Закрепление написания слов с двойными согласными. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: совершенствование орфографического навыка при работе со словами с двойной согласной.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать задания детей о двойной согласной (перенос, запись и графические выделение орфограммы);
  • пополнять словарный запас детей при работе с толковым словарем;
  • развивать навыки орфографической зоркости при работе со словами с двойной согласной;
  • развивать (совершенствовать) умение работать с толковым словарём;
  • развивать умение работать в группе, воспитывать уважение к мнению других;
  • напомнить о пользе занятий спортом.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Двойная согласная».
  • выставка рисунков: «Слова с двойной согласной»
  • 19 листочков с двойными согласными, в форме подарка;
  • карточки со словами, в которых пропущены двойные согласные;
  • раздаточный материал для проектной работы;
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2010г. – 4 штуки;
  • памятки для проекта;
  • 4 слова АССОРТИ, КОНФЕТТИ, ПРОФЕССИЯ, ИЛЛЮМИНАЦИЯ на доску;
  • лист голубого цвета, 3 набора крупных конфетти для диагностики,
  • Желтовская Л. Я. Русский язык: 2-й кл.: учебник: В 2ч. Ч. 2 / Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
  • рабочие тетради.

Этапы урока:

1 этап: установка на урок.
2 этап: постановка цели.
3 этап: фронтальная работа
4 этап: самостоятельная работа, самоконтроль.
5 этап: работа по учебнику.
6 этап: проектная работа.
7 этап: проверка знаний, взаимоконтроль.
8 этап: подведение итога урока.
9 этап: домашнее задание.
10 этап: рефлексия.

Ход урока

1 этап: Установка на урок.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Итак, мы начинаем урок русского языка. Прошу посмотреть на доску все выполнили домашнее задание очень хорошо! Ваши иллюстрации к словам, пополняют нашу выставку проектов.

2 этап: постановка цели.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, прошу вас, правой рукой, не наклоняясь, аккуратно снять сюрприз, который находится у вас под крышкой парты. Что вы обнаружили? Листочки с двойной согласной.

Покажите мне и друг другу.

О чём мы будем говорить на этом уроке?

О двойной согласной.

Приложение 1, СЛАЙД 1, первый щелчок

Но мы говорим уже не первый урок, поэтому мы должны закрепить знание о написании двойной согласной.

А цель нашего урока: совершенствование орфографического навыка при работе со словами с двойной согласной.

СЛАЙД 1, второй щелчок

Вы заметили, что мы уже сидим по группам, давайте вспомним основные правила работы в группе:

– уважать мнение каждого
– не перебивать, и не выкрикивать с места
– при ответе на вопрос поднимать руку

Вспомним наш основной закон:

«Один за всех и все за одного!» слоган на доску СЛАЙД 2

3 этап: фронтальная работа.

А сейчас мы вернемся к нашим карточкам – подарочкам. Придумайте слово с двойной согласной, записанной на вашем подарочке, и тихонечко назовите друг другу по очереди.

Кто справился без затруднений? У кого возникли трудности? Давайте поможем.

Сегодня на уроке, мы повторяем все о двойной согласной, я прошу посмотреть вас на противоположную стену, что увидели? Найдите слова, где надо вставить двойную согласную. (На стенде: «Классный уголок», висят карточки – слова Ри..а, кро.., хо..ей, те..ис, со.нце). СЛАЙД 3.Назовите их. Римма, кросс, хоккей, теннис, солнце. Запишите буквы на интерактивной доске (по очереди).

Какое слово не подходит? Почему? Солнце – непроизносимая согласная в корне слова, проверяемая (солнце – солнышко).

А что вы можете сказать о словах с двойной согласной? Непроверяемая орфограмма, написание этих слов надо запомнить или проверить по словарю.

4 этап: самостоятельная работа, самоконтроль.

Молодцы, а сейчас запишите в тетрадь слова с двойной согласной, разделяя их для переноса. Все ли слова вы смогли разделить на слоги, почему? Кросс не переносится, так как состоит из 1 слога.

Проверьте по образцу, поднимите руки у кого так. Кто ошибся, исправьте! СЛАЙД 4

В какую группу можно объединить эти слова?

Если мы уберем слово Римма– спорт.

Правильно: Это виды спорта. А какими видами спорта увлекаетесь вы? Почему нам надо заниматься спортом?

– Помогает сохранить здоровье.

– Укрепляет мышцы.

– Улучшает настроение.

Каждый выбирает себе определенный вид спорта, который нравится или подходит по состоянию здоровья, но занятия спортом необходимо всем!

Итак, подведем итог!

  • Как проверить в слове двойную согласную?
  • К каким орфограммам она относится?
  • Как переносим слова с двойной согласной?

5 этап: работа по учебнику.

Ребята, на уроках русского языка мы работаем с вами над созданием толкового словарика, в который записываем словарные слова и слова значение которых у нас вызывают затруднение.

Прошу вас открыть учебники на стр. 41 упр.35. прочитайте четко про себя слова из упражнения, а сейчас в слух (спросить одного). Давайте прочитаем слова вместе со мной четко, негромко, деля на слоги.

Вы обратили внимание, что большинство слов вам не известны или вы слышали их, но в значении затрудняетесь, поэтому я прошу вас поработать в группе над созданием проекта о слове.

6 этап: проектная работа.

Каждая группа получает набор карточек для составления проекта, одинаковый для всех. Я предлагаю вам составить проекты для слов, что вам еще потребуется? Толковый словарь С. И.Ожегова.

АССОРТИ
КОНФЕТТИ
ПРОФЕССИЯ
ИЛЛЮМИНАЦИЯ

Работать мы будем по плану. СЛАЙД 5

  1. Найти значение слова в толковом словаре, а затем выбрать из предложенных соответствующую нужную карточку( наклеить).
  2. Выбрать соответствующую подходящую картинку( наклеить)
  3. Найти карточку со словом, поставить ударение, подчеркнуть двойную согласную.
  4. Подобрать однокоренные слова (по возможности).
  5. Составить предложение со словом (устно).

(план на группу и на слайде)

Итак, приступим к работе, разделите в группе обязанности, выберите того, кто будет защищать проект. На выполнение задания 10 минут.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Во время защиты, на доску вывешивается слово, а проект рядом).

Во время защиты проекта, слова записываем в тетрадь, не забываем про аплодисменты за выступление.

  • ПРОФЕССИЯ СЛАЙД 6

Вспомните, как называются профессии ваших родителей.

  • ИЛЛЮМИНАЦИЯ СЛАЙД 7

Когда мы используем иллюминацию? На новый год, день рождение.

  • КОНФЕТТИ СЛАЙД 8

Когда мы используем конфетти?

  • АССОРТИ СЛАЙД 9

Приведите примеры ассорти.

Молодцы. Проверьте ещё раз правильность записи этих слов у себя в тетради. СЛАЙД 10. Эти слова пополнят ваш словарный запас. Вы можете рассказать об этих словах родителям и друзьям.

7 этап: проверка знаний, взаимоконтроль.

А сейчас проведем конкурс «Самый внимательный». Вы записали в тетрадь 4 слова. Сейчас я буду говорить значение слова, а вы над записанными словами будете ставить цифры от 1 до 4 в таком порядке, как вы считаете нужным.

3 2 4 1
Профессия, иллюминация, конфетти, ассорти
  1. Ассорти – смесь, набор чего-нибудь.
  2. Иллюминация – декоративное освещение улиц, зданий, по случаю какого– либо торжества.
  3. Профессия – основной род занятий трудовой деятельности.
  4. Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.

А сейчас поменяйтесь тетрадями, возьмите карандаши и проверьте работу соседа по парте, СЛАЙД 11 оцените те работы, в которых нет ошибок.

Поднимите руку, кто справился с работой.

8 этап: подведение итога урока.

Итак, ребята, о какой орфограмме мы говорили на уроке? О словах с двойной согласной.

  • Как мы можем проверить слово с двойной согласной?
  • К каким орфограммам они относятся?
  • Как переносится слово с двойной согласной?
  • Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? СЛАЙД 12.

9 этап: домашнее задание.

Ребята, домашнее задание будет по выбору, но по одному упражнению из учебника на стр. 41 упр.35. Это тоже упражнение, над которым мы работали, только те кто пожелает, может выполнить аналогичный проект, но слова берёт уже другие или выполнить задание учебника по распределению слов на группы по двойной согласной.

10 этап: рефлексия.

А сейчас я вас прошу определить свое отношение к уроку с помощью разноцветных конфетти. СЛАЙД 13. Прошу вас на лист приклеить конфетти того цвета, которое соответствует вашему отношению к уроку:

  • Желтый – я все понял на уроке, мне было интересно.
  • Фиолетовый – я все понял на уроке, но мне было не интересно.
  • Коричневый – я не все понял, и мне было не интересно.

– Молодцы! СЛАЙД 14. Урок я хочу закончить коробкой конфет «Ассорти», чтобы вы на самом деле убедились, что такое ассорти.