Цели:
– объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование;
– рассмотреть роль образования в жизни человека и общества;
– познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;
– определить роль печатных книг в развитии образования;
– привить любовь к своей школе.
Ожидаемый результат:
ученики должны знать/уметь:
– сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;
– задуматься над своим отношением к процессу образования.
– анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!
Тему нашей встречи мы обсудим с вами позже, пока это тайна для всех. А сейчас было бы интересно узнать, сможете ли вы, как Шерлок Холмс, рассказать о человеке, лишь глядя на его вещи?
Трём группам даются шкатулки с одним предметом:
- мел.
Не показывая предмет другим группам, обсудите, кому мог бы принадлежать этот предмет и почему. (варианты: ученик, школьник, учитель...)
- Что помогло вам при обсуждении этого задания?
- умение слушать, общение
“Общение - это взаимодействие людей между собой”.
- Подумайте и назовите профессии, которые не требуют умения общаться?
- Таких профессий нет!
- Когда вы посещали детсад, то вашей главной профессией была профессия “дошкольник”.
- Вы пришли в 1 класс и стали
- учениками, школьниками, учащимися, одноклассниками...
- Какой профессией Вы владеете сейчас?
- Профессия ученик.
Вот мы и раскрыли тайну-тему нашего мини-исследования “Профессия ученик”.
- Чтобы начать работу, давайте составим план исследования:
- Подумаем сами!
- Понаблюдаем.
- Посмотрим в книгах.
- Проведем эксперимент.
- Спросим у других людей.
- Обратимся к компьютеру.
Я предлагаю вам сравнить: как учились раньше и как учатся сейчас.
раньше | сейчас |
Раньше говорили так: “Отдать в ученье”. А как говорят сейчас? |
Пойти в школу. |
Учёба начиналась 14 декабря в День
Святого пророка Наума, называемого в народе
Грамотником. В народе так и говорили: “Пророк Наум наставит на ум”. А в современной школе, когда начинается учебный год? Как его называют? |
1 сентября. День знаний. |
Детей на занятиях называли “дружина”. А как сейчас называют детей на уроке? |
Класс. |
Посмотрите на картину. На чём сидят дети вовремя занятий? А как называется ваша мебель? |
На лавках. Парты. |
Так вот, до X века на Руси школ вообще не
было. Малыши учились, общаясь со взрослыми, не
зная грамоты и не имея книг. Только в XI веке князь Владимир основал первую школу в Киеве, а князь Ярослав Мудрый в Новгороде. И раньше учебные заведения назывались училищами от слова...(учиться), а слово школа вошло в обиход только в XIV веке. Школа XVI века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил учитель. Физминутка: детям можно предложить встать и рассказать нараспев алфавит. |
Скажите, в каком веке мы живём? - 21 Кто дал вам возможность учиться? -государство -родители -гимназия Право на образование прописано в главном документе нашего государства – Конституции Российской Федерации. А как было раньше? Давайте обратимся к компьютеру. |
Азбуку заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название. | А, б, в, г, д, е, ё; Ж, з, и, й, к; Л, м, н, о, п, р, с; Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ; Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я! Наизусть весь алфавит знаю я! |
А сколько букв было в старом алфавите
тогда, вы узнаете, решив выражение: 43-43+43-43+43=43 буквы. |
Сколько букв в нашем алфавите? -33 буквы |
Проведем эксперимент А – “Аз” М –“Мыслите” Б- “Буки” Ш – “Ша” В – “Веди” К – “Како” Г – “Глаголь” Д – “Добро” Прочитайте: “Добро” “Он” “Мыслите” “Ша” “Како” “Он” “Люди” “Аз” “Мыслите”“Аз” “Мыслите”“Аз” |
Вам даны карточки с буквами. Составьте
из букв слова.
Хотелось бы вам изучать такую азбуку? |
А вот как было раньше. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”. Я нашла перевод для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”. В книге есть данные: за какие нарушения наказывали. -задирание одноклассников -вандализм -хулиганство -грубость -воровство -постоянные опоздания -прогулы -лень -непослушание |
Скажите, пожалуйста, что происходит,
когда вы приходите в гимназию с невыученными
уроками? -ругают -сообщают родителям -пишут замечания ......
А у нас за это наказывают? -Да. Но это тема другого исследования. |
В результате поисковой работы мы
узнали, какие наказания были раньше. Оставить без обеда Шлепки и подзатыльники бесконечны Розги Стояние на горохе |
Давайте проведём эксперимент: за непослушание постоим на горохе. Кто желает заменить “2” в дневнике на стояние на горохе? |
|
Блиц-опрос 1.Сколько человек в нашем классе? 2.Сколько мальчиков? 3.Сколько девочек? Сейчас вы учитесь вместе: и девочки, и мальчики. А как было раньше? |
Представьте, что вы учитесь в
прошлом веке. Девочки и мальчики занимаются в
разных классах. Я называю действие, вы выбираете
то действие, которое подходит девочкам (хлопают
девочки) или мальчикам (хлопают мальчики). Вышивать, танцевать, владеть оружием, ездить верхом на лошади, выращивать цветы, заниматься домоводством, фехтовать, столярничать..... |
|
Каждому из вас дается
возможность обучаться:
Дальнейшее обучение – это ваше право выбора. |
|
У родных вы узнали, что раньше
люди вообще не учились заканчивали 2, 4, 7, 8, 10 классов. Считалось, если научился читать, писать – значит, закончил школу. |
|
Мы провели опрос по ещё 1 вопросу: Была ли раньше форма? И узнали, что в старину детей одевали в то, что было. в советское время, когда учились ваши родители, была форма. А нужна ли форма сейчас? Это видно на диаграмме. Пожалуйста, вы можете взять интервью у наших гостей. Вопрос: нужна ли школьнику форма? |
|
Пройдя весь путь от ХI до ХХ
века, мы вернулись в наше настоящее, в ХХI век. Перед вами яблоко, разделённое на 2 части. У вас право выбора. Возьмите стикер и приклейте его туда, где бы вам хотелось учиться. ВЫ УБЕДИЛИСЬ, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. УЧИТЬСЯ СТАЛО ИНТЕРЕСНЕЙ, ОБУЧЕНИЕ СТАЛО ДОСТУПНЫМ ДЛЯ ВСЕХ. |
|
ВЫ – УЧЕНИКИ. И учеба сегодня – ваш основной труд. Можно ли сказать, что это ваша профессия? Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость. НО МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО! |