Цель: Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.
Задачи:
Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;
Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.
Оборудование : таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым ).
Ход урока
1. Организационный момент.
Зазвенел и смолк звонок...
2. Сообщение темы.
- Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.
Чистописание (отрабатываем соединения букв).
ая яя ый ий ой ое ее
- Кто догадался , что мы сейчас писали?
Д: Окончания прилагательных.
- Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.
Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.
(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)
- Из каких частей речи состоят словосочетания?
- Как вы различаете части речи?
- Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.
(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)
- Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.
(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:
Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.
3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):
А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!
- Найдите в предложении имена прилагательные.
- Почему у имён прилагательных разные окончания?
- С чем это связано?
- Чему сегодня будем учиться на уроке?
(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)
Д.: Определять род и число имён прилагательных.
- Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.
4. Физминутка.
- Прочитайте словосочетания на доске:
Красный шарф, красная шапка, красное пальто
- Как определить род имён существительных? Прилагательных?
Мужской род Он, мой Женский род Она, моя Средний род Оно, моё
(Объяснение по таблице :
Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.
(Вывод делают сами ученики.)
- Это главное для нас на уроке.
Выборочный диктант.
- Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.
(Пара построена так : сильный- слабый.)
Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.
- Как вы определяли род и число имён прилагательных?
(Высказывания детей.)
- Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.
Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.
(У доски работают два ученика индивидуально.)
В имени прилагательном 2 слога. | – |
6 букв. | + |
6 звуков. | – |
Это прилагательное – среднего рода. | + |
Прилагательное стоит в единственном числе. | + |
- Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?
(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)
- Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
Звучит ... песня скворца. Светит ... солнце. Стоит ... погода. В саду зацвели ... цветы.
- Записать предложения в тетрадь разными способами.
- 1 предл. – списать с доски;
- 2 предл. – запись под диктовку;
- 3 предл.- по памяти;
- 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.
- Подчеркните прилагательные, определите род и число.
- Как определить род и число имён прилагательных?
- Для чего это делаем?
5. Самостоятельная работа по карточкам.
Задания для сильных учащихся: | Задания для слабоуспевающих учеников |
Замени словосочетания так, чтобы там
было имя прилагательное. Горшок для цветов; |
Определи род и число имени
прилагательного. Цветочный горшок; |
(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)
- Чему научились на уроке?
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой , какой?
Женский род, помню я,
То , про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно , моё, какое?
6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.
- Чему научились на уроке?
Сообщение отметок.