Цели урока:
- Приобщать детей к чтению басен.
- Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
- Учить работать в парах, группах
Задачи:
- Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова.
- Учить видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли.
- Развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус.
Планируемые результаты
предметные:
- учащийся познакомится с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”, повторит и закрепит изученные сведения о басне, будет учиться аргументировать свое мнение в ходе дискуссии, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст, читать выразительно басню по ролям;
метапредметные:
- учащийся продолжит учиться формулировать учебную задачу, принимать ее, сохранять и стремиться выполнить; продолжит освоение УУД логического характера (анализ, сравнение, причинно-следственные связи, обобщение), будет овладевать знаково - символическими средствами представления информации (определение жанра), активно использовать речевые средства при работе с текстом; проявит готовность признавать различные точки зрения; в ходе работы в паре и группе продолжит осваивать начальные формы познавательной рефлексии (отвечая на итоговые вопросы и оценивая личные достижения);
личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осмысление ценности труда; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование адекватной самооценки.
Формируемые УУД:
- личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать поступки героев; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния; мотивировать свои действия; проявлять доброжелательность; применять правила делового сотрудничества, оценивать собственную учебную деятельность;
- регулятивные: планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу;
- познавательные: устанавливать причинно-следственные зависимости; обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; характеризовать героев произведения.
Тип урока:
Урок изучения нового и совершенствование знаний и способов деятельности, интегрированный с уроком “окружающий мир”.Технологии:
использование технологии развития критического мышления, проблемно-диалоговое обучение.Оборудование:
учебник “Литературное чтение” 2-й класс, 1 часть (составители Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), фонограмма “Звуки леса”, портрет Эзопа, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, таблички со словами, с текстами пословиц и загадок, задания для учащихся (для работы в парах, группах), листы с текстами загадок, пословиц, стихотворений для учащихся, лист самооценки, мультфильм “Стрекоза и Муравей”, справочник по литературному чтению “Моя шкатулка” (Бершанская О.Н., Дегтярёва Г.Д., Киров, 2010).ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
- Чтение без размышления – пустое занятие.
- Прочитайте.
- Как вы понимаете выражение?
2. Проверка д/з.
Прочитайте слова. Составьте с ними предложение. Что они вам подсказали?
На доске: повозка, Лебедь, Рак, Щука.
- Выразительное чтение басни “Лебедь, Рак и Щука”
- Какова мораль басни? Какое выражение стало крылатым?
- Чтение табличек с пословицами:
- Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
- Без беды друга не узнаешь.
- Прочитайте пословицы. Выберите пословицу к басне “Лебедь, Рак и Щука”.
- Что такое “басня”?
- Что вы знаете об И.А. Крылове?
Оцените свои знания отметкой, свою работоспособность – знаком (лист самоконтроля). Поставьте цель работы для себя.
3. Подготовка к восприятию художественного произведения.
А) Речевая разминка.
Прочитайте предложение, записанное на доске
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
- с разной интонацией
- Назовите отгадку.
- Как догадались?
На доске закрепляется табличка со словом ОСЕНЬ
- Ребята, осень – что это? (Время года)
Б) Чтение детьми текстов загадок на раздаточных листах.
- Прочитайте первую загадку. Посоветуйтесь с соседом по парте в выборе отгадки. Докажите верность отгадки (на партах толковые словари с закладками для выяснения лексического значения незнакомых слов).
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
На доске картинки с насекомыми:
мухи, пчелы, бабочки, жука, осы, муравья, стрекозы.Дети называют отгадку, доказывают выбор ответа, выбирают картинку.
Дети.
Это муравей.- Что вы знаете о муравьях? (Ответы детей)
- О муравьях есть много пословиц. Прочитайте (на доске).
- Мал муравей телом, да велик делом.
- Ступай к муравью, ленивый, поучись у него благоразумию.
- Какая пословица вам понравилась больше и почему?
- Прочитайте вторую загадку.
Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо ...
Работа над отгадкой аналогична первой про муравья.
- Почему стрекозу сравнили с аэропланом?
Дети.
Крылышки стрекозы по форме напоминают крылья самолётика. Они прозрачны. Пропуская свет неба, крылья кажутся голубыми.- Что вы знаете о стрекозе? (Ответы детей)
В) Работа по составлению слов из частей.
На доске карточки:
за Стре ко вей ра Му
Какое задание предлагаете выполнить?
- Составьте слова из карточек.
На доске выстраиваются слова:
осень, Стрекоза, Муравей.-Какой вопрос хотите задать?
Дети: Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?
Высказывают предположение.
- А могут они стать героями басни?
- Г) Прочитайте стихотворение об осени русского поэта А. Плещеева “Скучная картина” (слова стихотворения напечатаны на раздаточных листочках).
Скучная картина
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.. (А. Плещеев)
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения? Почему?
Из Словаря настроений (“Моя шкатулка”) дети выбирают те, которые можно отнести к стихотворению.
- Почему у вас было такое настроение?
Д) - Как могут быть связаны между собой слова осень, Cтрекоза, Муравей? Составьте с ними предложение - предположение.
- Сегодня мы познакомимся с басней И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему будем учиться? (Будем вдумчиво читать басню, учиться оценивать поступки героев, инсценировать) Что надо вспомнить с прошлого урока?
Е) - А сейчас я предлагаю вам на несколько минут вернуться в лето. Чем оно хорошо? (У детей закрыты глаза)
Дети: Тепло, красивые цветы, насекомые.
(Звучит музыка) Смотрите, смотрите! Стрекоза! Какая она?
