

  • создание условий для приобщения детей и их родителей к традициям и ценностям здорового образа жизни;
  • привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу, активизация родителей для участия в различных мероприятиях;
  • формирование знаний у родителей, позволяющих воспитывать сознательное отношение детей к ЗОЖ.

Для решения этих вопросов разрабатывался и реализовывался с детьми старшего дошкольного возраста творческий проект «Дорога к доброму здоровью». Символом данного проекта является фотоколлаж, с изображенными на нем подсолнухами. Каждый его лепесток – это необходимое условие для полноценной здоровой жизни каждого ребенка в детском саду, которые растут под солнцем – внимательными и заботливыми воспитателями.

Цель данного проекта.

Формирование основы культуры и сохранение здоровья детей, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно – гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • развитие продуктивной деятельности детей;
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Ожидаемый результат.

После завершения проекта дошкольники смогут иметь:

  • элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни;
  • элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания;
  • знания о пользе утренней зарядки, физических упражнений;
  • умение заботиться о своем здоровье;
  • достаточно богатый словарный запас, участвовать в беседе, высказывать свое мнение;
  • в созданной предметно-игровой среде играть в сюжетно-ролевую игру, используя предметы – заместители.

Актуальность проблемы.

Поздняя осень – период повышенного риска заболеваний. У части детей отмечаются признаки простуды.

Дошкольники отмечают, что кто-то из их друзей не пришел в детский сад – заболел… И вот один из детей говорит, что если бы он знал, как можно сберечь здоровье, то никогда не заболел бы. Так возникла проблема, которая послужила основой для выдвижения гипотезы.

Вот тут-то дети и стали выдвигать различные предположения, рассуждать о том, что они знают о здоровье, как защититься от болезни. При обсуждении обнаружилось, что на многие вопросы воспитанники не могут ответить.

Им было предложено обсудить два вопроса:

1. Что мы знаем о здоровье? 2. Что мы хотим узнать о здоровье?

Но вначале мы с детьми немножко порассуждали. Они высказали свое мнение, о том, что знают о здоровье и что хотели бы узнать.

После этого было принято решение:

каждый день полоскать рот после еды, правильно пользоваться носовым платком, быстро раздеваться и одеваться, следить за порядком, чистотой одежды и обуви. Не опаздывать на утреннюю гимнастику, заниматься спортом, кушать полезную пищу, правильно отдыхать.

Далее, совместно с детьми, шло обсуждение по этапам реализации проекта. Были выбраны темы для детско-родительских заданий, ими, как было сказано выше, явились вопросы «Что я хочу узнать», это очень важно для поддержки детской познавательной инициативы. Здесь же обсуждалось, что можно сделать в условиях дошкольного учреждения, а что дома, где и как можно найти ответы на интересующие вопросы и к кому обратиться за помощью. Метод проектов представляет большой спектр возможностей для взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому на данном этапе, для вовлечения родителей в проектную деятельность были изготовлены красочные просветительские буклеты, которые познакомили родителей с целями и задачами нашего проекта по здоровьесбережению, помогли увидеть им своё место в этой деятельности, и определить, какую посильную помощь они могут оказать своему ребёнку.

Отдельно хочется сказать о роли родителей именно в рамках нравственного и социального воспитания детей в ходе данного проекта. В воспитании ребёнка наличие положительного примера, достойного поведения со стороны взрослого играет первостепенную роль. Дети часто не понимают, почему надо беречь здоровье, заниматься спортом, правильно питаться. Были выбраны формы взаимодействия с родителями:

  • конференция для родителей «Здоровье наших детей»;
  • создание просветительских буклетов;
  • подготовка к интервью с родителями «Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?»;
  • создание родительских газет «Наша семья за здоровый образ жизни!»;
  • изготовление творческих работ «Наша семья дружит со спортом»;
  • проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – мы здоровая семья»;

В процессе поиска информации, с детьми проводились беседы, рассуждения, игры, наблюдения, художественно-творческая деятельность. Дошкольники, совместно с родителями и педагогами, рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу по теме проекта, просматривали мультипликационные и познавательные фильмы.

Здесь мы также проводили интервью с родителями, на котором дошкольники задавали волнующие их вопросы о здоровье, а родители с удовольствием отвечали на них:

  • Что такое здоровье и как его сберечь?
  • Что такое витамины, в чем они содержатся?
  • Что такое правильное питание?
  • Какие бывают болезни, что их вызывает? и т. д.

