Цель: Знакомство детей с понятием “звери”
Задачи:
- Образовательные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия “животные”, “звери” и “млекопитающие”.
- Развивающие: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, схемы); активно пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, учиться делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе и всему живому на Земле, развивать познавательные процессы учащихся
Оборудование урока:
- Учебник “Окружающий мир 1 класс” Плешаков А.А., Москва Просвещение, 2011, Ч. 1.
- Рабочая тетрадь “Окружающий мир 1 класс” Плешаков А.А., Москва Просвещение, 2012, Ч.1;
- Тесты “Окружающий мир 1 класс” Плешаков А.А., Москва Просвещение, 2012;
- Атлас – определитель “От земли до неба” Плешаков А.А., Москва Просвещение, 2010;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- интерактивная презентация “Кто такие звери?” конверты с образцами шерсти зверей, фишки, цветные карандаши, карточки с изображением зверей.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент. Цель – проверка готовности к уроку. |
|||
- А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё на месте, всё ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? |
Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | УУД: личностные | |
2. Этап повторения изученного. Цель – выявить знания детей по изученным ранее темам. |
|||
- Сегодня на уроке мы вместе с
Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой
продолжим наше путешествие по царству животных.
С некоторыми группами животных мы уже знакомы. -
Давайте их вспомним. А для этого поиграем в игру
“Четвертый лишний?” - Вам нужно рассмотреть слайды с картинками животных и назвать на каждом слайде лишнее, объяснив свой выбор. (Слайды 2, 3, 4) |
Дети выбирают на каждом слайде картинку с лишним животным и называют отличительные признаки каждой группы животных | УУД: познавательные, регулятивные | |
3. Этап подготовки учащихся к
восприятию нового материала. Цель – постановка учебной задачи, формулирование темы и цели урока. |
|||
- Рассмотрим слайд № 5 - Картинки каких животных вы видите на слайде. Посмотрите внимательно на лису, собаку, зайца. - Что делает их похожими? - Чем покрыто тело у этих животных? - Так по какому признаку мы определили, что они похожи? - Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой животных. Это звери. - А кто такие звери? На этот вопрос мы сегодня должны найти ответ. - Так какую же цель мы поставим перед собой? |
Дети называют изображённых на
картинках зверей, обосновывая их сходство –
наличием у них шерсти. Учащиеся формулируют цель урока - рассказать Муравьишке Вопросику и Мудрой Черепахе о том, кто такие звери и как их отличить от других групп животных |
УУД: познавательные, регулятивные | |
4. Этап актуализации знаний. Цель – выявить первоначальные знания детей по теме “Звери”. |
|||
- Каких зверей вы знаете? | Дети называют известных им зверей, делятся имеющимися у них знаниями о них. | УУД: личностные, коммуникативные | |
5. Этап изучения новых знаний. Цель – выявление особенностей строения зверей |
|||
1. Работа по учебнику. - Откройте учебник на странице 38. - Назовите животных изображенных на рисунке. - Положите зеленую фишку на зверя.
