Интегрированный урок (география + информатика) по теме "Ветер". 6-й класс

Разделы: География, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Класс: 6.

Тема и номер урока в теме: «Ветер». Первый урок по теме.

Базовый учебник: «Начальный курс географии.6 класс», Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «Ветер» и его характеристиками, причинами возникновения и некоторыми видами, применить полученные знания в практической работе с использованием компьютерных технологий.

Задачи:

обучающие

  • сформировать у учащихся понятия ветер, бриз, муссон, роза ветров, представление о причинах возникновения ветра, движении воздуха;
  • выявить характерные признаки ветра – сила, скорость, направление;
  • продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей.
  • познакомить с приборами, позволяющими измерять скорость и направление ветра;

развивающие

  • развивать умения составлять графики (розу ветров), работать с данными дневников наблюдения, делать сравнительный анализ, устанавливать причинно – следственные связи;
  • развивать умения по составлению презентаций, схем и применению анимации к объектам;
  • развивать навыки презентации продукта соей работы;
  • развивать мышление, познавательный интерес, умение выделить главное из большого количества информации;
  • развивать способность представления полученных знаний схематично;
  • развивать воображение и творческий подход к поставленной задаче.

воспитательные

  • продолжить работу по формированию коммуникативных способностей учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; умение слушать.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: обсуждение, эвристическая беседа, индивидуальная работа, практическая работа в группах под наблюдением учителя, работа с интерактивным оборудованием.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, колонки, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал для четырех групп, папка с заготовками для практикума в электронном виде, тест на закрепление материала и самоконтроля в электронном виде, видеоматериал.

Ход урока

Название используемых материалов Деятельность учителя Деятельность ученика Время
(в мин.)
1. Организационный момент.
Видеофрагменты на тему «Ветер»
(слайд 1)


Демонстрация слайда 2
Приветствует учеников; сообщает, что сегодня будет новая тема.
Предлагает самим догадаться о новой теме урока и демонстрирует видеофрагменты на тему.
Учитель: «Итак, давайте запишем тему урока: «Ветер».
Ребята готовятся к уроку и концентрируют внимание на новой теме.
Анализируют видео и угадывают тему урока.
2-3
2. Актуализация знаний.



Появляется слайд 3 с задачами (целями урока)
Учитель: «Мы с вами с детства знаем о понятии «Ветер», ощущали и слышали его, но вряд ли многие знают его определение. Давайте попробуем его сформулировать! Кто-нибудь знает, какие бывают ветра? А почему же они все-таки возникают? А есть ли какая-то польза от ветра? Сегодня наша задача во всем этом разобраться».
Отвечают на вопросы учителя, пытаются сформулировать определение понятия «Ветер» и задачи урока. 1-2
3. Объяснение нового материала.

Демонстрация слайдов 4-6 презентации
Подводит учеников к определению ветра с помощью следственно-причинных связей, иллюстрируя свой рассказ презентацией.
Записывают новые сведения в тетрадь.
Делают выводы.
Высказывают свои версии на поставленные вопросы.
7-10
4. Исследовательская работа в группах.

Папка «Ветер» с заготовками (
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) на Рабочем столе.

Задания для каждой группы:
Задание Группа 1 (см. ниже)
Задание Группа 2
Задание Группа 3
Задание Группа 4
У: «Я представила вам небольшое количество информации о ветре, но недостаточное для того чтобы ответить на вопросы поставленные в начале урока. Сегодня вы сами побудете учителями и расскажите новые факты вашим одноклассникам, создав свои маленькие проекты».
Делит учащихся на группы жеребьевкой. Объясняет задание для каждой группы и определяет время работы. Раздает папки с заданиями и материалом для каждой группы.
Слушают объяснения учителя, распределяют обязанности в группах. Работают с информацией, создают презентацию по итогам работы по заранее предложенным критериям. Готовятся к представлению своего продукта работы. 10
5. Физкультминутка.
Демонстрация слайда 7-11
презентации
Демонстрация слайдов.
Координация деятельности учеников.
Выполняют нужные задания и упражнения, представленные на слайде. 2
6. Усвоение и презентация изученного материала.

