Цель: Повторить и закрепить темы: “Сложение, сравнение, запись обыкновенных дробей”, закрепить знание старинных мер массы и длины, познакомить с интересными фактами из жизни учёных-математиков, привить интерес к математике
Оборудование: плакаты с заданиями для 1, 2 туров, портреты учёных Колмогоров, Гаусс, Крылов, Виет, Архимед, буквы ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС для оформления, номера и звёзды для участников, коробочки с призами, кубики с буквами, песочные часы на 2 минуты.
Ход мероприятия
Дорогие участники, гости и болельщики, мы рады вас приветствовать на игре “Звёздный час”.
Какой же спор идёт без драки?
Какая битва без жюри? (представление жюри)
В нашей игре мы немного окунёмся в мир обыкновенных дробей, познакомимся с некоторыми интересными фактами из жизни математиков, вспомним старинные меры массы и длины, которые применялись, а некоторые и сейчас применяются на Руси и в других странах.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные, людям,
Никогда не давались легко.
Но наши участники уже готовы идти по этому нелёгкому пути к победе, и я с удовольствием их вам представлю (представление участников). Кто же из участников желает получить звезду? (вручается первая звезда).
I ТУР
На доске плакат:
1. ПУД
2. КАРАТ
3. ФУНТ
4. ЗОЛОТНИК
5. ФУТ
6. ПОПРИЩЕ
7. БАРРЕЛЬ
8. ЯРД
9. ДЮЙМ
Задание:
1. Какую единицу на Руси использовали для измерения больших расстояний? Позже её назвали верстой) (6)
2. Старинная русская мера веса (массы). С конца XVI века эта мера служит единицей веса драгоценных камней. Оно же является устройством, которое служит для автоматического управления потока пара (жидкости, газа) в тепловых, гидравлических и пневматических машинах. Назовите эту меру массы. (4)
Послесловие: Предполагается, что это название произошло от слова “златник” -название монеты, во времена правления князя Владимира Святославовича (X век). С конца XVI века золотник служил единицей массы всех драгоценных металлов и камней. Вы наверно слышали поговорки:
- Мал золотник, да дорог.
- Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.
- Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нём возят.
3. В каких единицах измеряют объём нефти? (7)
4. В каких единицах измеряют массу алмазов? Эта единица составляет пятую часть грамма – что соответствует массе пшеничного зерна. (» 200млг) (2)
5. В Англии и США до сих пор используются единицы длины, связанные с размерами частей тела человека. Какая единица длины соответствует 31 см и называется “ступня”? (5)
6. Старинная единица длины появившаяся почти 900 лет назад. Интересна тем, что она равна расстоянию от кончика носа короля ГенрихаI до конца пальцев его вытянутой руки. Как называется эта единица длины? (8)
7. В старину в России применялись меры массы не такие как в настоящее время. Какая единица массы в старину использовалась в торговле? (3)
II ТУР
На доске плакат:
1. 1/2
2. 1/4
3. 2/4
4. 1/3
5. 3/12
6. 1/12
7. 3/2
8. 3/4
Задание:
- Какая из дробей неправильная? (7)
- Вычислить 5/12 – 3/12 + 1/12 (5)
- На Руси в старину использовались монеты достоинством, меньшим 1 копейки. Какую часть копейки называли грош? (1)
- Какую часть копейки называли полушка (2)
- Какая дробь равна дроби ? (3)
- Вычислить 5/12 – ( 3/12 + 1/12) (7)
- Какую дробь называют треть? (4)
- Какая дробь равна дроби 2/6 (4)
- Какая дробь равна 1/6 (0)
III ТУР
Высыпается на стол 8 кубиков с буквами. Нужно составить как можно больше слов за 2 минуты. Участник, составивший самое длинное слово, получает звезду. За математическое слово – звезда. В это время конкурс с болельщиками. Объявляется конкурс на самое длинное математическое слово на букву П.
IV ТУР
На доске портреты учёных-математиков:
- Колмогоров
- Гаусс
- Виет
- Крылов
- Архимед
Задание:
1. Какого немецкого математика называли королём математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трёхлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчёты своего отца с каменщиком. Однажды в школе учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал, был уже готов. И на грифельной доске было написано 101*50=5050. (2)
2. Кто в России в 1703 году создал первый учебник по математике. Этот же учёный изложил учение о десятичных дробях в России. (Магницкий) (0)
3. В конце XVI века появились десятичные дроби. При вычислениях с десятичными дробями получались числа с очень большим числом цифр. Такое число знаков не было нужно для практики, поэтому приходилось округлять полученные ответы, вести приближённые вычисления. Какой русский математик и кораблестроитель академик внёс большой вклад в приближённые вычисления. (3)
4. Выдающийся советский математик, решивший много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах математики. Радость своих первых математических открытий он познал рано. Ещё до поступления в гимназию в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти открытия публиковались в домашнем журнале. Одно из открытий, сделанное в шестилетнем возрасте:
12=1; 22=1+3;
32=1+3+5;
42=1+3+5+7
Назовите фамилию этого математика. (1)
5. Более 2 тысяч лет тому назад греческий математик создал систему нумерации. Назовите его имя. (5)
6. Назовите фамилию французского математика, который ввел буквенное обозначение коэффициентов уравнений. (3)
V ТУР. Итак, финальная схватка. Нужно за 2 минуты составить как можно больше слов из букв, которые входят в слово ПРЯМОУГОЛЬНИК.
Награждение победителя и всех участников. Слово победителю. Фото на память. Заканчивается праздник песней:
Если тебе одиноко взгрустнётся,
Если в твой дом постучится беда,
Если судьба от тебя отвернётся
Песенку эту ты вспомни тогда.В жизни всему уделяется место,
Рядом с добром уживается зло,
Кто в звёздном часе хоть раз выступает
Может считать, что ему повезлоПесенка эта – твой друг и помощник
Вместе с друзьями её напевай
Если от знаний тебя распирает
Ты свои знанья другим передай.