Урок по теме "Род и число имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать умение учащихся определять род и число имён прилагательных.

Задачи:

Развитие орфографической зоркости, умения рассуждать, различать части речи, работать в парах;

Воспитание у школьников интереса и любви к русскому языку, к предмету.

Оборудование : таблица “Род имён прилагательных”, карточки для индивидуальной работы (сильным и слабым ).

Ход урока

1. Организационный момент.

Зазвенел и смолк звонок...

2. Сообщение темы.

- Продолжаем работать с именами прилагательными. А вот чему мы должны научиться на уроке вы ответите сами.

Чистописание (отрабатываем соединения букв).

ая яя ый ий ой ое ее

- Кто догадался , что мы сейчас писали?

Д: Окончания прилагательных.

- Эти соединения букв встретятся в словосочетаниях на уроке.

Словарь: большой арбуз, хитрая ворона, тёплое пальто, сильный мороз, сочная ягода, сочная капуста.

(Записываем с комментированием. Учитель спрашивает слабых учеников.)

- Из каких частей речи состоят словосочетания?

- Как вы различаете части речи?

- Подчеркните имена прилагательные и орфограммы в именах существительных.

(Учащиеся объясняют .Так же можно спросить и слабоуспевающих ребят.)

- Составьте предложения со словом капуста, употребляя имена прилагательные.

(Дети предлагают разные варианты предложений. На доске записывают следующее:

Хорошая капуста в тугой кочан завьётся.

3. Познавательный материал (сообщает подготовленный ученик):

А знаете ли вы. Что капуста любит чистую воду и хорошую погоду. В Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах “капустниках” и при этом приговаривали : “ Не будь голенаста, а будь пузаста! Не будь пустая, а будь густая!” это очень полезный и богатый витаминами продукт. Особенно в весеннее время. Ешьте капусту в салатах, щах и борщах! Она очень полезна для здоровья!

- Найдите в предложении имена прилагательные.

- Почему у имён прилагательных разные окончания?

- С чем это связано?

- Чему сегодня будем учиться на уроке?

(Ученики высказывают свои предположения. Учитель выбирает наиболее близкие к теме.)

Д.: Определять род и число имён прилагательных.

- Это и есть тема урока.Сначала мы отдохнём, а затем продолжим работать.

4. Физминутка.

- Прочитайте словосочетания на доске:

Красный шарф, красная шапка, красное пальто

- Как определить род имён существительных? Прилагательных?

Мужской род Он, мой
Женский род Она, моя
Средний род Оно, моё

(Объяснение по таблице :

Вывод: чтобы определить род имёни прилагательного, надо определить род имени существительного.

(Вывод делают сами ученики.)

- Это главное для нас на уроке.

Выборочный диктант.

- Около доски работают две пары. Девочки выписывают имена прилагательные женского рода, а мальчики прилагательные мужского рода. В тетрадях вы делает е все записи.

(Пара построена так : сильный- слабый.)

Новая книга, новый день; тёплая погода, тёплый дом; весёлый человек, весёлая игр; пушистый снег, пушистая ёлка.

- Как вы определяли род и число имён прилагательных?

(Высказывания детей.)

- Проведем исследование имени прилагательного. Запишем: Чистое небо.

Если моё утверждение верно, то ставьте “+” , если нет , то “-”.

(У доски работают два ученика индивидуально.)

В имени прилагательном 2 слога.
6 букв. +
6 звуков.
Это прилагательное – среднего рода. +
Прилагательное стоит в единственном числе. +

- Почему вы не согласились с некоторыми утверждениями?

(Объяснение детей, что в слове 3 слога, а не 2, 7 звуков.)

- Работаем с текстом. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные.

Звучит ... песня скворца. Светит ... солнце. Стоит ... погода. В саду зацвели ... цветы.

- Записать предложения в тетрадь разными способами.

  • 1 предл. – списать с доски;
  • 2 предл. – запись под диктовку;
  • 3 предл.- по памяти;
  • 4 предл. – составить схему и зашифровать орфограммы.

- Подчеркните прилагательные, определите род и число.

- Как определить род и число имён прилагательных?

- Для чего это делаем?

5. Самостоятельная работа по карточкам.

Задания для сильных учащихся: Задания для слабоуспевающих учеников
Замени словосочетания так, чтобы там было имя прилагательное.

Горшок для цветов;
Ведро для мусора;
Ложка для чая;
Платок для носа;
Суп из гороха.

Определи род и число имени прилагательного.

Цветочный горшок;
Мусорное ведро;
Чайная ложка;
Носовой платок;
Гороховый суп.

(В это же время за доской работают два ученика, выполняя аналогичную работу. Это материал для самопроверки.)

- Чему научились на уроке?

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны!
Признаки предметов
Называешь ты.
Род мужской, конечно, мой , какой?
Женский род, помню я,
То , про что скажу – моя, какая?
Средний род- оно , моё, какое?

6. Объяснение домашнего задания. Оно дифференцированное.Для слабоуспевающих ребят даётся более подробный инструктаж.

- Чему научились на уроке?

Сообщение отметок.