Класс: 6.
Тема и номер урока в теме: «Ветер». Первый урок по теме.
Базовый учебник: «Начальный курс географии.6 класс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «Ветер» и его характеристиками, причинами возникновения и некоторыми видами, применить полученные знания в практической работе с использованием компьютерных технологий.
Задачи:
обучающие
- сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон, роза ветров, представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;
- выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
- продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.
- познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;
развивающие
- развивать умения составлять графики (розу ветров), работать с данными дневников наблюдения, делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать умения по составлению презентаций, схем и применению анимации к объектам;
- развивать навыки презентации продукта соей работы;
- развивать мышление, познавательный интерес, умение выделить главное из большого количества информации;
- развивать способность представления полученных знаний схематично;
- развивать воображение и творческий подход к поставленной задаче.
воспитательные
- продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; умение слушать.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: обсуждение, эвристическая беседа, индивидуальная работа, практическая работа в группах под наблюдением учителя, работа с интерактивным оборудованием.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, колонки, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал для четырех групп, папка с заготовками для практикума в электронном виде, тест на закрепление материала и самоконтроля в электронном виде, видеоматериал.
Ход урока
Название используемых материалов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. Организационный момент. | |||
Видеофрагменты на тему «Ветер» (слайд 1) Демонстрация слайда 2 |
Приветствует учеников; сообщает, что сегодня будет новая тема. Предлагает самим догадаться о новой теме урока и демонстрирует видеофрагменты на тему. Учитель: «Итак, давайте запишем тему урока: «Ветер». |
Ребята готовятся к уроку и концентрируют внимание на новой теме. Анализируют видео и угадывают тему урока. |
2-3 |
2. Актуализация знаний. | |||
Появляется слайд 3 с задачами (целями урока) |
Учитель: «Мы с вами с детства знаем о понятии «Ветер», ощущали и слышали его, но вряд ли многие знают его определение. Давайте попробуем его сформулировать! Кто-нибудь знает, какие бывают ветра? А почему же они все-таки возникают? А есть ли какая-то польза от ветра? Сегодня наша задача во всем этом разобраться». |
Отвечают на вопросы учителя, пытаются сформулировать определение понятия «Ветер» и задачи урока. | 1-2 |
3. Объяснение нового материала. | |||
Демонстрация слайдов 4-6 презентации |
Подводит учеников к определению ветра с помощью следственно-причинных связей, иллюстрируя свой рассказ презентацией. |
Записывают новые сведения в тетрадь. Делают выводы. Высказывают свои версии на поставленные вопросы. |
7-10 |
4. Исследовательская работа в группах. | |||
Папка «Ветер» с заготовками (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) на Рабочем столе. Задания для каждой группы: Задание Группа 1 (см. ниже) Задание Группа 2 Задание Группа 3 Задание Группа 4 |
У: «Я представила вам небольшое количество информации о ветре, но недостаточное для того чтобы ответить на вопросы поставленные в начале урока. Сегодня вы сами побудете учителями и расскажите новые факты вашим одноклассникам, создав свои маленькие проекты». Делит учащихся на группы жеребьевкой. Объясняет задание для каждой группы и определяет время работы. Раздает папки с заданиями и материалом для каждой группы. |
Слушают объяснения учителя, распределяют обязанности в группах. Работают с информацией, создают презентацию по итогам работы по заранее предложенным критериям. Готовятся к представлению своего продукта работы. | 10 |
5. Физкультминутка. | |||
Демонстрация слайда 7-11 презентации |
Демонстрация слайдов. Координация деятельности учеников. |
Выполняют нужные задания и упражнения, представленные на слайде. | 2 |
6. Усвоение и презентация изученного материала. | |||
Презентации учеников. |
Помогает ребятам в представлении своих работ. Задает наводящие вопросы и расставляет акценты в излагаемой информации. | Представляют свои групповые работы, отвечают на вопросы. Совместно с учителем оценивают качество работ. | 10 |
7. Закрепление, применение полученных знаний. | |||
Тест на компьютерах на 5 вопросов с автоматическим выставлением оценок. | Предлагает ответить на вопросы обобщающего теста по теме за компьютерами и проверить усвоение материала. | Выполняют тест за компьютерами. Оценивают усвоение полученного материала по результатам теста. | 3 |
8. Завершающий этап. | |||
Демонстрация слайда 12 презентации (д/з). |
Проверяет работы учеников, выставляет оценки по результатам работ. У: «Ребята, как вы думаете, мы сегодня справились с нашими задачами (целями), которые мы поставили в начале урока? Если нет, то на сколько, и чего же нам не хватило для их достижения?» Сообщает о содержании домашнего задания. Благодарит за урок. |
Завершают работу за компьютерами, делают выводы о проделанной работе, записывают домашнее задание. |
3-5 |
Задание Группа 1: ветер «БРИЗ»
Ветер – бриз (фр. brise – легкий ветер)
Задание:
- Прочитать в учебнике на странице 117, что такое бриз, где и когда он дует и почему.
- Создать презентацию в Power Point о ветре «Бриз»:
- На первом слайде название презентации (название вашего ветра).
- Второй слайд должен содержать определение ветра, где он встречается.
