Урок истории искусства "История художественной обработки древесины. Ренессанс"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “История искусств”, в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “История искусств” относится к профильному учебному циклу.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен (из стандарта):

Уметь:

  • Различать произведения искусства по эпохам, странам стилям, направлениям и школам;
  • Обосновывать свои позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
  • Анализировать произведения искусства.

Знать:

  • Основные исторические периоды развития изобразительного искусства;
  • Закономерности развития изобразительного искусства;
  • Основные имена и произведения художников.
  • Содержание внеаудиторной самостоятельной работы (выполнение домашних заданий):
  • Изучение содержания лекций-презентаций по каждой теме;
  • Сбор информации по заданной теме;
  • Подготовка устных и письменных сообщений;
  • Выполнение рефератов (компьютерных презентаций);
  • Выполнение практических заданий (компьютерные, рисованные и аппликационные коллажи, зарисовки орнаментов и предметов мебели, схем произведений искусства);
  • Анализ произведений искусства.

Итоговая аттестация проводится в форме: зачёта - защиты презентации по одному из видов, стилей искусства или о персоналиях в искусстве (художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры, резчики, мебельщики, мастера народных промыслов).

Программа состоит из трёх разделов:

  1. Теоретические основы искусства.
  2. Исторические типы художественной культуры (исторические стили).
  3. История художественной обработки древесины.

План открытого урока по истории искусств.

Раздел программы №3: “История художественной обработки древесины”.

Тема урока: “Деревообработка эпохи Возрождения” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области стилистических особенностей художественной и материальной культуры эпохи Возрождения.
  • Ознакомить студентов с особенностями мебели и декора в стиле ренессанс.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие стилевого единства, художественной ценности предметов мебельного искусства).
  • Способствовать развитию аналитических способностей (анализ принадлежности предмета к тому или иному стилю, классификация предметов мебели и декора...);
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням декоративно-прикладного искусства.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия

2 мин.

Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студентов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Комп.презентация (Презентация 5).

Папки с образцами.

Раздача “рабочих тетрадей”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания

8 мин.

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми студен-тами Студенты закрепляют свои работы на магнитной доске.

В процессе взаимооценки работы передвигаются по принципу от лучшего к худшему (с обоснованием решения).

Проверка зарисовок мебели (просмотр работ на магнитной доске) – организация самооценки, взаимооценки работ студентами, оценка преподавателя.

Контроль деятельности студентов.

Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подготовка к основному этапу занятия

10 мин

Обеспечение мотива-ции и приня тия студен тами цели учебно-поз-навательной деятель-ности, акту ализация опорных знаний и умений Актуализация опорных знаний:

Участие во фрон-тальном опросе.

Индивидуальный опрос (2 чел.) – пре-зентация 4-6 слайды.

Работа у доски (1чел.) – игра “мозаи ка” - к терминам подобрать правильную иллюстрацию.

Фронтальный опрос (особенности стиля, мебели, орнаментации в готическом стиле).

Демонстрация презентации слайды 4-6 (вопросы на повторение)

Организация игры “мозаика” с использованием магнитной доски.

Подведение итога опроса.

      Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

20 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Использование “рабочих тетрадей” с целью правильной записи терминов и определений.

Знакомство с темой и задачами урока.

Слайды презентации 7-13 новая тема (сопровождается дополнительным лекционным материалом).

Организация работы студентов с “рабочими тетрадями”.

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания

5 мин., перемена,

45 мин

Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. В течение 5 минут ознакомление с контрольными вопросами в “рабочей тетради”.

Самостоятельное обобщение информации.

Участие в опросе.

Презентация слайд №14 – контрольные вопросы (фронтальный опрос)

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Просмотр видеофрагмента CD – “Шедевры архитектуры”, ренессанс.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий

25 мин

Перемена, 20 мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в “рабочей тетради”.

Выбор образца для копирования.

Выполнение эскиза.

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 15-16

Подготовка образцов для зарисовок (мебель, орнаментальные мотивы).

Ознакомление с критериями оценивания – слайды презентации 17-18

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация знаний

20 мин

Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей Знакомство с методическими рекомендациями “анализа и описания” копируемого предмета мебели, с точки зрения принадлежности к стилю (формы, конструкция, декор, виды отделки и т.п.).

Примерный анализ у доски (1 чел).

Самостоятельная работа.

Работа у доски – игра “мозаика” (1 студент).

Подготовка алгоритма анализа и описания предмета мебели (на доске)

Выполнение примерного анализа (у доски) параллельно со студентами в форме свободного диалога – выявление связи подобной деятельности с такими дисциплинами как основы дизайна, народный орнамент, композиция, конструирование.

Текущий контроль в течение выполнения работы студентами.

Продолжение дидактической игры “мозаика” - собирание кресел в готическом и романском стиле из отдельных конструктивных деталей (магнитная доска).

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний

10 мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических зарисовок по критериям (слайды презентации 17-18) или в “рабочей тетради”.

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска).

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение итогов заня тия

10 мин

Дать анна-лиз и оценку успешности достижения цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен ных студентами на уроке.

10

10

Домашнее задание

5 мин.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Рекомендация литературы – презентация слайды 19-20.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Фрагмент рабочей тетради.

Иллюстративный материал к стилю ренессанс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

  1. Как переводится с итальянского название стиля “ренессанс”?
  2. Какие традиции пытались возродить в Европе в эпоху ренессанса?
  3. Каковы стилистические особенности мебели и её декора в стиле ренессанс?
  4. Каковы основные цвета мебели в стиле ренессанс?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  • Сделать зарисовки предметов мебели, орнаментальных элементов и декора в стиле ренессанс.
  • Цель – создать цельный художественный образ стиля.
  • На листе А4, используя карандаш, тушь или гелевую ручку сделать технический рисунок.
  • Композиция листа свободная, коллажная.
  • Для композиции использовать папки с изображением мебели.

 Использованные источники информации:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. С-П. Кристалл. 1998.
  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.
  3. Грожан Д. Дизайн интерьера. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007.
  4. Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
  5. Черепахина А.Н. История художественной обработки древесины. М.: “ВШ”. 1993.
  6. Орнаменты и узоры всех времён, стран и народов. Полный справочник. М.: АСТ-Астрель. 2010.
  7. Ворончихин. Орнаменты (электронная).
  8. Кес. Т. Стили мебели (электронная).

Работы студентов.