Тема урока "В гостях у царевны-лягушки"

Разделы: Биология


Необходимые материалы:

  • Ковер, имитирующий озеро: листья и цветы кувшинок, зелень, кочка,  большая игрушка «царевна-лягушка», представители животного мира представляющих опасность для лягушек и жаб (змея, филин, утка, рыба и т. п.), представители животного мира не представляющих  опасность для лягушек и жаб, тигренок  со встроенным звуковым устройством сидящий на стульчике перед учебным столиком (Приложение 1).
  • Волшебные ворота (Приложение 2).
  • Сувенир «лягушка-имитатор», издающий звуковой сигнал голоса лягушки (Приложение 3).
  • Изображения и фотоматериалы лягушек и жаб (Приложение 4).
  • Костюм царицы Фауны.
  • Муляжи для задания по закреплению учебного материала: (этапы развития лягушки) взрослая лягушка – икринки – головастик – лягушонок,  птичье яйцо;  представители животного мира представляющих опасность для лягушек и жаб (змея, филин, утка, рыба и т. п.), представители животного мира не представляющих  опасность для лягушек и жаб (кролик, жираф);  две емкости для задания «Собери обед лягушкам» – в них муляжи фруктов и насекомых;  фото лягушек и жаб, емкость с водой, губки для мытья посуды (Приложение 5).
  • Живые объекты: жаба, лягушата (в аквариуме).
  • Оборудование: аудио-магнитофон, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог выходит к детям в костюме царицы Фауны (в накидке с изображенными на ней разными видами животных и  короне), обращается к ним:

– Здравствуйте,  дети! Вы в сказку попали            Ребята, скорее за парты садитесь
Героев животного мира опять                                 Секреты животного мира не ждут
Сегодня мы с вами начнем изучать                        Они уже в гости к нам с вами идут.
Ворота, ворота!
Скорей отворитесь

Царица Фауна  приглашает детей пройти за ворота и просит сесть за парты, Открытие ворот сопровождается музыкальным произведением «В мире животных».

Царица Фауна обращается к детям: «Ребята! мы с вами слушали и изучали много звуков, которые издают различные животные, разговаривая друг с другом и с нами. Сегодня мы снова отправимся в гости к необыкновенному животному. Познакомимся с его жизнью и «языком».

Царица Фауна  просит детей закрыть глаза: «Представьте, что вы находитесь на берегу озера или пруда, где-то далеко раздается щебетание птиц, и слышите? Плеск воды – это рыбки резвятся, играют. И вдруг… послушайте, чье-то пение».

Звучит фонограмма пения лягушек или звуковой голос лягушки-имитатора (по выбору педагога).

– Чей же разговор вы сейчас услышали? Ответы детей.

Правильно, так разговаривают лягушки. Давайте подойдем к озеру и узнаем к кому мы попали в гости.

Царица Фауна подводит детей к «озеру» (определенному месту – импровизированному озеру), дети при помощи педагога отмечают его красоту, наличие растений и животных. Рассуждают, каких животных они еще могли бы встретить на озере.– А что это такое? – удивленно спрашивает царица Фауна, указывая на растения, за которыми спрятана царевна-лягушка на кочке: «Кто-то прячется за растениями. Это наверняка хозяин или хозяйка этого озера?  Давайте тихо и осторожно посмотрим, кто затаился за растениями и наблюдает за нами». Дети или педагог находят за растениями большую игрушку – «царевна-лягушка».

Царица Фауна спрашивает: «Догадались ребята, у кого мы сегодня мы побываем в гостях?» Ответы детей.

Правильно, мы побываем в гостях у «царевны-лягушки». Я думаю, она откроет нам много секретов, так как мы правильно вели себя на берегу озера. Никого не обидели,  не шумели, не засоряли окружающую природу, царевна – лягушка поняла, что мы друзья природы.

Царица Фауна просит детей сесть за парты и  начинает свой рассказ (беседу): «Итак, ребята, отправляемся погостить в лягушачье  царство. Лягушек и жаб можно встретить где угодно – на лугу, в лесу, в парке, в огороде, но для них желательно все-таки, чтобы невдалеке была вода. Познакомимся с первой подружкой царевны-лягушки, жабой Марфушей».

Царица Фауна снимает накидку с аквариума, в котором сидит жаба. Рассматривая жабу, некоторые дети могут проявлять враждебное (брезгливое) отношение к земноводным – это отношение сложилось под влиянием взрослых. В таком случае, педагог обязательно должен отреагировать – заступиться за живое существо (провести коррекцию правильного отношения к живым объектам природы). Например: «не расстраивайся Марфуша, ребята еще не успели познакомиться с тобой и увидеть, что  ты прекрасное существо»: «Посмотрите ребята, какая она милая. Лягушки и жабы играют очень важную роль в  природе. В основном они питаются вредителями растений и животных – червями,  насекомыми и их гусеницами. Поэтому, лягушки и жабы полезные животные.  Часто  жаб и лягушек  обижают, говорят они холодные и скользкие. – Кто трогал лягушек или жаб? Какие они?».