Презентации учеников.
Помогает ребятам в представлении своих работ. Задает наводящие вопросы и расставляет акценты в излагаемой информации. Представляют свои групповые работы, отвечают на вопросы. Совместно с учителем оценивают качество работ. 10
7. Закрепление, применение полученных знаний.
Тест на компьютерах на 5 вопросов с автоматическим выставлением оценок. Предлагает ответить на вопросы обобщающего теста по теме за компьютерами и проверить усвоение материала. Выполняют тест за компьютерами. Оценивают усвоение полученного материала по результатам теста. 3
8. Завершающий этап.


Демонстрация слайда 12 презентации (д/з).
Проверяет работы учеников, выставляет оценки по результатам работ.
У: «Ребята, как вы думаете, мы сегодня справились с нашими задачами (целями), которые мы поставили в начале урока? Если нет, то на сколько, и чего же нам не хватило для их достижения?» Сообщает о содержании домашнего задания.
Благодарит за урок.
Завершают работу за компьютерами, делают выводы о проделанной работе,
записывают домашнее задание.
3-5

Задание Группа 1: ветер «БРИЗ»

Ветер – бриз (фр. brise – легкий ветер)

Задание:

  1. Прочитать в учебнике на странице 117, что такое бриз, где и когда он дует и почему.
  2. Создать презентацию в Power Point о ветре «Бриз»:
    • На первом слайде название презентации (название вашего ветра).
    • Второй слайд должен содержать определение ветра, где он встречается.
    • Третий слайд должен отображать схему движения ветра, используя анимацию объектов (для берега и моря можно использовать вставку фигуры «Рисованная кривая», для ветра стрелки или материалы в папке с заготовками «Ветер» на Рабочем столе).
    • Суметь объяснить, почему днём бриз имеет направление на сушу, а ночью на море. Указать на схеме области высокого и низкого давления и примерную температуру над морем и сушей.
    • Четвертый слайд включает в себя список группы (тех, кто работал над презентацией).
  3. Выбрать одного участника группы для представления своей работы. Защитить работу перед классом.

Задание Группа 2: ветер «Муссон»

Муссоны (от арабского маусим – сезон)

Задание:

  1. Прочитать в учебнике на странице 117-118 о муссоне, что это за ветер, как меняет свое направление и почему образуется.
  2. Разобраться и проанализировать – как отличается нагрев суши и воды в течение года.
  3. Создать презентацию в Power Point:
    • Первый слайд должен содержать название презентации.
    • Второй слайд включает в себя определение Муссона и места наблюдения данного ветра.
    • Третий слайд – схема движения ветра с указанием областей высокого и низкого давления в течение года и направлением ветров, используя для обозначения перемещения воздуха стрелки и анимацию объектов (для изображения берега и моря удобно использовать вставку фигуры «Рисованная кривая» или картинки в папке с заготовками «Ветер» на Рабочем столе).
    • Четвертый слайд представляет список учеников вашей группы.
  4. Выбрать человека из группы для представления презентации, защитить работу перед классом.

Информация для любознательных:

Ветер возрождения
В Индии полгода ждут муссон с океана. Когда он приходит, люди радуются. Рады дождю не только люди, но и животные. Измучившись в сухой сезон, они покидают свои укрытия и с наслаждением барахтаются в грязи. Начинает бурно расти трава, и теперь животным есть где пастись. Реки наполняются водой. Даже птицы выбираются из своих убежищ и лихорадочно чистят перья и хлопают крыльями.
Для Индии муссоны – это символ возрождения жизни. Те, кто живет на суше, встречают муссон с ликованием.
Иностранцы не понимают радости индийцев по поводу наступления сезона дождей. Египтяне говорят: «У нас дождь идет три-четыре раза в год, но мы не сходим от этого с ума». Дело в том, что в египетской пустыне пески ночью быстро остывают, и становится прохладно. А в Индии жара и духота не дают отдыха ни днем, ни ночью в течение трех-четырех месяцев.
Европейцы тоже не понимают бурной радости индийцев, ведь для них дождь – это скука.

