Методические рекомендации по изучению темы "Основы генетики". 10-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 10


Пояснительная записка

Модернизация образования требует внесения корректив в образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с учащимися. Обучение должно быть более практичным, ориентированным на деятельность.

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивную или творческую.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (возможна определенная помощь) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность.

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием. Модульное обучение дает учителю большую возможность для индивидуального консультирования, индивидуальной помощи. Взаимоотношения между учителем и учеником выходят на новый уровень – субъект – субъектную основу.

При составлении модуля учитель использует следующий алгоритм:

- формулировка темы урока;

- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;

- разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них;

- подбор необходимого фактического материала;

- определение способов учебной деятельности учащихся;

- отбор методов и форм преподавания;

- подготовка необходимого количества текста технических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого ученика или пары).

Учебный модуль составляется в виде индивидуального образовательного маршрута. Четкий алгоритм действий помогает осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Работу по модулю можно условно разделить на три этапа.

1. Подготовительный этап – более активен учитель, он раскрывает значимость предстоящей деятельности.

2. Основной этап – активность переходит к школьникам. Роль учителя направляющая, поддерживающая, корректирующая. Учитель наблюдает за самостоятельной работой ребят. На индивидуальном этапе анализирует.

3. Заключительный этап – учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы, осваивая способы анализа и самоанализа деятельности.

Во всех элементах модульного урока основу составляет диалог учителя и учеников, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей самостоятельной работой. Новизну в методических рекомендациях составляет материал по использованию Интернет-материалов сайта ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru)

Использование подобных технологий позволяет модернизировать традиционные методы обучения и помогает каждому ученику достичь поставленных дидактических задач внутри законченного блока, что способствует развитию исследовательских навыков, умению анализировать и самостоятельно делать выводы. Использование компьютера на уроках повышает наглядность обучения и вовлекает каждого учащегося в образовательный процесс.

Методические рекомендации разработаны по учебнику: Общая биология 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. - М., Дрофа, 2010 год.

Тема рассматривается на основе изучения биологии в 10 классе по 2 часа в неделю (1 час из компонента образовательного учреждения).

Весь теоретический материал, инструктивные карты к урокам и индивидуальные карточки находятся в приложении.

Используемая литература

  1. В.М. Жуков “Биология. Основы генетики. Менделизм”, пособие. – Волгоград, издательство “Учитель” , 1980 г.
  2. Галушкова Н.И. “Способы решения задач по генетике”, пособие. – Волгоград, издательство “Братья Гринины”, 1997 г.
  3. И.Ф.Ишкина. Биология 10 класс. поурочные планы ( по учебнику “Общая биология” под редакцией Д.К.Беляеваи А.О.Рувинского). – Волгоград, издательство “Учитель – АСТ”, 1999 г.
  4. Общая биология. 10 – 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник/ - М., Дрофа, 2010 г.
  5. Р.К.Закиев. Методические указания к практическим занятиям по общей генетике. – Казань, издательство “Татполиграф”, 1972 г.