Вместе с родителями воспитанники нарисовали плакаты с иллюстрациями причин многих заболеваний. По ним в группе были проведены « Уроки Айболита», из которых дети узнали, откуда берутся различные болезни (например: если трогать уличных животных, то могут появиться заболевания).

После чтения книги Г. Остера и просмотра мультфильма «38 попугаев», ребята решили измерить свой рост в попугаях, слонах и мартышках и затем посмотреть, насколько они могут вырасти, если будут вести здоровый образ жизни.

Большой интерес дети проявили к изучению мира микробов и бактерий. Они потерли влажной салфеткой грязные руки и посмотрели на нее в микроскоп. После этих наблюдений, мыть руки наши воспитанники стали чаще…

«Что же ещё полезно для здоровья?» Оказалось, что любимые прогулки детей и гимнастика после сна очень хорошо влияют на здоровье.

А потом ребятам захотелось придумать упражнения для себя и малышей и продемонстрировать их. Какое же здоровье без физического воспитания?

На этом этапе нашего проекта было сочинение сказок и загадок о здоровье. Воспитанники совместно с педагогами и родителями сочиняли интересные сказки о здоровье: «Новые приключения Красной Шапочки», «Чудесные бактерии», «Сказочный город здоровья». Оформили эти сказки в красочные книги, а затем их зачитали в группе.

Узнав больше про здоровый образ жизни, было решено отобразить это в рисунках. Дошкольники нарисовали, как выглядит человек, когда здоров и болен.

Для сюжетно-ролевых игр «Больница» и «Аптека» совместно с педагогом, были сделаны атрибуты и предметы – заместители. Очень интересно было с новыми предметами разыграть сказку «Приключения доктора Айболита».

Дети задумались, все ли, что они любят есть, полезно для здоровья? В этом им помогла дидактическая игра «Полезные – неполезные продукты». Дети двух команд распределяли картинки с продуктами на 2 группы: полезные и неполезные. Оказалось, что любимый многими картофель «фри», гамбургер, сосиски и др. относятся к неполезным продуктам.

Всем очень понравилась эта игра и решили из соленого теста слепить полезные продукты и раскрасить их.

После этого дети по другому стали относиться к еде, чистоте и порядку. Они с удовольствием накрывали на стол, опрятней складывали свои вещи в шкафчике.

На собственном примере дети поняли, что труд приносит человеку большую пользу, поэтому все с родителями с удовольствием трудились на субботнике. Помогали, кто чем может!

В результате данного проекта многие семьи стали заниматься спортом и отобразили это в своих творческих работах «Наша семья дружит со спортом». Также был создан совместно с родителями макет «Олимпийские игры в 2014году». Ведь, если вести здоровый образ жизни и заниматься спортом, то можно стать чемпионом.

Семьи воспитанников изобразили в своих газетах, как они ведут здоровый образ жизни.

Итоговым мероприятием стал спортивный праздник «Папа, мама, я – мы здоровая семья!». При подготовке к нему дети самостоятельно делали пригласительные билеты и награды для победителей. На этом празднике принимали активное участие: мамы, папы, бабушки, дедушки. Ну, а самые главные участники, конечно же, наши дети.

Во время презентации проекта были представлены красочные просветительские буклеты, газеты, макеты, плакаты, рисунки, книги, коллажи, была оформлена выставка.

Метод проектов позволяет нам сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

  • у педагогов появилась возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это одна из важных задач в повышении качества образования;
  • у воспитанников повысился уровень знаний о деятельности организма человека; сформировалось осознанное отношение к своему здоровью; лучше развиваются культурно-гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья; успешно формируются привычки здорового образа жизни.

Этому способствовали формирующиеся к старшему дошкольному возрасту: устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началу анализа, синтеза, самооценке, а также стремление к совместной деятельности.

Также в ходе проекта дети получили достаточно богатый словарный запас. Теперь воспитанники с удовольствием участвуют в беседе, высказывают свое мнение о том, как необходимо беречь свое здоровье.
В созданной предметно-игровой среде, с интересом играют в сюжетно-ролевую игру, используя предметы – заместители.

В результате работы с семьями воспитанников у родителей повысился уровень знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье, повысился интерес к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, сформировалось положительное отношение к занятию физкультурой и спортом.

Анализируя результаты реализации данного проекта, мы пришли к выводу о необходимости проведения такой работы в детском саду.