Ответы детей. Фауна предлагает детей потрогать жабу и продолжает: «Действительно, кожа у жаб и лягушек холодная, но она очень нежная и бархатистая.

Оказывается, температура тела этих животных зависит от температуры воздуха или воды, в которой они находятся. Пригреет летнее солнышко, все вокруг оживает и у жабы с лягушкой кожа становится теплой. А еще жабы и лягушки дышат кожей, а дышать ей может, только если кожа влажная. Кроме того, своей кожей лягушки и жабы пьют воду! Да, да, она никогда не пьет воду ртом. Возьмем с вами обычную сухую губку для мытья посуды и положим в ванночку с водой. Что происходит? Вода впитывается в губку,  и губка намокает. Так же и жабы с лягушками пьют – их кожа, как губка впитывает воду (Фауна демонстрирует с помощью губки процесс питья кожей лягушки воды, предлагает детям повторить эксперимент). Именно по этой причине лягушки с жабами не могут жить в соленой воде, например в море. Тогда бы им пришлось пить соленую воду, и они погибли бы от отравления солью. А вода для них в прямом смысле – жизнь!  Если кожа лягушки или жабы  пересохнет, она погибнет. Поэтому-то и живут они возле воды. Что же еще необычного мы можем сказать о коже лягушек и жаб! Оказывается, кожа  лягушек и жаб окрашена не только в зеленый цвет, как принято считать. Какого же цвета может быть кожа этих животных?».

Царица Фауна предлагает детям посмотреть Презентацию «Цветовая гамма земноводных» или карточки «Цветовая гамма земноводных» (по выбору педагога). Дети работают, называют  цвета окраски кожи лягушек и жаб, изображенных на экране или карточках. Царица Фауна продолжает свой рассказ: «При помощи ярких цветов эти животные разговаривают друг с другом и с нами. Ярко окрашенные лягушки и жабы предупреждают человека и животных: «Опасность! Не трогай меня, я ядовита!». А весной, когда мы слышим пение лягушачьего царства  разговор у этих животных примерно такой: «Посмотри на меня, какой я красавец, как я прекрасно пою, стань моей подружкой». Вскоре у лягушек начинают появляться малыши. Они рождаются и растут, пока не станут взрослыми только в воде. А некоторые лягушки всю свою жизнь из воды не выходят.

– Но сегодня необычный день. Сегодня должно произойти замечательное событие: «Мы побываем на дне рожденье у лягушонка». Царица Фауна (читает отрывок из стихотворения Л. Подъявлонской «День рожденье лягушонка):

Дождь накрапывал весенний                              Все несут ему игрушки
Народился лягушонок                                          И шары,  и погремушки
У лягушки в воскресенье                                     Лягушонок так хорош,
Лягушонок так хорош,                                         Лучше в мире не найдешь
Лучше в мире не найдешь                                    Нет нигде, нигде такого
Нет нигде, нигде такого                                       Лягушоночка другого.
Лягушоночка другого.

– Ребята, хотите узнать, как же на свет появляются лягушата? Ответы детей.

Царевна Фауна предлагает ребятам пройти к «озеру», они обнаруживают  в озере заранее приготовленные муляжи лягушачьей икры и головастиков. Царевна Фауна рассказывает о развитие лягушки и демонстрирует цикл развития земноводных с помощью наглядных пособий, (на протяжении всего рассказа царица Фауна интригует ребят  – появятся ли в этом «озере» лягушата?): «Весной самки лягушек и жаб откладывают в воду икринки.  (Дети рассматривают икру). Посмотрите ребята, икра бывает прозрачная и ее нелегко заметить в воде. Иногда лягушки прикрепляют свою икру к водным растениям. Через несколько дней из икринок появляются головастики. Головастики не похожи на своих родителей. Они дышат при помощи жабер, как рыбки. У головастиков нет лапок, но у них крупная голова, за что их и прозвали головастиками. У головастиков есть хвост, а у взрослых лягушек и жаб хвоста нет. (Дети рассматривают муляжи головастиков). Маленький головастик плавает и питается в воде. Но головастиков подстерегает много опасностей прежде, чем они превратятся во взрослых жаб или лягушек.  Главное чтобы не было засухи и вода, в которой находятся икра и головастики, не пересохла. А сколько вокруг неприятелей у бедных головастиков и икринок.  Почти все водные жители не прочь закусить ими.  Икринки и головастиков могут съесть рыбы, которые хоть чуть-чуть крупнее самого головастика. Птицы – филин, цапля, утки, а так же водные черепахи и змеи, тоже не прочь пообедать головастиками и икрой. Ох, трудно приходиться нашим головастикам и икринкам в природе, появятся ли в нашем «озере» лягушата? Им необходимо очень хорошо прятаться от неприятелей.Через некоторое время головастики начинают превращаться в маленьких лягушат. У них рассасывается хвостик, и начинают прорезаться лапки. Пришло время – одним  малышам выходить на сушу, а другим остаться в воде. Но и на суше неприятелей  у лягушек и жаб не становиться меньше. Лисы, ежи, хищные птицы, все норовят поймать молодых лягушат. Человек тоже часто обижает этих животных, а ведь ничего кроме пользы эти  создания не приносят. Ой, трудно-трудно приходиться нашим головастикам, вырастут ли в нашем озере маленькие лягушата? Так хочется увидеть маленьких лягушат, ведь мы пришли на день рожденье лягушонка».