- Третий слайд должен отображать схему движения ветра, используя анимацию объектов (для берега и моря можно использовать вставку фигуры «Рисованная кривая», для ветра стрелки или материалы в папке с заготовками «Ветер» на Рабочем столе).
- Суметь объяснить, почему днём бриз имеет направление на сушу, а ночью на море. Указать на схеме области высокого и низкого давления и примерную температуру над морем и сушей.
- Четвертый слайд включает в себя список группы (тех, кто работал над презентацией).
- Выбрать одного участника группы для представления своей работы. Защитить работу перед классом.
Задание Группа 2: ветер «Муссон»
Муссоны (от арабского маусим – сезон)
Задание:
- Прочитать в учебнике на странице 117-118 о муссоне, что это за ветер, как меняет свое направление и почему образуется.
- Разобраться и проанализировать – как отличается нагрев суши и воды в течение года.
- Создать презентацию в Power Point:
- Первый слайд должен содержать название презентации.
- Второй слайд включает в себя определение Муссона и места наблюдения данного ветра.
- Третий слайд – схема движения ветра с указанием областей высокого и низкого давления в течение года и направлением ветров, используя для обозначения перемещения воздуха стрелки и анимацию объектов (для изображения берега и моря удобно использовать вставку фигуры «Рисованная кривая» или картинки в папке с заготовками «Ветер» на Рабочем столе).
- Четвертый слайд представляет список учеников вашей группы.
- Выбрать человека из группы для представления презентации, защитить работу перед классом.
Информация для любознательных:
Ветер возрождения
В Индии полгода ждут муссон с океана. Когда он приходит, люди радуются. Рады дождю не только люди, но и животные. Измучившись в сухой сезон, они покидают свои укрытия и с наслаждением барахтаются в грязи. Начинает бурно расти трава, и теперь животным есть где пастись. Реки наполняются водой. Даже птицы выбираются из своих убежищ и лихорадочно чистят перья и хлопают крыльями.
Для Индии муссоны – это символ возрождения жизни. Те, кто живет на суше, встречают муссон с ликованием.
Иностранцы не понимают радости индийцев по поводу наступления сезона дождей. Египтяне говорят: «У нас дождь идет три-четыре раза в год, но мы не сходим от этого с ума». Дело в том, что в египетской пустыне пески ночью быстро остывают, и становится прохладно. А в Индии жара и духота не дают отдыха ни днем, ни ночью в течение трех-четырех месяцев.
Европейцы тоже не понимают бурной радости индийцев, ведь для них дождь – это скука.
Задание Группа 3: «Направление и сила ветра»
Задание:
- Прочитать в учебнике на странице 118-119 п.3 о том, как
- определить направление ветра и отчего зависит его название.
- Как называется прибор определяющий направление ветра? Как называется прибор определяющий силу ветра?
- Что такое роза ветров и как она строится.
- Изучить в папке «Ветер» шкалу скорости ветра (Бофорта).
- Создать презентацию в Power Point:
- Первый слайд – название «Направление и сила ветра»
- Второй слайд – написать по какому принципу называются ветра, как можно определить направление ветра (прибор), его изображение найти в папке «Ветер» на Рабочем столе.
- Третий слайд – написать о приборе, измеряющем силу ветра (см. папка «Ветер» на Рабочем столе).
- Четвертый слайд – написать о розе ветров, построить розу ветров для г. Калининграда по данным июля 2010г. по данной таблице:
Сделать вывод о том, какие ветры преобладают у нас в июле. Заготовка розы ветров в папке «Ветер» на Рабочем столе. - Пятый слайд – описание шкалы скорости ветра (Бофорта), заготовки в папке «Ветер» на Рабочем столе.
- Шестой слайд – участники группы.
- Выбрать одного участника группы для защиты своей работы перед классом и защитить её.
Задание Группа 4: «Значение ветра»
Задание:
- Прочитать в учебнике на стр.119 «Значение ветра».
- Создать презентацию в Power Point:
- Первый слайд – название презентации
- Второй слайд – написать о положительном значении ветра и проиллюстрировать его.
- Третий слайд – рассказать о его разрушительной силе ветра с иллюстрациями.
- Четвертый слайд – создать демонстрацию одного из значений ветра с помощью анимации (парусное судно плывет по морю, ветер гонит облака, перенос семян растений и т.д.).
- Пятый слайд – участники группы.
- Выбрать одного из учеников своей группы для защиты работы перед классом и представить её.
Необходимые картинки и материалы в папке «Ветер» на Рабочем столе.
Материал для любознательных:
Шутки и проделки ветра.
В 1608 г во Франции неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились её принять. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось. Подобные явления случались в прошлом веке в Европе 25 раз такие дожди выпадали во Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии в и других странах. Выпадали кровавые дожди и на территории нашей страны в юго-западной её части.
Случались и другие цветные дожди 31 марта 1847 г. во Франции и Киеве прошел белый дождь. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя то он имеет в своем составе частички мела и белой глины.
В истории человечества были отмечены и другие проделки ветра. Однажды в Дании на протяжении20 минут с неба падали живые раки. В разное время во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии не раз получало даровую «небесную» пищу в виде дождя из сельдей.
Бывает, что ветер приносит и другие предметы. Так в Марокко ветер разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив её, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами.