Смена видов деятельности как один из элементов здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Уроки музыки дают уникальную возможность реализовать в школе следующие здоровьесберегающие технологии:

МУЗЫКОТЕРАПИЮ – психотерапевтический метод, признанный Минздравом в 2003г., как официальный метод лечения: музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

  • ЛОГОРИТМИЧЕСКУЮ ГИМНАСТИКУ (логоритмию) – двигательные паузы после долгого сидения
  • РИТМОТЕРАПИЮ – совокупность танца, мимики и жестов, то есть музыкально– ритмические упражнения.
  • ФОЛЬКЛОРНУЮ АРТТЕРАПИЮ – русский песенный фольклор, уроки-обряды, путешествия, пение народных детских песен, попевок, прибауток (релаксация рук кистей позволит сбросить накопившиеся зажимы).
  • ВОКАЛОТЕРАПИЮ – благотворное влияние на работу почек, желез внутренней секреции, массирование гортани, влияние на работу сердца.
  • МУЗЫКАЛЬНО-РАЦИОНАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ:

– формулы психической устойчивости (только смеяться),
– формулы расслабления и успокоения пальцев,
– формулы защиты беспокойства, плохих мыслей и т.д.

  • АРТТЕРАПИЮ
  • УЛЫБКОТЕРАПИЮ
  • ТЕРАПИЮ ТВОРЧЕСТВОМ – выполнение творческих заданий на уроке.
  • СКАЗКОТЕРАПИЮ – перспектива собственного роста, дарит мечты, надежды, поддержание душевного мира детей.

Специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантовый очаг возбуждения, связанный с болезнью.

Многие взрослые были бы уравновешеннее и спокойнее, если бы в детстве засыпали под колыбельную песню.

Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать известное воздействие не этическую сторону души.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию “нелекарственным” способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, влияя на мозг ребенка. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.

Примеры:

– Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, А. Вивальди) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создает духовную, стимулирующую среду.

– Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, хорошо действует на психику, полезна при язве желудка.

– Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И. Чайковский) подчеркивает выразительность и чувственность. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность и нервное напряжение.

– В качестве лекарственного средства от головных болей можно использовать “Полонез” М. Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С.В. Рахманинова.

Музыкальные произведения, используемые для регуляции:

1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

  • Шопен. “Мазурка”, “Прелюдии”.
  • Штраус. “Вальсы”.
  • Рубинштейн. “Мелодии”.

2. Уменьшение раздражительности, разочарования.

  • Бах. “Кантата 2”.
  • Бетховен. “Лунная соната”, “Симфония ля-минор”.

3. Для общего успокоения, удовлетворения.

  • Бетховен. “Симфония 6”, часть 2.
  • Брамс. “Колыбельная”.
  • Шуберт. “Аве Мария”.
  • Шопен. Ноктюрн “Соль-минор”.
  • Дебюсси. “Свет луны”.
  • Записи природных шумов: звук прибоя, пение птиц в лесу, шум дождя, журчанье ручья и т.д.

4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

  • Бах. Концерт “Ре-минор” для скрипки, “Кантата 21”.
  • Барток. “Соната для фортепиано”, “Квартет 5”.
  • Брукнер. Месса “Ля-минор”.

5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

  • Моцарт. “Дон Жуан”.
  • Лист. “Венгерская рапсодия 1”.
  • Хачатурян. Сюита “Маскарад”.

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения.

  • Чайковский. “Шестая симфония”, 3 часть.
  • Бетховен. Увертюра “Эдмонд”.
  • Шопен. “Прелюдия 1, опус 28”.
  • Лист. “Венгерская рапсодия 2”.

7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.

  • Бах. “Итальянский концерт”.
  • Гайдн. “Симфония”.

Песня помогает:

Мышечному корсету – за счет дыхательных упражнений работают мышцы пресса.

Пищеварению – подвижная диафрагма “массирует” желудок и кишечник, улучшается метаболизм, тело приходит в норму: худощавое тело “смягчается”, полные люди худеют.

Позвоночнику – появляется ощущение внутренней опоры, стержня (его называют “вокальный столб”), который начинается на уровне таза и проходит сквозь все тело. Он снимает нагрузку с шеи, плеч и поясницы.

Дыхательной системе – поставленное дыхание позволяет вокалисту задействовать нижнюю долю легких, тем самым, увеличивая их жизненную емкость. С помощью упражнений по вокалу можно вылечить даже хроническую астму.

Сердцу – глубокое дыхание снижает нагрузку на сердце и нормализует давление.

Мозгу – при активном дыхании в мозг поступает больше кислорода, мыслительный процесс стимулируется.

Психика – от того, насколько далеко вы можете “выплеснуть” звук, зависят размеры вашего личного пространства. Расширяя свои границы, вы становитесь эмоционально устойчивее.

Для того чтобы научиться петь, достаточно желания. Самая серьезная проблема вокала – неконтролирующее поверхностное дыхание (плечами, стрессовое, отрывистое). Правильное дыхание будет “вымывать” напряжение из тела: первый заметный эффект занятий – улучшение физического самочувствия.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развития детской индивидуальности.

ПРИМЕРЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

а) ТЕКСТОВЫЕ

* АЛФАВИТНЫЕ

Аа
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.

Бб
Бабочка порхает
Нежно над цветком.
Кружится, летает.
Я бегу с сачком.
Вот она присела
Тихо на листок.
Я поймать хотела,
Дунул ветерок.
И несёт по ветру
Бабочку мою.
Я с сачком за нею
По тропе бегу.

Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

Гг
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбега в воду плюх!

Дд
Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устаёт,
Клювом мошек достаёт.
Замолчит на миг. И вдруг
Снова слышим тук – тук – тук.

Ее
На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.

Ёё
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Жж
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.

 

Зз
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.

Ии
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.

Кк
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

Лл
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.

Мм
Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

Нн
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.

Оо
Вы сегодня обезьянки.
По – английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

Пп
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.

Рр
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

Сс
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

Тт
Мы, покинув этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь ещё один.
Ну, а, прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.

Уу
Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Фф
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.

Хх
В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.

Цц
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.

Чч
Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А теперь вот 6 как раз.
Снова тикают часы
9 нам пробьют они.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.

Ш
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.

Щ
Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Юю
Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.

Яя
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт

* ИГРОВЫЕ

Игра “Гусли-самогуды”
(младшие школьники)

Педагог читает текст, звучит ритмичная музыка, ученики выполняют движения.

В сказочном дворце,
На высоком крыльце
Звучит громко указ –
Добрым молодцам наказ:
“Кто сумеет танцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять”.
Гусли-гусли-самогуды
Распевают песню всюду.
Раз готовы вы, друзья,
Танцевать нам всем пора.
Вот и музыка звучит,
А народ все ждет, стоит.
Ой, пустились плечи в пляс,
Веселей, еще хоть раз.
Пальцы, локти скачут вместе,
А народ стоит на месте.
Пляска стала затихать,
Тише музыка играть...
Ноги стали просыпаться,
Просыпаться, подниматься,
Пятки, пальцы и колени
Заплясали как хотели.
Как им весело плясать!
Только стали уставать.
Рад живот поупражняться,
Научился напрягаться.
Вдох и выдох, покрутись,
Лежебока, эй, проснись!
Вновь поднялись наши плечи.
Выше, выше, резче, резче!
Стали плечи затихать,
Затихать и засыпать...
Щеки, носик в пляс пошли.
Брови нежно подними.
Губы вытянулись в трубку.
Потанцуй еще минутку.
Вновь народ стоит и ждет:
Что нам музыка споет?
Эй, помощник, выходи,
Общий танец закажи!

(Учитель выбирает ученика для показа движений, а другие школьники все за ним повторяют.)

Игра “Деревья в лесу”
(младшие школьники, подростковый возраст)

(Звучит музыка.)

Педагог. А теперь – игра. Вы готовы превращаться? Сейчас мы будем деревьями. Встаньте друг за другом.
В лесу светило солнышко, и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны... Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются... Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя.

Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто ласково стучит дождик.

Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее... И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот вновь появилось солнышко, деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Игра “Помощники”
(младшие школьники)

Педагог. А сейчас поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке. Приготовились!

Бабушка постирала белье, а отжать его не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стряхни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... Ну вот, с бельем управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, размахнулись и резко опускаем прямо на бревно... Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!

А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле... Отдохнули?! Пора продолжать урок!

* ВЕСЕЛЫЕ

Для игр, массажа и гимнастики

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

Поочередно касаемся головы, рук, ног.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!

Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Просыпалка (с самого рождения)

– Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
– Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
– Маме с папой улыбнулись.

Утренняя гимнастика

Ручки-ручки – потягушки
И ладошки – похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок!

Здесь нужно просто следовать тексту, причем каждую строчку повторять столько раз, сколько нужно.

Материал предоставлен сайтом "Веселые обучалки и развивалки". Ссылка на источник материала присутствует.

б) МУЗЫКАЛЬНЫЕ – Приложение 1

Список используемой литературы:

  1. Симон Соловейчик “Игровые приемы обучения”
  2. И. Сафарова “Развитие игровых движений через слухо-мышечные ощущения”
  3. Физминутки “От А до Я” – приложение 7 в сборнике “Здоровьесберегающие технологии”
  4. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова “Физкультурные минутки” (Планета детства)
  5. Марина ПАНФИЛОВА, психолог комплекса Детский сад – школа “Рош-образование”, г. Москва
  6. Гайтеров А.Н., преподаватель ОБЖ

Список источников:

  1. http://artice.ru/uploads/posts/2009-10/1256649127_chipmunk.jpg
  2. http://cherrysait.narod.ru/flowers2.jpg
  3. http://s43.radikal.ru/i100/1007/c3/92168b0c0666.jpg
  4. http://www.smayli.ru/mishia_11.html