Материалы данной работы можно использовать непосредственно на уроках географии. Познание своего края с учащимися начинается уже с 6 класса. Приведу несколько примеров. При изучении темы “Рельеф суши” учащиеся отвечают на вопросы:
• Как изменяется рельеф в зависимости от состава слагающих местность пород? Объясните почему?
•Как влияет состав пород на глубину залегания грунтовых вод?
• Какое влияние оказывает рельеф на скорость течения реки?
• Опишите состав пород и условия их залегания в нашей местности.
•Объясните процессы образования и развития отдельных форм рельефа.
Рассматривая тему “Поверхностные воды” предлагаю вопросы:
• Какие поверхностные воды имеются в нашей местности?
• Какие наиболее крупные реки протекают в нашей местности, где берут начало, куда текут и впадают?
• В бассейне, какой реки находится наша местность?
• Какой характер течения, источники питания и водный режим имеет изученная нами река?
• Расскажите о строении долины реки в нашей местности, какие части выделяют в ней?
Дальнейшее расширение и углубление краеведческих знаний продолжаю при изучении географии в 7 классе, в заключительной теме “Общие географические закономерности” при раскрытии понятия “географическая оболочка”. Учащиеся отвечают на вопросы:
• Какие природные комплексы нашей местности вам известны?
• Каковы главные причины их различия?
• Приведите примеры взаимосвязи природных компонентов нашей местности.
В 8 классе в первом разделе – “Особенности природы и природные ресурсы”.
В первой теме “Особенности рельефа России” – рассмотреть рельеф своей местности. Познакомить с особенностями геологического строения.
• Во второй теме “Климат и климатические ресурсы”. При рассмотрении типов климатов России можно наиболее глубоко и полно изучить умеренно – континентальный тип климата на примере своей местности используя материалы данной работы.
• В теме “Внутренние воды и водные ресурсы” - Рассмотреть внутренние воды Барыша и Барышского района. Выявить хозяйственное значение рек, типы питания рек, экологическое состояние города, района.
• В теме “Почва и почвенные ресурсы” - на примере почв своего района познакомиться с факторами влияющими на формирование различных типов почв.
В девятых классах на уроках географии материал данной работы можно использовать при изучении общей части курса при рассмотрении тем.
• Население России – рассмотреть численность и естественный прирост населения Барышского района его национальный состав.
• В теме “Машиностроительный” комплекс – познакомить учащихся с местным предприятием машиностроительного комплекса – заводом ОАО “Редуктор”. Экскурсия на местное предприятие.
• При изучении темы химико-лесного комплекса следует,уделить внимание на обеспеченность района лесными ресурсами, на характер их использования. Рассмотреть принципы размещения предприятий по заготовке и переработки древесины.
• Материал по виду транспорта и сферам услуг в районе в теме “Инфраструктурный комплекс”. Провести исследовательскую работу о влиянии выхлопных газов на состояние атмосферы.