Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.

В связи с этим в 2010 году прошла курсовую подготовку при АОИПКРО по темам:

  • «Базовая подготовка педагога в области ИКТ»
  • «Основы сайтостроения»

Это позволило мне использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у школьников.

Возможности компьютера в предметном обучении могут быть использованы по следующим направлениям:

1. Создание презентаций для сопровождения урока (программа Power Point).
2. Проектная деятельность с использованием ИКТ.
3. Создание дидактических материалов средствами Word,  Excel,  Power Point.
4. Тестирование в Power Point,  Excel.
5. Интегрированные уроки.
6. Работа с Интернет-ресурсами.

Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, порталом информационной поддержки ЕГЭ, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Впоследствии с этими порталами я также познакомила своих учеников, так как  представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по ЕГЭ и т.д.

Меня как учителя-практика особенно заинтересовала Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), представленная на Федеральном портале «Российское образование». Предмет «русский язык» является обязательным экзаменом на государственной итоговой аттестации, и на старшей ступени нет жесткой профилизации образования, отсюда изучение предмета на профильном уровне обусловлено желанием родителей и детей.  Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах, систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне учителю – словеснику может помочь использование цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, то есть могут быть использованы при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

В процессе работы с цифровыми ресурсами учитель или ученик может сам отбирать необходимый материал при изучении или повторении темы.

Цифровые образовательные ресурсы разделены на группы по способу использования:

  • Демонстрационные материалы
  • Демонстрационно-опорные материалы
  • Обобщающие материалы
  • Тренировочно-контрольные материалы
  • Учебно-справочные материалы

Демонстрационные материалы используются на этапе объяснения нового материала, основная их функция – иллюстративная. Это могут быть интерактивные примеры схем с текстовым комментарием. Это может быть работа с текстом, в котором нужно определить стиль и тип речи данного текста, составить речевую ситуацию.

Демонстрационно-опорные материалы не только иллюстрируют какое-либо языковое явление, но и служат опорой для их анализа, а также стимулируют высказывания на этапе закрепления. Этот вид цифровых материалов целесообразно использовать при повторении орфографических правил. Интерактивные правила стимулируют мыслительную активность учащихся, представляя собой, по сути, задания на размышления.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Так, например, при повторении правил пунктуации использую интерактивную таблицу «Бессоюзное сложное предложение». Таблица состоит из трех колонок, первая из которых – это знаки препинания, вторая – примеры БСП, третья – «Как проверить?». В ячейки третьей колонки помещены интерактивные вопросительные знаки. При активизации вопросительные знаки замещаются союзами, с помощью которых можно проверить постановку запятой, тире, двоеточие между частями БСП. Подобная работа возможна и при повторении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

На этапах закрепления материала, контролируя знания и умения учащихся, часто обращаюсь к тестовому контролю. Методика проведения тестового контроля на бумажных носителях сегодня разработана достаточно хорошо. Тесты разработаны по всем разделам русского языка, начиная с 5-го класса. В 10-11 классах активно используются тесты для подготовки учащихся к ЕГЭ. Электронный тестовый контроль позволяет ученику получить оценку своей деятельности сразу по завершении работы, в отличие от бумажного носителя. В конце выполнения всех заданий на экран выводится общий результат прохождения теста: общее количество заданий в тесте, количество пройденных заданий, общий результат выполнения, время начала и завершения выполнения теста. Достоинством электронных тестов является то, что учитель может сам собрать собственный тест, составить любой набор тестов по теме.

На мой взгляд, продуктивным видом работы являются интерактивные задания по русскому языку для тренировки грамотности учащихся. Это интерактивные диктанты, представляющие собой небольшие отрывки из произведений классической литературы (А.П.Чехов «Дом с мезонином», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и др.). Они позволяют школьнику самостоятельно проверить собственную грамотность, что формирует у ребят навыки самоорганизации, а также способствуют  приобщению учащихся к замечательным произведениям русской литературы и воспитывают любовь к художественному слову.

Методика работы с интерактивными диктантами следующая: пользователь прослушивает диктант целиком (через проигрыватель). Далее пользователь прослушивает и записывает текст по предложению. После написания текста пользователь возвращается в главное окно и вносит записанный текст в окно проверки, нажимая кнопку «Проверить». Через короткое время ученик получает результат своей работы.

Современный ученик все чаще обращается за необходимой информацией в Интернет-ресурсы, поэтому учебно-справочные материалы – неотъемлемая часть цифровых образовательных ресурсов. Электронные пособия могут быть использованы как справочные материалы при выполнении самостоятельной работы, как учебные материалы для заданий поискового характера, для организации коллективной работы в классе.

Это Большой энциклопедический и исторический словари онлайн, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля и др.

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Использование компьютерных технологий в учебном процессе способствуют повышению мотивации учащихся.

На уроках русского языка и литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть не только уроки изучения биографии писателя или поэта, но и уроки русского языка.  При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. За консультацией обращаемся к учителю информатики. По отзывам старшеклассников, им нравится работать с программой PowerPoint.

Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. К таким технологиям относится метод проекта. Метод проекта ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.

В своей педагогической деятельности использую творческие проекты. Приведу пример работы по созданию творческого проекта по заданиям части В ЕГЭ. К этому времени дети уже владеют навыком создания компьютерных презентаций.

  • Класс был разбит на пары. Все задания части В были распределены между парами.  Каждая пара получила задание – представить свои задания в виде презентации. В каждой паре были определены ответственные за отбор содержания, редактирование и защиту проекта.
  • В ходе проведения Недели русского языка и литературы учащиеся представили свои творческие наработки в виде компьютерных презентаций. Была составлена единая папка, включающая наработки всех групп.

В процессе работы ученикам неоднократно приходилось обращаться к Интернет-ресурсам, что, несомненно, способствовало расширению кругозора, а также приучало работать с информацией.
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе дает хорошие результаты.

Качественные преимущества новых средств обучения очевидны. Никакие описания (устные или письменные) не сравнятся в наглядности с фотографиями египетских пирамид, морских закатов, космических кораблей. Эмоциональное воздействие на ученика от описания картины всегда будет сильнее, если оно сопровождается демонстрацией копии этой картины. Учитывая, что компьютерные технологии позволяют (при надлежащем качестве) демонстрировать фрагменты картины, рассказ о картине становится гораздо более полным. В результате исследований установлено, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость на 40-50%.

Поэтому главная методическая проблема, встающая перед преподавателем,  смещается от того, как лучше рассказать материал к тому, как  лучше его показать. Применение цвета, графики, звука, видео позволяет «погрузить» учащегося в конкретную историческую эпоху, воссоздать реальную обстановку.

Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры школьников. Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. И в этом особая социальная значимость цифровых материалов.

Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю-новатору становится самому интересно овладевать Интернет-технологиями и использовать их в учебно-воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и повышение уровня мотивации учащихся.

Приложение 1

Приложение 2