Задание Группа 3: «Направление и сила ветра»

Задание:

  1. Прочитать в учебнике на странице 118-119 п.3 о том, как
  2. определить направление ветра и отчего зависит его название.
  3. Как называется прибор определяющий направление ветра? Как называется прибор определяющий силу ветра?
  4. Что такое роза ветров и как она строится.
  5. Изучить в папке «Ветер» шкалу скорости ветра (Бофорта).
  6. Создать презентацию в Power Point:
    • Первый слайд – название «Направление и сила ветра»
    • Второй слайд – написать по какому принципу называются ветра, как можно определить направление ветра (прибор), его изображение найти в папке «Ветер» на Рабочем столе.
    • Третий слайд – написать о приборе, измеряющем силу ветра (см. папка «Ветер» на Рабочем столе).
    • Четвертый слайд – написать о розе ветров, построить розу ветров для г. Калининграда по данным июля 2010г. по данной таблице:

      Сделать вывод о том, какие ветры преобладают у нас в июле. Заготовка розы ветров в папке «Ветер» на Рабочем столе.
    • Пятый слайд – описание шкалы скорости ветра (Бофорта), заготовки в папке «Ветер» на Рабочем столе.
    • Шестой слайд – участники группы.
  7. Выбрать одного участника группы для защиты своей работы перед классом и защитить её.

Задание Группа 4: «Значение ветра»

Задание:

  1. Прочитать в учебнике на стр.119 «Значение ветра».
  2. Создать презентацию в Power Point:
    • Первый слайд – название презентации
    • Второй слайд – написать о положительном значении ветра и проиллюстрировать его.
    • Третий слайд – рассказать о его разрушительной силе ветра с иллюстрациями.
    • Четвертый слайд – создать демонстрацию одного из значений ветра с помощью анимации (парусное судно плывет по морю, ветер гонит облака, перенос семян растений и т.д.).
    • Пятый слайд – участники группы.
  3. Выбрать одного из учеников своей группы для защиты работы перед классом и представить её.

Необходимые картинки и материалы в папке «Ветер» на Рабочем столе.

Материал для любознательных:

Шутки и проделки ветра.
В 1608 г во Франции неожиданно выпал «кровавый» дождь, что крайне напугало население. Многим людям этот дождь запачкал одежду. Почти никто не сомневался, что с неба льется настоящая кровь. Утверждали, что такой страшный дождь предвещает смерть. И многие готовились её принять. Но вскоре дождь прекратился, «кровавые» капли постепенно испарились, и ни с кем ничего не случилось. Подобные явления случались в прошлом веке в Европе 25 раз такие дожди выпадали во Франции, Италии, Греции, Турции, Венгрии в и других странах. Выпадали кровавые дожди и на территории нашей страны в юго-западной её части.
Случались и другие цветные дожди 31 марта 1847 г. во Франции и Киеве прошел белый дождь. Суеверные люди такие дожди часто принимали за целебное средство, якобы посланное богом. На самом же деле причиной таких дождей является ветер. Приобретая ураганную силу в далеких пустынях, он нередко поднимает вверх и несет с собой на большие расстояния много красной суриковой пыли, которая и придает каплям вид крови. Что же касается «молочного» дождя то он имеет в своем составе частички мела и белой глины.
В истории человечества были отмечены и другие проделки ветра. Однажды в Дании на протяжении20 минут с неба падали живые раки. В разное время во многих местах отмечены случаи «дождей» из пауков, жуков, лягушек и других насекомых и животных. Население Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Шотландии не раз получало даровую «небесную» пищу в виде дождя из сельдей.
Бывает, что ветер приносит и другие предметы. Так в Марокко ветер разрушил большие склады с пшеницей и, подхватив её, высыпал на побережье Испании. В другой раз смерч проходя около Неаполя, захватил и понес с собой корзины с апельсинами.