Дети: Красивая, беспечная, веселая, резвая.
Что делает?
- Порхает, перелетает, садится, ловит, отдыхает.
- Живет там же и другое насекомое - муравей. Какой он?
- Трудолюбивый, старательный, неутомимый, заботливый.
Целыми днями он что-то делает... (носит, трудится, строит, заботится)
На доске открывается запись:
Стрекоза
- Веселая, беспечная,
- Порхает, перелетает, отдыхает.
- Откройте учебники на стр.106, рассмотрите иллюстрации. Кого из героев художник нарисовал совсем не так, как мы представляли? Как вы думаете, почему?
4. Первичное восприятие текста.
Чтение басни “Стрекоза и Муравей” учителем не до конца, до слов “Ты всё пела?..” (Прием “чтение с остановками”)
- Как вы думаете, пустит Муравей Стрекозу? (Дети говорят своё мнение)
- Дочитывание басни.
- Ребята, пустил ли Муравей Стрекозу?
5. Проверка первичного восприятия.
- Назовите героев басни?
- Чем была занята все лето Стрекоза?
- А чем был занят Муравей?
- О чем попросила Муравья Стрекоза?
- Что ответил Муравей?
- Понравилась вам басня?
- Оправдались ли ваши ожидания при чтении этой басни?
6. Физкультминутка.
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи”.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
7. Анализ литературного произведения.
а) Чтение басни учащимися. Какие слова и выражения вам не понятны? (чтение с пометками).
Просмотрим мультфильм. Может быть, он поможет в объяснении слов.
- Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?
- Как вы понимаете выражение “Зима катит в глаза”?
- Как она катит? (Надвигается неожиданно)
- Что значит “помертвело чисто поле”? (Урожай собран. Цветы и травы увяли, засохли. Насекомые и животные попрятались, впали в спячку. Птицы улетели. В поле стоит мёртвая тишина.
Самооценка своей деятельности.
б) Выборочное чтение.
Найти в тексте строчки о жизни Стрекозы летом.
Найдите строчку, которая подводит итог жизни Стрекозы летом.
Лето целое все пела.
Как можно назвать Стрекозу одним словом?
- Лентяйка. (Добавляется запись на доске)
- Что у нас получилось?
- Синквейн.
Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы? Найдите слова, которые говорят о ее состоянии.
- Злая тоска.
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой обратилась она к Муравью? (найти в тексте)
- Что ей ответил Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья?
в) Сочувствуете ли вы стрекозе?
Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Дайте характеристику герою (с помощью словаря из справочника “Моя шкатулка”).
- Составьте синквейн “Муравей”. Работа в группах.
8. Вторичный анализ.
– Почему автор написал в басне слова Стрекоза и Муравей с большой буквы?
– Какие пороки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?
– Какие слова являются моралью данной басни?
– Как относится автор к героям своих басни?
Запись на доске:
- с насмешкой
- с презрением;
- с любовью;
- с юмором;
- с добротой;
- с восхищением;
- с теплотой.
Учитель: Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете, рассказывая о них с долей юмора, доброты и тепла.
- Чтение по ролям.
Прочитайте диалог Муравья и Стрекозы выразительно. Работа в парах.
- Групповая работа учащихся – творческая работа.
Задания в группах учащиеся выполняют по выбору.
Задание первой группе.
* Моделью указать жанр произведения (“Моя шкатулка”)
* Среди перечисленных признаков отметь только те, которые относятся к басне. Докажите, что произведение “Стрекоза и Муравей” – басня.
- Герои-животные или растения,
- Наличие вымысла,
- Стихотворная форма,
- Троекратный повтор,
- Мораль,
- Изображение переживаний и чувств,
- Небольшой объём,
- Наличие своих постоянных героев,
- Необычность.
Задание для второй группы.
* Показать живую картину басни (мимика, жесты) “Стрекоза и Муравей”.
– Какие чувства испытывала Стрекоза, обращаясь за помощью к Муравью?
Задание третьей группе.
– Что ожидает героев басни в будущем?
Задание для четвёртой группы.
Собрать пословицы и найти те, которые относятся к басне.
Поспешишь, | потехе час. |
Лето пролежишь, | людей насмешишь. |
Семь раз отмерь, | зимой с сумой побежишь. |
Много захочешь, | один отрежь. |
Делу время - | тот плачет зимой. |
Лето прохлопали, осень протопали, | последнее потеряешь. |
Кто веселится весной, | а тут снег на голову. |
Самооценка деятельности.
9. Итог урока.
Кто из героев басни вам понравился больше?
- Что автор высмеивает в людях? (В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время)
- Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.
- Как вы их понимаете?
- Какая из пословиц о муравьях подходит герою басни?(пословицы на доске)
10. Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
- Изобразите смайликом, какое настроение было у вас на уроке.
Самооценка деятельности.
11. Д/з. Выразительное чтение басни. По желанию – наизусть.
По выбору:
- Прочитайте стихотворение Афанасия Фета и сравните его с сезонными изменениями в басне.
Ещё вчера на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
...Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – всё одето –
Каким-то тусклым серебром...
Чтение и сравнение басни Эзопа “Стрекоза и муравьи” в переводе Л.Н. Толстого.
(Басня напечатана на раздаточных листочках)
- Прочитайте басню Эзопа в переводе Л. Н. Толстого “Стрекоза и муравьи”.
Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: “Что ж ты летом не собрала корму?” Она сказала: “Недосуг было: песни пела”. Они засмеялись и говорят: “Если летом играла, зимой пляши”.
- Что общего?
- Читать басню по ролям.
- Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить?