Цель: Обобщение знаний по теме “Введение в экономику”.
Задачи:
Учебные:
- проверить и обобщить полученные знания по теме “Введение в экономику”;
- практически закрепить навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Развивающие:
- развить стремление к анализу полученной информации;
- продолжить развитие коммуникативных умений, умений работать в группе;
Воспитательные:
- формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени;
- воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
- продолжить формирование экономической культуры учащихся;
- расширить возможности учащихся в профессиональном самоопределении.
Оформление: цитаты
- “Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны” Проперций;
- “Есть только одна ошибка в бизнесе: остаться без денег” Г.Дженин, менеджер корпорации ИТТ.
Форма проведения: Соревнование с элементами игры “аукцион”.
План проведения
Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цель и задачи, актуальность проведения факультатива в современных условиях.
В экономическую игру поиграем,
Кто во что горазд, узнаем.
Не доллар, не рубль, не фунт и не тугрик -
Знакомьтесь, наша валюта – в десяточку - рублик!
Почёт и хвала тому будет,
Кто больше рубликов этих добудет!
Для участия в аукционе поступили заявки от трёх команд-фирм. Заработать валюту и собрать её на своих счетах вы можете в ходе 2 заданий.
Итак, 1 задание. Вы начинающие аудиторы и получаете первое ваше задание на рабочем месте. Вам необходимо изучить “Этический кодекс профессионального поведения аудитора”. В помещенном ниже тексте перепутаны местами статьи, относящиеся к противоположным разделам: “Аудитор должен” и “Аудитор не должен”. Расставьте статьи на надлежащие места. Максимальная цена задания – 9 десяточек умников. Время – до 5 мин.
Этический кодекс профессионального поведения аудитора
Аудитор должен:
- Работать в строгом соответствии с законодательными нормами, настоящим этическим кодексом и заключенными договорами.
- Повышать свою квалификацию, подтверждая это экзаменами, сдаваемыми в Палате аудиторов.
- Отказаться от учебы, проводимой по требованию аудиторской фирмы, в которой он работает.
- Обсуждать с клиентом условия своего труда и вести денежные расчеты с ним.
- Владеть акциями и облигациями или быть совладельцем фирмы, в которой проводит аудирование.
- Сдать все документы, связанные с аудиторской проверкой, клиенту, не оставляя у себя ни копий, ни черновых записок.
Аудитор не должен:
- Сообщать какие-либо сведения о финансово-хозяйственной деятельности клиента.
- Разрывать в ходе проверки договор с фирмой.
- Содействовать укреплению и возрастанию собственности клиента.
- Иметь свободный доступ ко всей информации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности клиента.
- Принять подарок, если таковой будет поднесен клиентом, поблагодарить дарителя и передать подарок администрации фирмы, в которой работает аудитор.
- Заниматься саморекламой, которая вводит в заблуждение клиентов и ущемляет интересы коллег.
К сведению:
Аудит – это независимая финансовая экспертиза и анализ публичной финансовой отчётности фирмы уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения её достоверности для государственных налоговых органов и собственников.
Аудит – это вид предпринимательской деятельности, система независимого финансового контроля на коммерческой (договорной) основе.
Аудит – это оказание практической помощи руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами, постановке бухгалтерского учёта; преодоление различных юридических консультаций.
Ответы: аудитор должен: 1, 2, 6, 10, 11; аудитор не должен: 3, 4, 5, 7, 8, 12.
Оглашение результатов.
2 задание. Вам предстоит проверить свои знания по экономике в ходе “Своей игры”. Напомню правила. Команда, набравшая меньше всего очков в ходе предыдущего задания, выбирает тему и стоимость задания. Отвечает команда первой давшая звуковой сигнал. За правильный ответ получает количество рубликов, равное стоимости задания, за неправильный ответ теряет количество рубликов, равное стоимости задания. В случае неправильного ответа первой команды, остальные команды имеют возможность подать звуковой сигнал и ответить, заработав или потеряв на этом. В случае синхронного звукового сигнала команды пишут свой ответ на листочке (лежат на столах). Следующую тему выбирать будет команда по указанию ведущего (меньше набравшая, с меньшим количеством игроков, с самым младшим игроком, с большим количеством девушек, та, в которой есть блондинки и т.д.). Итак, начинаем.
Тема | Стоимость задания | ||||
Деньги | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Всё о банках | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Реклама | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предпринимательство | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Деньги
1. Что значит выражение “давать деньги в рост”? (Давать деньги в долг под проценты)
2. Именно этим термином мы обязаны американским прачечным и итальянским мафиози, захватившим рынок стирки вещей по всей Америке? (Отмывание денег.)
3. Что у человека 12 пар, а у монеты всего одно? (Ребро.)
4. Именно это является причиной укрупнения денежных купюр. (Инфляция.)
5. Каким словом называют и деньги, и людей, которые деятельно работают? (Актив.)
Всё о банках
1. Именно эти знаки внимания предпочитают банкиры. (Водяные.)
2. Какие банки создаются только биологами, медиками и программистами? (Банк генов, банк крови, банк органов, банк данных и пр.)
3. Профессионал по трудоустройству денег – это… Кто? (Банкир, заставляющий деньги работать.)
4. Как называется рядовой банковского фронта: оперативник или операционист? (Операционист.)
5. Именно эту страну называют “банкиром” всего мира. (Швейцария.)
Реклама
1.
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее ... (реклама)
2. Главный рекламный агент болота – это... Кто? (Кулик. “Всяк кулик своё болото хвалит”.)
3. От какого латинского глагола происходит слово “реклама”? (Выкрикивать)
4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? (Двигатель)
5. Так называют печатную рекламу или торговый каталог с описанием товаров и условий их приобретения. (Проспект)
Предпринимательство
1. Именно здесь происходит “вечная битва” между “медведями” и “быками”? (На бирже.)
2. “Кока-кола” по отношению к “Пепси-кола” – это... Кто? (Конкурент.)
3. Как заканчивается известная схема К. Маркса “Товар – деньги – ...”? (Товар)
4. Так называют биржевого спекулянта, играющего на повышение курса бумаг. (Бык)
5. Так называют биржевого спекулянта, играющего на понижение курса бумаг. (Медведь)
Оглашение результатов “Своей игры” после подсчёта рубликов. Подведение результатов конкурса.
Физкультминутка. “Соедини части экономических терминов”. Мы с вами работаем достаточное время, чтобы вспомнить об активном отдыхе. Перед началом аукциона пройдитесь по кабинету и найдите окончания экономических терминов, начала которых находятся на ваших столах в конверте. Кстати, фирма, собравшая большее количество правильных терминов, получит 15 рубликов, остальные 10 и 5 соответственно. (до 2 мин).
Ведущий. Уважаемые представители банка, подсчитайте средства фирм, запишите их активы на счёт банка, информацию о денежных средствах запишите на доске.
Ведущий. А вот теперь начинается наш аукцион знаний. Вам предлагается тема лота и её стоимость. Команды начинают торги. Если команда ставит всю свою наличность, то представитель команды говорит “ва-банк”. Эту сумму перебить нельзя, но можно присоединиться к ва-банку всей своей наличностью. Команды пишут свой ответ на листочке (лежат на столах) в течение 1 минуты. (Такое же время даётся и на обсуждение выкупленного лота одной командой.) За правильный ответ команда получает количество рубликов, равное стоимости лота, за неправильный ответ теряет количество рубликов, равное его стоимости. Если команда имеет недостаточное количество денежных средств, она может взять в банке задание “Экономическая лингвистика”, разгадывание которого принесёт по 3 рублика за каждый термин.(приложение 1)
(Информация для ведущего: у нас есть школьник – аукционист и ведущий-педагог, который и определяет стоимость лота, исходя из наличности у команд-фирм. Здесь указана примерная стоимость лото, исходя из их сложности, в зависимости от средств фирм цена может быть разной. Число лотов 11, обычно для определения победителя достаточно 6-8, большее количество предложено для возможности выбора лото ведущим.)
Задачи-лоты для аукциона
Лот 1 Да/нет в рыночной экономике. Цена 1.
В рыночной экономике проблемы “Что производить?”, “Как производить?” и “Для кого производить?” решаются с помощью ценового механизма. Да или нет? ДА
Лот 2 Да/нет на рынке труда. Цена 1.
Если уровень безработицы уменьшается, то это всегда означает, что большее количество рабочих имеют работу. Да иди нет? НЕТ
Лот 3 Да/нет на рынке товаров. Цена 1.
Гражданин Коротков купил у фирмы “Всё – для вас” 1 единицу товара. Сумма, затраченная им, является для него полезностью, для фирмы – выручкой, для него и фирмы - прибылью. Да или нет? НЕТ (Для него – затраты, для фирмы - выручка, для него и для фирмы – цена.)
Лот 4 Британия с нами. Цена 2.
В англоязычной экономической литературе используются два очень похожих на первый взгляд понятия: economy и economics. Чем они отличаются?
Ответ: Economy - это всё, что относится к экономической жизни страны: заводы, фабрики, дороги, магазины, люди, которые производят и потребляют товары, и сами товары. Т.е. всё, что в русском языке называют просто “экономика”. Economics – наука, которая занимается изучением экономики. Т.е. то, что мы назвали “экономическая теория” или “экономическая наука”.
Лот 5 Ночь и МТС. Цена 3.
Цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном. А тарифы на телефонные разговоры и интернет ночью ниже, чем днём. Почему?
Ответ: тарифы на телефонные разговоры и интернет ночью ниже дневных из-за меньшего потребительского спроса на эту услугу. Понижение тарифов преследует цель привлечь потребителей и более равномерно загрузить имеющиеся мощности АТС.
Лот 6 “Тиран и созидатель”. Цена 4.
“Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”. Кто или что они?
Ответ: Деньги.
Лот 7 “Увольнение”. Цена 4.
Узнав о повышении цен на кожу, руководство компании, владеющей сетью обувных магазинов, распорядилось уволить часть продавцов. Почему?
Ответ: предстоящее уменьшение объёма продажи обуви является основанием для принятия решения об увольнении части продавцов.
Лот 8 “Варежки”. Цена 4.
Осенью спрос на шерстяные варежки вырос, однако их цена осталась на том же уровне, что и весной. Как изменилась за это время цена на шерсть?
Ответ: цена на шерсть снизилась.
Лот 9 “Книги”. Цена 4.
Учителям повысили заработную плату. Доходы остальных групп населения не изменились. Количество продаваемых книг после повышения зарплаты учителей не возросло. Что стало со средней ценой книги?
Ответ: средняя цена на книги после повышения зарплаты учителей возросла.
Лот 10 “Тарифы”. Цена 4.
На остров Заполярный из фруктов доставляли только яблоки и только морским путем. В прошлом году остров облетели две новости: во-первых, изменились тарифы на морские перевозки; во-вторых, на Заполярный отправлены, кроме яблок, еще и апельсины. После прибытия корабля с фруктами объем продаж яблок остался на прежнем уровне. Как изменились транспортные тарифы?
Ответ: транспортные тарифы снизились.
Лот 11 “Биржа”. Цена 4.
Чем дилер отличается от брокера?
Ответ: дилер отличается от брокера тем, что торгует за свой счёт. Брокер торгует по поручению и за счёт клиента.
Рефлексия.
Итог занятия: Итак, мы повторили то, что успели изучить в этом учебном году. Впереди нас ожидает более сложный материал, сложные экономические расчёты. Но, я уверена, вкус к изучению экономики вы уже получили. Пришло время посчитать свой заработок. Сколько десяточек-умников вы заработали? Молодцы!
Литература
- Винокуров, Е. Ф. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег и средних ценах, издержках и прибыли, спросе и предложении, производстве и инфляции, экспорте и импорте/ Е. Ф. Винокуров, Н.А. Винокурова. – Москва: Начала-Пресс, 1995. -96 с.: таблицы, графики.
- Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. – Ярославль, 2003. -108 с.: ил.
- Карев, Д.В. Человек, общество, государство в мире экономики: Человек в системе экономических отношений: Пособие для учащихся и абитуриентов. – Минск: Изд. центр БГУ, 2004. – 203 с. – (Просто о сложном).
- Кунгурова, Н.И. Экономика знаний: труд, занятость, экология, экономика в развитии, социальные препятствия развитию/ Н.И. Кунгурова, В. К. Терехов. - Минск: Изд-во “БДП”, 2010. – 1008 с.: ил.
- Основы предпринимательской деятельности для молодёжи: пособие/ Д.Т. Комлач, Н.К Наумович, М.Н. Найдович. – Борисов: Борисов. укрупн. тип. им. 1 Мая, 2011. – 200 с.