– Ой, по-моему ребята похолодало, давайте разогреемся.

Царица Фауна проводит физминутку, предлагает ребятам повторять движения, согласно словам в стихотворении.

– Ребята, пока наши головастики растут и развиваются, мы с вами поиграем. Я говорю о  лягушатах, а вы должны, вместе со мной, изображать движения лягушат в соответствии с моим рассказом. Начали…

Физминутка

В пруду вода холодная (дети дрожат)
В ней лягушата модные (дети поворачиваются из стороны в сторону)
Дрожат они от холода (дети дрожат)
И лапками трясут (дети трясут руками)
Но выглянуло солнышко (дети вытянули руки навстречу солнышку)
Пригрело лягушат
И тут они запрыгали
Запрыгали, запрыгали (дети прыгают)
И лапками задрыгали
Задрыгали, задрыгали  (дети дрыгают ногами)
Глазками задвигали
Задвигали, задвигали (дети двигают глазами влево-вправо)
Спасибо солнцу летнему
Лягушки говорят (дети кланяются солнышку)

– Молодцы. Ой, ребята, а в нашем то озере вода тоже потеплела от лучей солнышка, и кажется, наши головастики превратились в лягушат?

Царица Фауна (или помощник) выносит аквариум с карликовыми лягушатами. И радостно восклицает: «Посмотрите ребята, наши головастики преодолели все невзгоды и превратились в лягушат.  В нашем озере теперь обязательно будут жить лягушки. Я надеюсь, что вы мои подопечные, теперь тоже будете бережно относиться к этим удивительным созданиям и никогда их не обидите. Ребята давайте спросим нашего любознательного тигренка, понравились ли ему друзья царевны – лягушки? (Педагог нажимает на лапку тигренка, который отвечает: «Лягушата удивительные создания, я их никогда не обижу»).

– А теперь давайте повторим, что мы узнали на занятии. (Дети выполняют задания на закрепление пройденной темы).

Примерные вопросы на закрепление пройденной темы:

1. На столе емкости с водой и губка.

Лягушкам и жабам необходима вода. Для чего лягушкам и жабам необходима вода? В воду лягушки и жабы откладывают… (икру), в воде живут и развиваются малыши лягушек, которые называются… (головастиками), лягушки и жабы пьют воду… (кожей).

2. Могут ли лягушки и жабы жить в соленой воде? (Нет).

3. На столе карточка «Цветовая гамма земноводных».

Задание: Дети должны ответить на вопрос, о чем нам говорит яркая окраска лягушек и жаб?  (Опасность! Я ядовита).

4. На столе стоят два блюдца. В одном блюдце лежат муляжи мух, червей, фруктов, овощей и тому подобное. Второе блюдце пустое.

Задание: в пустое блюдце надо отобрать, все то, чем питаются лягушки и жабы (насекомых).

5. На столе лежат муляжи – взрослая лягушка, яйцо, лягушачья икра.

 Задание: нужно выбрать из чего выходят маленькие головастики (говорим о цикле развития лягушки).

6. На столе стоят игрушки – утка, змея, жираф, кролик, ежик, филин и т. п.

Задание: нужно выбрать тех животных, которое не будет нападать на лягушек и жаб, а значит, лягушки, жабы и головастики могут их не опасаться (кролик, жираф).

– Ребята, вы молодцы! Вы много интересного узнали о жизни в лягушачьем царстве, побывали на дне рожденье у лягушонка и царевна-лягушка очень рада, что вы поинтересовались жизнью в ее царстве – а поэтому, каждый получает в подарок по маленькой икринке в память о  сегодняшней встрече.

– Спасибо за внимание. Я, царица Фауна прощаюсь с вами.

Царица Фауна раздает по икринке детям в память о сегодняшней встрече. И провожает их к ворота со словами:

Сегодня секреты вы дети узнал
Когда жизнь лягушек и жаб изучали
К царевне-лягушке пришли мы не зря
Теперь и лягушкам вы стали друзья!