Урок русского языка по теме "Правописание безударной гласной в разных частях слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщение знаний о правописании безударной гласной в разных частях речи, знакомство с творчеством Вики Ветровой, вызвать эстетическое удивление от встречи с поэтическим словом.

Ход урока

1. Словарная работа.

– Сегодня мы начнем урок со словарной работы. Читаем словарные слова орфографически.

– Запишем слова с красной строки.

– Проверьте, правильно ли написали слова.

– Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки?

– Какие части речи вы знаете?

– Что называется существительным? Назовите существительное. Определите род и склонение. От существительных образуйте прилагательные.

– Что называется прилагательным? Назовите прилагательные.Определите род прилагательных. Измените по родам.

– Что называется глаголом? Назовите глаголы. Определите спряжение.

– Слово безоблачныйразберите по составу.

– Слово сверкать сделаем фонетический разбор. В каких случаях не совпадает гласный звук и буква?

Вывод: Если на гласную падает ударение, она находится в сильной позиции. Если на гласную не падает ударение, она находится в слабой позиции и ее надо проверять.

2. Тема урока.

– У нас сегодня на уроке царит ее величество безударнаягоасная. Мы сегодня вспомним, как пишется безударная гласная в приставках, суффиксах, корне и окончаниях. А в помощники возьмем стихи. Чьи? Простите сами. (Вика Ветрова)

Зарываюсь головой в песок,
Упираюсь в небеса ногами.
Я прошу Вас: догадайтесь сами –
Быть ребенком плохо? хорошо?

Мир неугомонный и большой,
Не поспеть за лебединой стаей!
Подскажите, я еще не знаю:
Быть ребенком плохо? хорошо?

В детстве все так ярко и смешно,
Высоко над головой звезды.
Я сама отвечу, это просто:
Быть ребенком – очень хорошо!

3. Безударная гласная в корне.

– Родилась Вика 7 июля в 1978 г. В Москве. Сочинять начала очень рано – в 5 лет. Сейчас это уже взрослый человек, но для нашего урока я подбирала стихи тех лет, когда Вика была вашей ровесницей. Какая Вика в жизни? Такое же солнечное существо, как и ее стихи, непосредственная и добрая.

В узорное оконце
Заглянуло солнце.
Серебрится мой стакан.
Зайчик прыгнул на диван,
С одеяла прямо в нос,
Рассмешил меня до слез.
Распахнула я оконце.
Заходи к нам в гости, солнце!
Чаю мы с тобой попьем,
И пойдем гулять вдвоем.

– Это стихотворение у вас перед глазами.

– Какая орфограмма пропущена в словах?

– Как проверить безударную гласную в корне?

– Любую ли безударную гласную в корне можно проверить ударением?

– Выписать слова с пропущенными безударными гласными в корне, устно объясняя правописание.

– Найдите обращение. Как оно выделяется на письме?

4. Безударная гласная в приставках

– У Вики любимый предмет в школе – рисование. Может быть поэтому многие ее стихи – это маленькие зарисовки окружающего мира.

Тучка.

Набежала тучка, ветер дунул вихрем.
Понеслись былинки по деревьям лихо.
Побежал вдруг дождик по полям озимым.
Собирали ягоды девочки в корзины.
Дождик утихает, капает с деревьев.
Мокрые ребята побрели в деревню.

– Запишите слова с приставками. Я медленно читаю стихотворение вновь.

– Выделите приставки. Как пишутся безударные гласные в приставках?

5. Безударная гласная в суффиксах.

Лето, лето золотое,
Лето, солнцем залитое.
Лето мирное, большое,
Лето дружное, смешное.

Любимое время года – лето. Любимый цветок – незабудка. Любимый цвет – голубой.

Мой стих.

Как голубая звездочка,
Загадочен и тих,
Из маленького облачка
Ко мне спустился стих.

То в серой шубке зайчика,
То в беленькой – песца
Порхал мой стих, не падая,
У самого крыльца.

Веселым ранним утром,
Прервав последний сон,
Тот стих – за буквой буква –
Скользит в мою ладонь.

– Запишите в столбик слова с доски:

Кисточка –
Черненький –
Ключик –

– Выделите суффиксы, найдите в стихотворении слова с такими же суффиксами и запишите их рядом.

– Как проверить безударную гласную в этих суффиксах? В каких еще суффиксах мы запоминаем правописание безударной гласной?

– В каких случаях пишется суффикс –ек-, а в каких –ик-?

Физкультминутка

6. Безударная гласная в окончаниях. В себе не любит—лень, а в людях злость и зависть. И я читаю поэму о любви.

Поэма о любви.

На заборе Васька – кот,
Он сидит – не ест, не пьет.
В доме том под абажуром
Ждет его подружка Мура.
Мура бусы примеряет,
Брошь себе на хвост цепляет.
Мура – модница такая,
Очень глупая, смешная.
Иногда днем Мура спит,
И мурлычет, и сопит,
Только ночью кошка
Ходит за окошком.

Ночью с милым Васькой
Не смыкает глазки,
Слушает, как Васька
Сказывает сказки.
А наутро – по домам
В покоренье сладким снам.

– Найдите существительные с безударным окончанием. Запишите словосочетания. Какие окончания пишутся у существительных 1 скл.? 2 скл.? 3 скл.?

– Найдите прилагательные с безударным окончанием. Запишите словосочетания. Как проверить безударные окончания прилагательных?

– Найдите глаголы с безударным окончанием. Выпишите эти глаголы и объясните их правописание. Как определить спряжение глаголов? Какие окончания пишутся у глаголов 1 спр. ? 2 спр. ? Назовите глаголы-исключения.

7. Самостоятельная работа.

– Вика смешливая и чуть-чуть кокетливая, любит играть.

Ырунда.

(Викино слово, здесь нет ошибки, а дальше в стихотворении они встречаются найдите их)

Сыр – котался на горбушки,
Мыло – плавало в кадушке,
Выдра – грызла кожуру,
Лыжи – прятались в углу,
Пыль – глотаит пылисос,
Дыню – кушаит Барбос,
Рыба – спит в зеленым или,
Мы – мамулю рассмишили.

8. Творческая работа.

– Вика любит музыку и не любит объяснять свои стихи. И все же представьте себе, что в коридоре послышались легкие шаги, звонкий смех и в класс вошла Вика.

Что вы ей скажите?

Понравились ли ее стихи? Какие у Вики стихи? Чем удивили, запомнились, поразили ее стихи? Какие чувства вызвали ее стихи? Чтобы вы ей пожелали?

Здравствуй, Вика! ….

9. Итог урока.

– Что обобщали на уроке?

10. Домашнее задание.

– Каждому дарю стихотворение Вики. Прочтите его, оцените. Выпишите из него слова с безударными гласными в корне, приставках, суффиксах и окончаниях и объясните их правописание.