Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “История искусств”, в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “История искусств” относится к профильному учебному циклу.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен (из стандарта):
Уметь:
- Различать произведения искусства по эпохам, странам стилям, направлениям и школам;
- Обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
- Анализировать произведения искусства.
Знать:
- Основные исторические периоды развития изобразительного искусства;
- Закономерности развития изобразительного искусства;
- Основные имена и произведения художников.
- Содержание внеаудиторной самостоятельной работы (выполнение домашних заданий):
- Изучение содержания лекций-презентаций по каждой теме;
- Сбор информации по заданной теме;
- Подготовка устных и письменных сообщений;
- Выполнение рефератов (компьютерных презентаций);
- Выполнение практических заданий (компьютерные, рисованные и аппликационные коллажи, зарисовки орнаментов и предметов мебели, схем произведений искусства);
- Анализ произведений искусства.
Итоговая аттестация проводится в форме: зачёта - защиты презентации по одному из видов, стилей искусства или о персоналиях в искусстве (художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, резчики, мебельщики, мастера народных промыслов).
Программа состоит из трёх разделов:
- Теоретические основы искусства.
- Исторические типы художественной культуры (исторические стили).
- История художественной обработки древесины.
План открытого урока по истории искусств.
Раздел программы №3: “История художественной обработки древесины”.
Тема урока: “Деревообработка эпохи Возрождения” - 2 часа (1 учебная пара).
Цели урока:
- Способствовать закреплению знаний студентов в области стилистических особенностей художественной и материальной культуры эпохи Возрождения.
- Ознакомить студентов с особенностями мебели и декора в стиле ренессанс.
- Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие стилевого единства, художественной ценности предметов мебельного искусства).
- Способствовать развитию аналитических способностей (анализ принадлежности предмета к тому или иному стилю, классификация предметов мебели и декора...);
- Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.
План проведения урока
№ | Этапы | Дидактические задачи | Деятельность | |
Студентов | Преподавателя | |||
1 | Организация начала занятия 2 мин. |
Подготовка студентов к работе на уроке | Подготовка конспектов, инструментов и
материалов для выполнения графики. Выполненное домашнее задание. |
Проверка готовности студентов к уроку
(конспекты, инструмент, материалы); Комп.презентация (Презентация 5). Папки с образцами. Раздача “рабочих тетрадей”. |
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм. | ||||
2 | Проверка выполнения домашнего
задания 8 мин. |
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами | Студенты закрепляют свои работы на
магнитной доске. В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения). |
Проверка зарисовок мебели (просмотр
работ на магнитной доске) – организация
самооценки, взаимооценки работ студентами,
оценка преподавателя. Контроль деятельности студентов. Выставление оценок за домашнее задание. |
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. | ||||
3 | Подготовка к основному этапу занятия 10 мин |
Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений | Актуализация опорных знаний: Участие во фрон-тальном опросе. Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды. Работа у доски (1чел.) – игра “мозаи ка” - к терминам подобрать правильную иллюстрацию. |
Фронтальный опрос (особенности стиля,
мебели, орнаментации в готическом стиле). Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение) Организация игры “мозаика” с использованием магнитной доски. Подведение итога опроса. |
Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | ||||
4 | Усвоение новых знаний и
способов действий 20 мин |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Запись даты и темы урока в конспект. Просмотр презентации с параллельным конспектированием. Использование “рабочих тетрадей” с целью правильной записи терминов и определений. |
Знакомство с темой и задачами урока. Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом). Организация работы студентов с “рабочими тетрадями”. Организация диалога в ходе беседы. |
Активные действия студентов с объектом изучения; | ||||
5 | Первичная проверка понимания 5 мин., перемена, 45 мин |
Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. | В течение 5 минут ознакомление с
контрольными вопросами в “рабочей тетради”. Самостоятельное обобщение информации. Участие в опросе. |
Презентация слайд №14 – контрольные
вопросы (фронтальный опрос) Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция. Просмотр видеофрагмента CD – “Шедевры архитектуры”, ренессанс. |
Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне. | ||||
6 | Закрепление знаний и способов
действий 25 мин Перемена, 20 мин |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное ознакомление с
методическими рекомендациями по выполнению
практической работы в “рабочей тетради”. Выбор образца для копирования. Выполнение эскиза. |
Уточнение методических рекомендаций по
выполнению практической работы – слайды
презентации 15-16 Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орнаментальные мотивы). Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18 |
Самостоятельное выполнение
заданий, требующих применения знаний в знакомой
и измененной ситуации. Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
||||
7 | Обобщение и систематизация
знаний 20 мин |
Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Знакомство с методическими
рекомендациями “анализа и описания”
копируемого предмета мебели, с точки зрения
принадлежности к стилю (формы, конструкция,
декор, виды отделки и т.п.). Примерный анализ у доски (1 чел). Самостоятельная работа. Работа у доски – игра “мозаика” (1 студент). |
Подготовка алгоритма анализа и
описания предмета мебели (на доске) Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование. Текущий контроль в течение выполнения работы студентами. Продолжение дидактической игры “мозаика” - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска). |
Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. | ||||
8 | Контроль и самопроверка знаний 10 мин |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Оценивание практических зарисовок по
критериям (слайды презентации 17-18) или в “рабочей
тетради”. Самооценка работ. |
Организация самооценки и оценки
выполнения практической работы. Просмотр работ (магнитная доска). Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция. |
Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения. | ||||
9 | Подведение итогов заня тия 10 мин |
Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели. | Участие в подведении итогов урока. Приведение рабочее го места в порядок. |
Подведение итогов урока Определение перспективы последующей работы. Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке. |
10 10 |
Домашнее задание 5 мин. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Знакомство студентов с содержанием
домашнего задания. Запись домашнего задания в конспект. Окончательное приведение в порядок рабочего места. |
Знакомство студентов с содержанием
домашнего задания. Инструктаж по его выполнению. Проверка соответствующих записей. Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20. Организованное завершение урока. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Иллюстративный материал к стилю ренессанс.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
- Как переводится с итальянского название стиля “ренессанс”?
- Какие традиции пытались возродить в Европе в эпоху ренессанса?
- Каковы стилистические особенности мебели и её декора в стиле ренессанс?
- Каковы основные цвета мебели в стиле ренессанс?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
- Сделать зарисовки предметов мебели, орнаментальных элементов и декора в стиле ренессанс.
- Цель – создать цельный художественный образ стиля.
- На листе А4, используя карандаш, тушь или гелевую ручку сделать технический рисунок.
- Композиция листа свободная, коллажная.
- Для композиции использовать папки с изображением мебели.
Использованные источники информации:
- Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С-П. Кристалл. 1998.
- Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.
- Грожан Д. Дизайн интерьера. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.
- Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
- Черепахина А.Н. История художественной обработки древесины. М.: “ВШ”. 1993.
- Орнаменты и узоры всех времён, стран и народов. Полный справочник. М.: АСТ-Астрель. 2010.
- Ворончихин. Орнаменты (электронная).
- Кес. Т. Стили мебели (электронная).