Классный час на тему "Профессия – ученик"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

– объяснить значение понятий: школа, ученик, учиться, образование;

– рассмотреть роль образования в жизни человека и общества;

– познакомиться с этапами развития школ в нашей стране с древних времен до нашего времени;

– определить роль печатных книг в развитии образования;

– привить любовь к своей школе.

Ожидаемый результат:

ученики должны знать/уметь:

– сравнивать, участвовать в беседе, дискуссии;

– задуматься над своим отношением к процессу образования.

– анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Тему нашей встречи мы обсудим с вами позже, пока это тайна для всех. А сейчас было бы интересно узнать, сможете ли вы, как Шерлок Холмс, рассказать о человеке, лишь глядя на его вещи?

Трём группам даются шкатулки с одним предметом:

- мел.

Не показывая предмет другим группам, обсудите, кому мог бы принадлежать этот предмет и почему. (варианты: ученик, школьник, учитель...)

- Что помогло вам при обсуждении этого задания?

- умение слушать, общение

“Общение - это взаимодействие людей между собой”.

- Подумайте и назовите профессии, которые не требуют умения общаться?

- Таких профессий нет!

- Когда вы посещали детсад, то вашей главной профессией была профессия “дошкольник”.

- Вы пришли в 1 класс и стали

- учениками, школьниками, учащимися, одноклассниками...

- Какой профессией Вы владеете сейчас?

- Профессия ученик.

Вот мы и раскрыли тайну-тему нашего мини-исследования “Профессия ученик”.

- Чтобы начать работу, давайте составим план исследования:

  • Подумаем сами!
  • Понаблюдаем.
  • Посмотрим в книгах.
  • Проведем эксперимент.
  • Спросим у других людей.
  • Обратимся к компьютеру.

Презентация.

Я предлагаю вам сравнить: как учились раньше и как учатся сейчас.

раньше сейчас
Раньше говорили так: “Отдать в ученье”.

А как говорят сейчас?

 

Пойти в школу.

Учёба начиналась 14 декабря в День Святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником.

В народе так и говорили: “Пророк Наум наставит на ум”.

А в современной школе, когда начинается учебный год?

Как его называют?

 

 

1 сентября.

День знаний.

Детей на занятиях называли “дружина”.

А как сейчас называют детей на уроке?

 

Класс.

Посмотрите на картину.

На чём сидят дети вовремя занятий?

А как называется ваша мебель?

 

На лавках.

Парты.

Так вот, до X века на Руси школ вообще не было. Малыши учились, общаясь со взрослыми, не зная грамоты и не имея книг.

Только в XI веке князь Владимир основал первую школу в Киеве, а князь Ярослав Мудрый в Новгороде.

И раньше учебные заведения назывались училищами от слова...(учиться), а слово школа вошло в обиход только в XIV веке.

Школа XVI века была школой зубрежки. Ученики нараспев повторяли то, что говорил учитель.

Физминутка: детям можно предложить встать и рассказать нараспев алфавит.

Скажите, в каком веке мы живём?

- 21

Кто дал вам возможность учиться?

-государство

-родители

-гимназия

Право на образование прописано в главном документе нашего государства – Конституции Российской Федерации.

А как было раньше? Давайте обратимся к компьютеру.

Азбуку заучивали наизусть. Каждая буква имела свое название. А, б, в, г, д, е, ё;

Ж, з, и, й, к;

Л, м, н, о, п, р, с;

Т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ;

Мягкий знак и твердый знак, э, ю, я!

Наизусть весь алфавит знаю я!

А сколько букв было в старом алфавите тогда, вы узнаете, решив выражение:

43-43+43-43+43=43 буквы.

Сколько букв в нашем алфавите?

-33 буквы

Проведем эксперимент

А – “Аз”

М –“Мыслите”

Б- “Буки”

Ш – “Ша”

В – “Веди”

К – “Како”

Г – “Глаголь”

Д – “Добро”

Прочитайте:

“Добро” “Он” “Мыслите”

“Ша” “Како” “Он” “Люди” “Аз” “Мыслите”“Аз” “Мыслите”“Аз”

Вам даны карточки с буквами. Составьте из букв слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотелось бы вам изучать такую азбуку?

А вот как было раньше.

За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами и заставлял учеников часами стоять на коленях. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.

Я нашла перевод для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.

В книге есть данные: за какие нарушения наказывали.

-задирание одноклассников

-вандализм

-хулиганство

-грубость

-воровство

-постоянные опоздания

-прогулы

-лень

-непослушание

Скажите, пожалуйста, что происходит, когда вы приходите в гимназию с невыученными уроками?

-ругают

-сообщают родителям

-пишут замечания

......

 

 

А у нас за это наказывают?

-Да.

Но это тема другого исследования.

В результате поисковой работы мы узнали, какие наказания были раньше.

Оставить без обеда

Шлепки и подзатыльники бесконечны

Розги

Стояние на горохе

 

Давайте проведём эксперимент: за непослушание постоим на горохе.

Кто желает заменить “2” в дневнике на стояние на горохе?

 

 

 

 

  • Были классы, где учились только девочки.
  • Были классы, где учились только мальчики.
  • Совместное обучение.
Блиц-опрос

1.Сколько человек в нашем классе?

2.Сколько мальчиков?

3.Сколько девочек?

Сейчас вы учитесь вместе: и девочки, и мальчики.

А как было раньше?

Представьте, что вы учитесь в прошлом веке. Девочки и мальчики занимаются в разных классах. Я называю действие, вы выбираете то действие, которое подходит девочкам (хлопают девочки) или мальчикам (хлопают мальчики).

Вышивать, танцевать, владеть оружием, ездить верхом на лошади, выращивать цветы, заниматься домоводством, фехтовать, столярничать.....

Каждому из вас дается возможность обучаться:
  • 9 лет
  • 11 лет

Дальнейшее обучение – это ваше право выбора.

У родных вы узнали, что раньше люди вообще не учились

заканчивали 2, 4, 7, 8, 10 классов.

Считалось, если научился читать, писать – значит, закончил школу.

Мы провели опрос по ещё 1 вопросу:

Была ли раньше форма?

И узнали, что в старину детей одевали в то, что было.

в советское время, когда учились ваши родители, была форма.

А нужна ли форма сейчас? Это видно на диаграмме.

Пожалуйста, вы можете взять интервью у наших гостей.

Вопрос: нужна ли школьнику форма?

Пройдя весь путь от ХI до ХХ века, мы вернулись в наше настоящее, в ХХI век.

Перед вами яблоко, разделённое на 2 части. У вас право выбора. Возьмите стикер и приклейте его туда, где бы вам хотелось учиться.

ВЫ УБЕДИЛИСЬ, что образование прошло длинный путь и, дойдя до вас, претерпело множество изменений.

УЧИТЬСЯ СТАЛО ИНТЕРЕСНЕЙ, ОБУЧЕНИЕ СТАЛО ДОСТУПНЫМ ДЛЯ ВСЕХ.

ВЫ – УЧЕНИКИ.

И учеба сегодня – ваш основной труд.

Можно ли сказать, что это ваша профессия?

Чтобы овладеть профессией, надо освоить много секретов, проявить старание, развивать в себе силу воли, настойчивость.

НО МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО!