Предметно-ориентированный элективный курс "Русский язык. Трудные вопросы орфографии". (Учебная программа элективного курса 10–11-х классов)

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Актуальность разработки курса.

Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии» актуален: изучение курса поможет учащимся получить опыт работы на уровне повышенных требований. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет обучающимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Изучение орфографии в разрезе данного курса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения.

Данный элективный курс способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования.

Причины введения курса.

Данный курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет обучающимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ.

Проблемы, решаемые данной программой:

  • совершенствование и развитие важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой;
  • возможность обучающимися оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения;
  • восполнение недостатков в орфографической грамотности и повышение ответственности обучающихся за конечный результат обучения.

Особенности программного материала.

Элективный курс «Русский язык. Трудные вопросы орфографии » предназначен для обучающихся 10-11 классов , изучающих русский язык, как на профильном, так и на базовом уровне. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а учащимся 11 классов – лучше подготовиться к выпускным экзаменам.

Данный элективный курс может выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса; может развивать содержание одного из базисных курсов, например, раздела «Орфография», т.к. изучение трудных вопросов орфографии в школе осуществляется на минимальном уровне; может быть направлен на удовлетворение практических интересов отдельных школьников.

Программа элективного курса может быть использована:

  • в общеобразовательных школах (ведение данного курса может осуществляться при выделении 1 часа из школьного компонента учебного плана);
  • в образовательных учреждениях с углублённым изучением русского языка;
  • как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору.

Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм.

Адресат.

Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 10–11 классов.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате изучения курса учащийся должен:

Знать:

  • теорию возникновения правил орфографии;
  • особенности слогового принципа русской графики и вытекающие отсюда орфографические вопросы;
  • отступления от слогового принципа русской графики (касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного) принципа);
  • принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
  • особенности употребления строчных и прописных букв;
  • общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов;
  • алгоритмы написания трудных орфограмм.

Уметь:

  • соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
  • выполнять орфографический разбор слова;
  • применять орфографические словари и справочники по правописанию при решении орфографических задач;
  • самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, включая ресурсы Интернета;
  • владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
  • использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

Целевая установка.

Цель курса: выполнить качественную подготовку сдачи ЕГЭ по русскому языку:

сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся, способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих задач:

  1. Обучающие расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее.
  2. Развивающие развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное.
  3. Воспитывающие воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности.
  4. Практические – овладение навыками пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Структура программы.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  • Введение – включает себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.
  • Первый раздел – «Общие вопросы письма и правописания»– знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.
  • Второй раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» – раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы; отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного принципа). Употребление буквы ё.
  • Третий раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» – даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв о – ё после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; употребление и правописание частиц не и ни.
  • Четвёртый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» – раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.
  • Пятый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» – посвящен общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки не– и частицы не; слитному и раздельному написанию не с формами на -мый; слитному и дефисному написанию сложных прилагательных.

Формы организации учебного процесса.

Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволят ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:

  • лекции учителя с различными видами заданий;
  • доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
  • беседы; беседы с элементами практической работы;
  • работа в больших и малых группах;
  • самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
  • упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение небольшого лингвистического эксперимента);
  • самостоятельный отбор материала;
  • поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;
  • фактическая работа по исправлению орфографических ошибок;
  • чтение рекомендованной научно-популярной, лингвистической литературы;
  • создание и публичная защита собственных проектов;
  • проведение практикумов, семинаров.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической – организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично-поисковая, эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии.

Итоговый контроль.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью следующих форм работ:

  • составления обобщающих схем, таблиц, алгоритмов;
  • итогового теста, проверяющего умения применять теоретические сведения на практике;
  • составление Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных обучающимися.

Объём и сроки проведения.

Программа элективного курса «Русский язык. Трудные вопросы орфографии.» общим объёмом 34 часов рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов в неделю – 1 час.

Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)

Содержание программы

Вводное занятие.

Цели и задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Разделы орфографии. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»). Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и ц; вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв еиэ после букв, обозначающих парные по твёрдости – мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы ё.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологографические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: три «основных морфологических» правила: употребление букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о]; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; употребление и правописание частиц не и ни: Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений. Смысловое и формальное сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно-обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточным времени, условия, цели. Названия-заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разрыв главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях; употребление в печати прописной буквы.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки -не и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на -мый. Общая постановка вопроса: правописание не с краткими прилагательными; правописание не с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание не с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые, в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с ни. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением Ъ, Ь, употреблением Ь после шипящих в разных частях речи для обозначения грамматических форм. Функции Ь на письме (обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная).

Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи (производных предлогов, союзов, частиц). Употребление предлогов, выражающих отношения между словами в словосочетании. Употребление предлогов с определенными падежами. Образование и правописание производных предлогов, отличие производных предлогов от имен существительных с предлогом, наречий, деепричастий с частицей не. Группы союзов по происхождению, синтаксическая функция союзов, отличие союзов от союзных слов. Правописание союзов, отличие союзов от других частей речи. правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.

Список литературы

Для учащихся:

  1. Букчина, Б. З. Терминология и культура речи / Б. 3. Букчина, Л. П. Калакуцкая. – М. : Наука, 1981.
  2. Букчина, Б. 3. Член-корр. или член-кор?. // О современной русской орфографии /Б. 3. Букчина. – М.: Наука, 1964.
  3. 3.Былинский, К К Нерешённые вопросы русского правописания / К. И. Былинский, А. Н. Жилин. – М.: Наука, 1974.
  4. Власенков, А. И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся / А. И. Власенков. – М. : Просвещение, 1978.
  5. Единый государственный экзамен: Русский язык : контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. -М.: Вентана-Граф, 2007.
  6. Розенталь, Д Э. Вопросы русского правописания /Д. Э. Розенталь. – М. : Издательство Московского университета, 1970.
  7. Розенталь, Д. Э. Прописная или строчная: опыт словаря-справочника / Д. Э. Розенталь. – М.: Русский язык, 1986.
  8. Текучее, А. В. Грамматико-орфографический словарь русского языка: пособие для учащихся / А. В. Текучев, Б. Т. Панов. – М.: Просвещение, 1976.
  9. Шанский, К М. В мире слов / Н. М. Шанский. — М. : Просвещение, 1971.
  10. Шуббе, Я. И. Орфография собственных имён / Я. И. Шубов.-М., 1965.

Для учителя:

  1. Аванесов, Р. И, Заметки по теории орфографии / Р. И. Аванесов. -М.: Наука, 1978.
  2. Алгазина, К К Методика обучения непроверяемым написаниям / Н. Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1977. – № 3.
  3. Алгазина, Н. К . О развитии орфографической зоркости /Н; Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1981. – № 3.
  4. Алгазина, К. К. Обучение учащихся 9-10 классов самостоятельной работе по совершенствованию орфографических навыков / Н. Н. Алгазина // Русский язык в школе. – 1980. – № 4.
  5. Антохина, В. А. К вопросу о формулировках орфографических правил / В. А. Антохина // Русский язык в школе. — 1980. -№1.
  6. Баранов, Л. А. Слитное и раздельное написание не с относительными прилагательными / Л. А. Баранов // Русский язык в школе. – 1981.-№ 6.
  7. Блинов, Г. К Практические и лабораторные занятия по методике русского языка / Г. И. Блинов, Б. Т. Панов. – М. : Просвещение, 1986.
  8. Божко, Н. М. Русский язык.10-11 классы. Трудные вопросы орфографии. Конспекты занятий, практический материал / Н. М. Божко. – Волгоград. : Учитель, 2011.
  9. Букчина, Б. 3. Исследования русской терминологии / Б. 3. Букчина. – М. : Наука, 1971.
  10. Букчина, Б. 3. Правила русской орфографии и пунктуации (1956) и орфографическая практика / Б. 3. Букчина. – М. : Изд-во АН СССР. Отделение лит. и яз., 1974. – Вып. 1.
  11. Беляева В.Н. № 102-490-488.
  12. Гужва, Ф. К Современный русский литературный язык / Ф. К. Гужва. – Киев, 1973.
  13. Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В. В. Иванов, 3. А. Потиха.-М. : Просвещение, 1985.
  14. Иванова, В. Ф. Судьба буквы ё / В. Ф. Иванова //Русский язык в школе. – 1988. – № 2.
  15. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии / В. Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1982.
  16. Лебедев, К М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку / Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 2000.
  17. Ромашина, К Ф. Русский язык. 5-11 классы : тесты для текущего и обобщающего контроля / Н. Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  18. Гупчаш язык : газ. -2001. -№ 47; 2002. -№ 1, 24.
  19. Хлебникова, А. В. Сборник текстов для закрепления навыков правописания / А. В. Хлебникова, Е. Ф. Плотникова. – М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»
  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
  3. Htpp//edu.1sept.ru
  4. WWW.scool.edu.ru
  5. Htpp//rus.edu.1sept.ru Газета «Русский язык».
  6. Беляева В.Н. № 102-490-488
  7. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
  8. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.
  9. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН
  10. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.
  11. http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»
  12. http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216
  13. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore
  14. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  15. https://rus.1sept.ru/topic.php?TopicID=1&Page
  16. http://www.openclass.ru/

Методические рекомендации по изучению данного курса.

В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия (В.Ф.Грекова, Н.Г.Гольцова), которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в дальнейшем обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера.

Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся старшего звена), учащиеся определяют самостоятельно.