Задачи:
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Развивать умение устанавливать коммуникативные отношения с взрослыми и сверстниками, желание оказывать помощь сказочным героям.
- Развивать умение классифицировать предметы по признакам: форма, цвет, величина.
- Закреплять в речи названия геометрических фигур и их свойства.
- Развивать логическое мышление, воображение, речь, способность к самоконтролю.
Оборудование:
- набор «Логических блоков Дьенеша» – 1 коробка;
- приложения к «Логическим блокам Дьенеша»:
- набор карточек образцов, обозначающих свойства геометрических фигур;
- набор карточек с двумя свойствами геометрических фигур – 10 штук;
- набор карточек «билетов» с двумя свойствами геометрических фигур – 10 штук;
- изображение паровозика, ключа, ключ, математические друзья;
- модель «Домик»;
- гусеницы;
- фломастеры;
- обруч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Знайка. Я
живу в стране Математики.
– Это мои друзья (Показывает на геометрические
фигуры, прикрепленные к костюму воспитателя).
– Узнали их? Скажите, как они называются? (Ответы
детей).
– Пока мои друзья были в гостях у других ребят,
злая волшебница похитила ключ от страны
Математики. И сказала, что отдаст ключ только
тогда, если мы выполним все её задания, которые
она придумала. Я со своими друзьями пришла
спросить у вас помощи. Поможете нам? (Ответы
детей)
– Ребята, а что это? (Коробка с
логическими блоками Дьенеша).
– Давайте посмотрим, что в этой коробке лежит? (Высыпает
геометрические фигуры в обруч и рассматривают
их).
– Смотрите, что это? Как они называются? (Ответы
детей).
– Чем они отличаются?
– Ребята, а они одного цвета?
– Назовите, какого цвета фигуры. Цвет фигуры
обозначается пятнышком. (Воспитатель
показывает карточку с условным обозначением
цвета).
– Чем еще отличаются эти фигуры? Правильно,
величиной. (Воспитатель показывает, что
величина обозначается значком домика: большого и
маленького)
– Первое задание злой волшебницы – подобрать
нужную фигуру к «окошку». (Воспитатель
раскладывает карточки на полу).
– Давайте мы выберем для каждой фигуры свое
«окошко». В этом нам помогут значки, нарисованные
на них. Будьте внимательны, сначала посмотрите на
значок, нарисованный на карточке, и подумайте,
какая фигура подойдет (дети выполняют задание).
Во время выполнения задания детьми воспитатель
спрашивает: «Какую фигуру ты выбрал?», «Почему?».
– Молодцы, ребята! Смотрите, у меня в кармашке
появилась часть ключика, которую отдала злая
волшебница. Значит, мы справились с заданием.
– Сейчас мы с вами поедем на волшебном поезде.
Хотите?
– Вот билеты (показывает). У каждого будет
свой билет, который нужно будет заполнить. На
каждом билете нарисована фигура, которую надо
найти. (Дети подбирают к билетам фигуры,
руководствуясь двумя признаками, воспитатель
проверяет правильность выполнения задания,
спрашивает, почему именно так заполнен билет у
каждого ребенка, хвалит детей).
– Ребята, билеты у нас есть и мы можем ехать на
паровозике. (Дети строятся паровозиком,
выполняют движения, имитируя движения паровоза).
– Куда мы приехали? Это город фигур. (Выносится
модель «Домик»). Жители этого домика никак не
могут расселиться. А заселить их в домик надо так,
чтобы в каждом подъезде жили те фигуры, которые
при входе в подъезд указаны значком.
– Какие фигуры живут в этом подъезде. (Ответы
детей).
– Помогите заселить жителей в свои подъезды.
Почему заселили жителей именно в этот подъезд?
(Дети, проговаривая, выполняют задания).
– Молодцы! Злая волшебница вернула еще часть
ключика. (Показывает детям).
– А кто это там ползет? (Воспитатель
раскладывает гусениц).
– Какие-то они странные.
– Посмотрите, что нарисовано на теле у гусениц?
Догадайтесь, как продлить этот узор? (Дети
рассматривают гусениц).
– Чтобы наши гусеницы стали ещё красивее, нужно
раскрасить их таким же узором.
– Какую следующую фигуру мы должны нарисовать
после квадрата?
– Обратите внимание на цвет фигур, будьте
внимательны. (Дети выполняют задание).
– Молодцы, ребята! Вы очень старались, и злая
волшебница отдала нам последнюю часть ключика.
– Давайте проверим, правильно ли мы собрали ключ
от страны Математики. (Собирают ключ и
сравнивают с образцом).
– Теперь мои друзья (воспитатель показывает
фигуру, а дети называют ее) могут вернуться в
страну Математики. Спасибо вам ребята, до
свидания!