- Рассмотрите строение тела жирафа. - Какие части тела вы выделите у жирафа. - А теперь рассмотрим строение тела кошки на слайде. (слайд 6) - Какой вывод мы можем сделать? - А что еще является общим у всех этих зверей? 2. Практическая работа. - На ваших столах конверты в которых лежат пучки шерсти. Достаньте их и выложите на поднос. Шерсть вычесана с разных зверей. - Рассмотрите пучки шерсти. - Потрогайте, какая она на ощупь. - Какого она цвета? Из чего состоит пучок? - Много ли волосков в пучке? - Рассмотрите образцы шерсти на слайде.(слайд 7) - Такими волосками и покрыто тело зверя. - Кто может сделать вывод, кто же такие звери? 3. Наблюдение за разнообразием зверей. Звери – это единственные живые существа, у которых есть шерсть. Количество шерсти у них может быть различным, например, а у белого медведя ее много, а у слона ее мало. У некоторых зверей ее вообще нет. Например, у бегемота. У других зверей - бобра, тело покрыто волосами двух разных видов - под длинными жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. И когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы. А у дикобразов особые волосы. Они называются иглами. Некоторые звери меняют окраску шерсти в разные времена года. - Каких вы знаете зверей, меняющих окраску. (слайды 13-14 ) - Большинство из них ходят на четырех лапах. Но некоторые могут скакать на двух - кенгуру. (слайд 15). Часть зверей обитает на земле, часть — на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. (слайд 16) — Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения. Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. - Как вы думаете, с чем это связано? Крот роет подземные ходы, там он охотится. И лапы его превратились в лопатки. (слайд 17) Летучие мыши — единственные звери, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа. (слайд 18) -- Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. От долгого пребывания в воде, по мнению ученых, шерсть постепенно исчезла. (слайд 19.) Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей. (слайд 20) - Самое удивительное животное - это як. Он имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и плюс ко всему ещё хрюкает, как свинья. (слайд 21) 4. Знакомство с новым понятием. - Тело зверей покрыто шерстью, они дышат воздухом, но есть ещё один момент, который объединяет всех зверей. Посмотрите на фото в учебнике. - Кого вы там видите? - Кто у нее появился? Чем она их кормит? - Рассмотрите слайд. (слайд 22 ) – Что общего между картинкой с изображением зверей в учебнике и картинками зверей на слайде? - Что нового вы узнали о зверях? - Кто знает, как по-другому называются звери? - Правильно, зверей ещё называют млекопитающими. - Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими. - Сделайте вывод: чем звери отличаются от других животных? 5. Физкультминутка |
Кладут фишку на зверя, объясняют выбор.
Учащиеся отгадывают загадку, называют части тела жирафа. Части тела одинаковые у всех зверей. Наличие у зверей шерсти.
Дети рассматривают шерсть, делятся своими впечатлениями о ней делают вывод.
Выслушиваются ответы учащихся.
Учащиеся делятся своими предположениями.
Учащиеся рассматривают фото в учебнике и на слайде.
Выслушиваются ответы детей |
УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные | |
6. Этап первичной проверки
понимания изученного. Цель – проверка знаний учащихся о зверях, обитающих в наших лесах, умение работать в паре. |
|||
- У вас на партах лежат карточки с
изображением зверей. - Рассмотрите карточки
отметьте карандашом тех зверей, которые
проживают в наших лесах. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте друг друга. - Проверяем. |
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка. Обсуждение. |
УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные. | |
7. Этап изучения новых знаний. Цель - деление зверей по месту обитания и по питанию на группы |
|||
Мы с вами рассмотрели зверей: жирафа,
корову, кота. – На какие группы их можно
разделить? - Чем они отличаются? (слайды 23-24) -
Сделайте вывод. - Каких еще домашних зверей вы
знаете? Диких? – Чем питаются звери? – На какие
группы можно разделить зверей по способу
питания? (слайд 25) Физкультминутка |
Выслушиваются ответы учащихся. Выслушиваются ответы учащихся |
УУД: познавательные,предметные, коммуникативные | |
8. Этап применения изученного.
Практическая работа учащихся. Цель – умение работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся. |
|||
- Откройте учебник на стр.39. - Назовите изображенных на рисунке в учебнике знакомых зверей, а неизвестных найдите с помощью атласа- определителя. | Учащиеся работают в паре, неизвестных зверей находят в атласе - определителе. | УУД: познавательные, регулятивные | |
9.Этап контроля и самоконтроля. Цель – проверить усвоение нового материала. |
|||
- Проверим, как вы усвоили тему нашего
урока. - Откройте “Тесты” на с. 13. - Обменяйтесь тетрадями с соседом. – Проверьте работы друг друга. – У кого есть вопросы по выполнению теста? |
Выполняют тест в тетрадях. Взаимопроверка. |
УУД: регулятивные, коммуникативные | |
10. Этап подведения итогов
занятия. Цель – подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику |
|||
- Кто такие звери? Чем они отличаются от
других групп животных? Проверим правильность нашего вывода в учебнике. |
Дети самостоятельно формулируют правило и проверяют его по учебнику. | УУД: познавательные, регулятивные. | |
11. Рефлексия. | |||
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Выполнили мы цель? - Какое у вас настроение от урока? - Если вам понравился урок и все было понятно, нарисуйте улыбающийся смайлик. |
Ответы учащихся | УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные |