Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, научно-познавательного материала, творческих заданий, самостоятельного сжатия информации и выборочного чтения.
Задачи:
- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;
- показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы;
- развивать творческие способности учащихся, устную речь.
- воспитывать любовь к родной природе
Тип урока: комбинированный
Основные дидактические методы:
- проблемно-диалогические методы обучения;
- частично-поисковый метод;
- объяснительно-иллюстративный;
- принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.
Дидактические средства:
- слайды презентации, рисунок зимнего леса
- учебник-тетрадь, карточки с изображением животных и птиц;
- фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой
- карточки настроения для учащихся
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Совместное "открытие" новых знаний.
- Самостоятельное применение знаний.
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент. (Вход под музыку)
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихонечко сели.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из времен года,
- А, о каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, разгадав загадку?
- Для этого послушайте внимательно.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... 1 слайд (ЗИМА)
- А, тема нашего урока "Зима - и жизнь животных"? 2 слайд
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с признаками зимы, что происходит в жизни животных, что изменилось в погоде? 3 слайд
- Что бывает только зимой?
- А чего зимой не бывает?
III Работа над новым материалом.
Определение признаков зимы, зимней погоды.
- Многое о зиме вам уже известно из своих собственных наблюдений. Поэтому мы сейчас определим приметы зимы. Вы подготовили дома рисунки “Что бывает только зимой...”
Дети выходят и защищают свои рисунки. МОЛОДЦЫ!
Ребята, а знаете ли вы, название зимних месяцев?
Сейчас я предлагаю вам послушать песню и назвать, какие месяцы считаются зимними?
- Какие месяцы считаются зимними? (ответы детей) 4слайд
2. Чтение стихотворения.
- Какие изменения происходят в погоде и в природе?
- Вы сможете вспомнить, прослушав стихотворение про зиму.
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
Посмотрите на картинки и назовите признаки зимней погоды, которые вы услышали в стихотворении. 5 слайд
3. Вывод о состоянии неживой природы зимой.
- Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать? 6 слайд
1. С каждым днём становится всё холоднее.
2. Небо чаще покрыто облаками.
3. Осадки выпадают в виде снега. 4. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
(Солнце греет слабо, температура воздуха ниже 0, ночи длинные, дни короткие, небо пасмурное, закрыто облаками, осадки в виде снега.) 7 слайд
4. Физминутка. 8 – 16 слайд
5. Жизнь животных.
- зима- покой природы. Почему – покой? Да, потому что. Зимняя природа как бы дремлет, но жизнь продолжается. Ведь есть ещё и животные, и птицы.
Отгадав загадки, вы узнаете, какие животные водятся у нас зимой. 17 слайд
1. Кто зимой холодной бродит злой, голодный?
2. Летом серый, а зимой – белый.
3. Рыжая плутовка в деревне всех кур пересчитала.
5. Выполнение задания в тетради “Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы?”,
- А, что бы узнать какие звери живут в лесу. Мы отправляемся в зимний лес, кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?
- где спрятались звери и птицы? (18 слайд)
- От кого прячутся звери и птицы?
- Какие трудности они испытывают зимой?
Зимой исчезают насекомые, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.)
- Какие птицы зимуют с нами? 19 слайд
- Чем они питаются? (семена, плоды, почки)
- Почему с наступлением зимы птицы переселяются ближе к жилью человека?
9. Изменения в жизни диких зверей.
- А какие изменения произошли в жизни диких зверей?
в). Работа с научно-познавательной статьёй о жизни животных зимой: 20 слайд
Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Всё это время обходится без пищи. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Спят медведи очень чутко.
А ёжик спит дольше всех, закрыв вход в свою норку, которую устроил под корнями деревьев, в кустах, в ямах. В сентябре он ложится в тёплое гнёздышко - норку и спит до апреля.
Белки запасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю. Гнездо устраивают в дуплах в форме шара. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. В сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.
Мыши активны круглый год, в спячку не впадают.
Они едят зерно, семена, плоды, корни, овощи, траву и цветы. Делают запасы кормов на зиму. Охотно поедают насекомых, мясо, молоко, масло, сыр. А что они не могут съесть, то изгрызают, как, например, бумагу или дерево.
Птицы зимой питаются ягодами, семенами деревьев и плодами. А на кормушке не откажутся от семечек подсолнечника, арбуза, дыни и тыквы. Любят хлебные крошки, но только не ржаного хлеба, а белого. А синички обожают свиное несолёное сало.
Волк – хищник, охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.
Лиса питается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.
Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.
10. ИГРА “Соотнесение видов корма с птицами и зверями”. 21 слайд
- Чем питаются птицы и звери зимой?
- Посмотрите образцы корма для зимнего питания птиц и зверей. Определите, кто, чем питается зимой.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- А как вы думаете, почему говорят, что “Зима – покой природы”, что “зимой природа спит”?
- Какое же главное изменение произошло в зимней природе, что так повлияло на жизнь растений и животных? Похолодание. Солнце поздно восходит или его совсем нет на небосклоне. Земля и воздух получают мало света и тепла и за день не успевают прогреться.
- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?
- Что показалось вам наиболее интересным?
- Поднимите руки те, кто работал в полную силу;
- работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя. Спасибо за урок. 22 слайд