Цель: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
- Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (слайд 1)
– Тема нашего урока “Реки”.
– Что бы вы хотели узнать о реках?
– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы? (слайд 2)
Что такое река?Откуда берется в реке вода? Почему вода в реке не кончается? Для чего нужны реки? Как реки изменяют земную поверхность?
III. Совместное “открытие” знаний.
– Что такое река?Река – это постоянно текущая вода. (слайд 3)
– Как образуется река?
– Откуда река берет свое начало?
– Как называется место рождения реки? Место рождения реки называется – исток. (слайд 4)
Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.
– Как называются эти речушки? Эти реки называются – притоками. Притоки могут быть левыми и правыми.– Почему их так называют: левый приток и правый приток? (слайд 5)
– Посмотрите на схему реки.(слайд 6, 7)
– Как же называется место, где река впадает в другой водоем? Это место называется – устье.
– Рождаться реки могут и в горах.(слайд 8)
Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.
– Как определить, где левый берег, а где правый? Нужно встать по течению.
– Какие новые слова вы видите на рисунке?
– Как вы думаете, что такое русло? (слайд 9)
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.
– Что такое течение? (слайд 10)
Течение – это движение воды в реке.
– Одинаковое ли течение в реках?
– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение?
- Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит? (слайд 11, 12)
– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.
- Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. (слайд 13)
– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными. (слайд 14)
– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?
– Где река берет “вечнотекущую “ воду? Рекам постоянно необходимо питание.
– Откуда реки получают питание? (слайд 15)
– Питание может быть разное:
Дождевоеледниковоеподземные водыснеговое.
– Основным источником питания являются осадки.(слайд 16)
– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.
– Ребята, почему же вода в реке не кончается?
Вывод: реки получают постоянное питание, и в природе происходит круговорот воды.
Физминутка.
IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку. (слайд 17)
– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).
– Что показывает
– У каких рек течение сильнее?
– Какое питание получают реки?
– В какое время года река получает большее питание?(слайд 18, 19)
Весной – во время таяние снегов. Летом – при выпадении большого количества осадков.
– Как это время называется? Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.
Реки России: Лена, Обь, Иртыш, Волга, Енисей, Амур. (слайд 20-27)
V. Работа с картой.
1. Карта полушарий.
– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.
– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.
- 1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.
- 2-й ряд: ищет реки Америки.
- 3-й ряд: ищет реки Африки.
– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?
Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.
Африка: Конго, Нил.
Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.
Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.
Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.
VI. Охрана рек.
– Для чего нужны реки?
Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек. (слайд 28-31)
По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.
Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!
VI. Итог. (слайд 32)
VII. Рефлексия. (слайд 33)
IX. Домашнее задание. (слайд 34)