ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Тема. Цель.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Михайловна.
- Я приглашаю вас на час общения. Мы с вами будем работать в группах. А для этого будем придерживаться следующих правил .
(Слайды: 1,2,3,4 правила – чтение по группам, выбор ответственного )
1. внимательно выслушать каждого;
2. обсуждать в тихой спокойной обстановке;
3. не мешать другим группам;
4. выбрать представителя группы для ответа.
Итак, капитаны в группах выбраны.
2. Шум за дверями, в дверях мыльные пузыри, заходят 2 инопланетянина.
(в руках капсула с посланием)
- Мы прилетели с далёкой планеты. Давно мы за вами наблюдаем, видим, что вы все живёте дружно, все дела умеете выполнять вместе, вам жить весело и интересно. А жители нашей планеты часто ссорятся и не могут найти общий язык. Помогите нам, пожалуйста!
- Посмотрите, как мы живём! (достают из капсулы послание и показывают)
- Ребята, что вы видите здесь? (ссорятся, обзываются, не умеют общаться, они все поодиночке...)
- Давайте мы, жители планеты Земля поможем нашей гостье и выведем правила общения.
- Будь нашей гостьей. Мы обязательно вам поможем. Садитесь, пожалуйста, к ребятам!
(гости садятся в группы)
- А как вы думаете, ребята, что такое общение? Обсудите в группах и дайте ответ.
(делиться своими впечатлениями, вместе играть, что – то обсуждать, ...)
3. Работа в группах.
3. 1. - А с чего начинается общение?
(версии детей: с приветствия, с обращения, ...) Вариантов было много, прийти к единому мнению нам помогут пословицы.
- Их нужно собрать, прочитать и объяснить. Откройте, пожалуйста, 1 конверт. Даю вам 1 минуту.
- 1 группа: Улыбка никому не вредит.
- 2 группа: Улыбнись, и всё получится!
- 3 группа: Улыбка доходит в любую даль.
- 4 группа: Улыбка – первое, что вы замечаете у других.
(каждая группа по-очереди читает и объясняет смысл пословицы)
- Какое слово объединяет эти пословицы? (улыбка)
- Улыбнитесь приветливо друг другу, поделитесь своей улыбкой.
(дети улыбаются друг другу)
- От улыбки правда становится теплее и радостнее? Вот вы и помогли вывести правило общения.
Правило №1: Поделись улыбкою своей!
(прикрепляется лучик с правилом к планете Земля)
3. 2. - Ребята, а когда встречаем другого человека, достаточно ли для общения только улыбаться?
(версии детей)
- Конечно, недостаточно.
- В речи людской есть слова простые,
Они и волшебные, и золотые!
Как звёздочки в небе, в речи горят,
Сердце и душу они веселят!
-Сейчас на экране будут появляться волшебные слова, в них выделены буквы. Возьмите во 2 конверте листок и на нём напишите эти буквы.
(Слайды: пожалуйста, здравствуйте, извините, до свидания, добрый вечер, доброе утро, простите, привет, доброй ночи, добрый день)
(дети по группам выписывают буквы)
- Какое слово у вас получилось?
(хором: приветствие)
- Какие слова приветствия вы увидели на экране?
- Мы живём на Коми земле, как коми народ приветствует друг друга?
- А как можно поприветствовать без слов?
- Знаете ли вы, ребята, что в разных странах люди приветствуют друг друга по – разному?
(Слайды: приветствия России, Индии, Китая, Японии, Лапландии. - Я комментирую их)
4. Физминутка.
- Поздоровайтесь друг с другом, как в России, в Китае, в Японии, в Индии, в Лапландии
- Что ещё необходимо при общении?
Правило №2: Приветственное слово – общения основа.
(прикрепляется лучик с правилом к планете Земля)
5. - Инопланетянин: Извините, можно, я расскажу одну историю.
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того.
Жило это самое со своею мамою.
Был ещё один чудак,
Это в общем, значит так...
- Подожди, подожди! Я ничего не поняла.
- Ребята, а вы поняли что – нибудь ?
- А почему? (много лишних, не имеющих смысла слов )
- Что необходимо, чтобы понять друг друга? (правильная речь)
Правило №3: Правильную речь и слушать приятно.
(прикрепляется лучик с правилом к планете Земля)
- Приятно общаться с теми, кого понимаешь.
6. - Но даже правильную речь нужно уметь слушать , чтобы не получилось так, как у героев мультфильма.
(С лайд из мультфильма “Винни – Пух и его друзья”)
- Почему не поняла сова, о чём говорили.......
(друг друга слушать не умели)
- Попробуйте сформулировать следующее правило, которое тоже необходимо при общении.
Правило №4: Надо уметь и слушать, и слышать.
(прикрепляется лучик с правилом к планете Земля)
7. -Как вы думаете, какое слово при общении самое приятное для каждого человека?
- А поможет нам узнать, какоеэто слово, игра “Много, много, много нас”. Когда я вас назову, вы должны встать и выполнить действия, которые я скажу. Поиграем?
- Понравилось играть?
- Так какое же слово для каждого из вас было приятно услышать?
- Знаете ли, что самое приятное для человека при общении звучание его имени.
- Значит, для общения, что ещё необходимо?
Правило №5: Хорошо и там и тут, где по имени зовут.
(прикрепляется лучик с правилом к планете Земля)
8. - Мы получили золотые правила общения. Давайте их прочитаем по группам.
(читают по–очереди каждое правило, 5 правило – все вместе)
- Но главное, не только знать надо правила, а соблюдать и выполнять их. Они важны при общении.
- Посмотрите, ребята, на что похожа наша планета?
(Наша планета похожа на солнце, она излучает тепло, радость, хорошее настроение. Мы готовы к общению со всеми. )
Инопланетяне: Я всё поняла. Ребята, вы совершили чудо. Мы очень благодарны вам. Теперь будем учиться общаться друг с другом и надеемся, что правила помогут нам дружно жить.
- А в помощь вам наши правила общения.
(правила складываются в капсулу; инопланетяне уходят, говоря “До свидания!”)
- Счастливого пути!
9. Итог.
(звучит музыка “Ты да я, да мы с тобой...”)
- Ребята, вам понравилось сегодня общаться друг с другом, со мной?
- А сейчас давайте мы с вами зажжём звёздочки, чтобы они светили, как маяки, и могли указывать и освещать путь к сердцам людей.
- На звёздочках напишите одно слово, которое вы считаете важным в общении.
(каждый ребёнок пишет подходящее слово на звёздочке; затем по группам подходят к “небу” на доске, приклеивают свои звёздочки и вслух произносят записанное слово)
- Дарите людям радость, подарите улыбку, и она к вам обязательно вернётся.
10. Рефлексия.
- Наш час общения подошёл к концу. Продолжите, пожалуйста, предложения. (Слайд)
- Я знал...
- Я узнал...
- Я буду...
- Я сегодня всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе. И хочу вам подарить памятки “Золотые правила общения”.