Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, диапроектор, диафильмы (плёнка).
Цели:
- Проанализировать мультфильмы разных времён и народов (отечественные и зарубежные);
- Заинтересовать учеников класса и школы историей развития мультипликации;
- Проявить интерес современных детей к будущему отечественной мультипликации (анимации).
- Развивать навыки участия в беседе, формирования и изложения собственной позиции, умение выслушать и принимать во внимание позицию других.
Мы, довольно мало знаем о том, как мультфильмы влияют на формирование личности ребёнка, какие мультфильмы полезны, а какие – вредны для детей, и о том, как они воспитывают.
План
1. Орг.момент
- Здравствуйте, меня зовут Любовь Юрьевна. Я сегодня проведу у вас интересное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их.
- Посмотрите на экран. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
- Какими вы представляете себе мультфильмы? (добрыми, веселыми, смешными…)
- Как вы думаете, все ли мультфильмы полезно смотреть детям?
Давайте разберёмся.
- А вы часто смотрите мультфильмы?
- Когда вы предпочитаете смотреть мультфильмы? (утром, в обед, вечером)
- Какие мультики вам нравятся (российские или иностранные)?
- Твой любимый герой мультфильма?
- Родители запрещают смотреть какие-нибудь мультфильмы?
- Назовите 10 отечественных мультфильмов.
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! На них вырастают поколения!
Как-то я спросила маму, любила ли она в детстве смотреть мультфильмы. Ответ ее был утвердительным. Для них, детей 60-х, это было неординарное событие. “Мама! Мультик!” – кричали малыши. И взрослые были вынуждены бросить все дела и, поддаваясь настойчивым требованиям, смотреть вместе с детьми удивительную сказку. Она носила их по разноцветным, искрящимся волнам веселых и грустных, поучительных и загадочных, таинственных и забавных историй… Но, мультфильмы раньше показывали не так часто, как сейчас. Мы мультик ждали с нетерпением.
Альтернативой мультфильмам – были диафильмы.
В те времена, когда еще не было DVD-плееров, а мультики можно было смотреть только если их показывали по телевизору (а это было гораздо реже, чем сейчас), диафильмы были одной из любимейших детских забав. Диафильм - это такая пленка, на которой размещены последовательно кадры какой-нибудь сказки или рассказа.
Делили обязанности: например, ребенок крутит колесико проектора, а мама выразительно читает сказку! И дает сигнал для перехода к следующему кадру.
Как у вас сейчас, наверно, есть целая коллекция любимых фильмов и мультиков на CD или DVD-дисках, так и раньше собирали целые коллекции баночек с диафильмами.
К сожалению, в наше время диафильмы ушли в прошлое.
Это не только забавно, но и полезно, гораздо полезнее, чем смотреть мультик - ведь ты не только смотришь картинки, но и читаешь текст к ним! Это как книга, только в этой "книге" больше картинок, чем в обычной. А значит, диафильмы развивают навыки чтения!
Но поговорим о мультфильмах.
- Как вы думаете, что такое мультфильм? Как он делается? Мультипликация и анимация – что это?
Анимация – покадровая съемка отдельных рисунков, для рисованных мультфильмов, или покадровая съёмка отдельных театральных сцен для кукольных фильмов. “Мультипликация” = “Анимация”
Экскурс в историю.
Художники всех времен и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Яркую передачу движения находим мы в искусстве древнего Египта и древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.
Показ слайдов “Экскурс в историю”
Показ отрывков первых мультфильмов
- И всё-таки, как вы думаете, мультфильмы – это вред или польза для детей?
Какие мультфильмы приносят вред, а какие – пользу? Какие мультфильмы сеют добро, а какие – причиняют зло?
- Вы, знаете такие мультфильмы?
Какие мультики чаще покупают взрослые для своих детей? Большинство покупок – это зарубежные новинки. Многим детям российские мультики смотреть не так интересно, после остросюжетных и красочных иностранных. Все дети выбирают мультики по принципу красочности и интереса, моды в классе или садике. А ведь много российских мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.
Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:
1. Яркие, действие происходит очень быстро
2. Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.
3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.
4. Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.
5. Много агрессии.
6. Однообразная музыка.
Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов
- К чему приводит просмотр иностранных фильмов???
Во всех мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных для моего мозга машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми не получается даже с натяжкой.
Воспитание мультфильмами
Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.
Чему учат наши отечественные мультфильмы?
Слайд с названиями наших мультфильмов.
А вы знаете, как создаются мультфильмы? Какие бывают технологии?
- Рисованная анимация
- Бескамерная анимация
- Живопись по стеклу
- Компьютерная анимация
- Пластилиновая анимация
- Порошковая анимация
- Силуэтная анимация
Как создаётся мультфильм?
Слайды о создании мультфильма
- Попробуем увидеть движение лошади (мини-мультфильм из серии картинок).
ИТОГ:
Заканчивая нашу беседу про мультфильмы, давайте решим, как же с пользой смотреть мультфильмы? (высказывания детей)
В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:
Мультфильмы должны:
- Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.
- Учить дружить.
- Помогать изучать окружающий мир
- Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.
- Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
- Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.
- Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
- Читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например, прочитал В.Носова “Незнайка и его друзья” - посмотрел мультфильм, поставленный по мотивам рассказа)
Заключение
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть – родители его отбирают, но вот когда смотришь “плохой” мультфильм, то воспитываются, моральные качества, отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т.к. положительным героям нужно подражать.
Итак, подведем итог. В одном из городов несколько лет назад психологи изучали влияние различных мультфильмов на детскую психику. Выяснилось, что после “советских мультиков” дети успокаивались, становились более доброжелательными, у них улучшался сон и аппетит. После американских компьютерных мультфильмов у детей усиливались страхи и агрессивность, они начинали капризничать, драться, ломать игрушки. Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку или Винни Пуха, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, но так как у нас совсем разная культура, российским детям лучше смотреть российские мультфильмы.
- Вам понравилась беседа? Понравилось занятие? Что вы узнали нового?
- Предлагаю продолжить эту тему в классе со своим классным руководителем, написать сценарии своих добрых, хороших мультфильмов, а вдруг мы их увидим на экранах наших телевизоров.
Спасибо за урок! Вы молодцы!