Пояснительная записка
Актуальность разработки курса.
Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии» актуален: изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.
Данный элективный курс способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования.
Причины введения курса.
Данный курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет обучающимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ.
Проблемы, решаемые данной программой:
- совершенствование и развитие важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой;
- возможность обучающимися оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения;
- восполнение недостатков в орфографической грамотности и повышение ответственности обучающихся за конечный результат обучения.
Особенности программного материала.
Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии » предназначен для обучающихся 10-11 классов , изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а учащимся 11 классов – лучше подготовиться к выпускным экзаменам.
Данный элективный курс может выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса; может развивать содержание одного из базисных курсов, например, раздела «Орфография», т.к. изучение трудных вопросов орфографии в школе осуществляется на минимальном уровне; может быть направлен на удовлетворение практических интересов отдельных школьников.
Программа элективного курса может быть использована:
- в общеобразовательных школах (ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана);
- в образовательных учреждениях с углублённым изучением русского языка;
- как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору.
Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм.
Адресат.
Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 10–11 классов.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате изучения курса учащийся должен:
Знать:
- теорию возникновения правил орфографии;
- особенности слогового принципа русской графики и вытекающие отсюда орфографические вопросы;
- отступления от слогового принципа русской графики (касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного) принципа);
- принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
- особенности употребления строчных и прописных букв;
- общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов;
- алгоритмы написания трудных орфограмм.
Уметь:
- соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
- выполнять орфографический разбор слова;
- применять орфографические словари и справочники по правописанию при решении орфографических задач;
- самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, включая ресурсы Интернета;
- владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
- использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Целевая установка.
Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку:
сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся, способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию.
Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:
- Обучающие – расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.
- Развивающие – развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
- Воспитывающие – воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
- Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Структура программы.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- Введение – включает себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.
- Первый раздел – «Общие вопросы письма и правописания»– знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.
- Второй раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» – раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы; отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного принципа). Употребление буквы ё.
- Третий раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» – даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв о – ё после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; употребление и правописание частиц не и ни.
- Четвёртый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» – раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.
- Пятый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» – посвящен общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки не– и частицы не; слитному и раздельному написанию не с формами на -мый; слитному и дефисному написанию сложных прилагательных.
Формы организации учебного процесса.
Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:
- лекции учителя с различными видами заданий;
- доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
- беседы; беседы с элементами практической работы;
- работа в больших и малых группах;
- самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
- упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);
- самостоятельный отбор материала;
- поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;
- фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;
- чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;
- создание и публичная защита собственных проектов;
- проведение практикумов, семинаров.
Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической – организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично-поисковая, эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии.
Итоговый контроль.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:
- составления обобщающих схем, таблиц, алгоритмов;
- итогового теста, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;
- составление Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных обучающимися.
Объём и сроки проведения.
Программа элективного курса «Русский язык. Трудные вопросы орфографии.» общим объёмом 34 часов рассчитана на 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час.
Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)
Содержание программы
Вводное занятие.
Цели и задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»). Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и ц; вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв еиэ после букв, обозначающих парные по твёрдости – мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы ё.
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: три «основных морфологических» правила: употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; употребление и правописание частиц не и ни: Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением Ъ, Ь, употреблением Ь после шипящих в разных частях речи для обозначения грамматических форм. Функции Ь на письме (обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная).
Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц). Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Образование и правописание производных предлогов, отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи. правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.
Список литературы
Для учащихся:
- Букчина, Б. З.
Для учителя:
- Аванесов, Р. И,
Интернет-ресурсы
- Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»
- OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
- Htpp//edu.1sept.ru
- WWW.scool.edu.ru
- Htpp//rus.edu.1sept.ru Газета «Русский язык».
- Беляева В.Н. № 102-490-488
- Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
- http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
- http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
- http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
- http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- https://rus.1sept.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
Методические рекомендации по изучению данного курса.
В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в дальнейшем обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.
Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся старшего звена), учащиеся определяют самостоятельно.