Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепить и обобщить знания учащихся по теме;
  • Развивающие: продолжить работу по развитию:
    • творческой, речевой и мыслительной активности;
    • слуховой и зрительной памяти;
    • умения сотрудничества при выполнении творческих заданий.
  • Воспитательные:
    • воспитывать  уважение к предмету на основе языковых впечатлений;
    • формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным), положительную мотивацию к учебному труду

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе.

Оборудование: карта города Имя Прилагательное, карточки, кружки (красные, синие, зеленые), рисунок  Имени Прилагательного.

ХОД УРОКА

– Я – слово замечательное, –
Сказало Прилагательное.
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет –
Об этом знает целый свет.

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1) Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником. А теперь мне хочется узнать, с чем вы, ребята, можете сравнить наш город?

Первый ученик. По-моему, он похож на огромную картину, вышитую не только разноцветными нитками, но и наполненную разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень важный, крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительных и Глаголов).

Второй ученик. А я представляю его совсем иным. По-моему, это огромная поляна, на которой можно найти всё –  от цвета, запаха, вкуса  до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра). И на этой поляне чудесных свойств и качеств растёт то самое дерево познаний с листочками – именами всех предметов. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить?

Учитель. Молодцы, мне понравился и ковёр, и поляна. Остаётся только добавить, что живут они оба в государстве Морфология, работают в соседнем Синтаксисе.

2) И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте   вспомним его биографию. Какие морфологические признаки вам известны? Почему у него такое странное название? К чему оно прилагается? (работа с рисунком прилагательного) Теперь, когда мы вспомнили биографию, нам будет легко выполнить любое задание.

Продолжить ряды прилагательных.

Цвет: белый,…
Вкус: сладкий,…
Температура: холодный,…
Качество характера: добрый,…

Учитель. Ребята, послушайте стихотворение, найдите прилагательные. Во что они превратились? О чём идём речь?

Чёрное и серое

Чёрное тихонько  дремало на полу.
Серое тихонько пряталось в углу.
Чёрное легонько лапой шевельнуло.
Серое проворно хвостиком вильнуло.

3) Учитель. После разминки пора отправляться в путешествие. Посмотрите, что это за указатель на дороге? (карта города висит на доске)
а) Рассказать по схеме правило о степени сравнения имён прилагательных.

б) От данных прилагательных образовать простую форму сравнительной степени:

Добрый – …, теплый – …, тугой – …, короткий – …, смелый – …

Образовать простую форму превосходной степени:

Умный – …, низкий – …, сильный – …, богатый – …, чистый – …

(два ученика работают у доски)

в) Исправить ошибки в образовании степени сравнения имен прилагательных (слова написаны на карточках)

Дешевше, здоровше, красивше, слаже, громчее, мягчее.

(Проверить работу учеников, раздать кружки)

4) Учитель. Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая перед нами раскрылась большая поляна свойств и качеств. Все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. В науке они называются разряды. Вы не знаете, о чем я говорю? (Учащиеся рассказывают правило). Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что они могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а притяжательные нетрудно узнать по их принадлежности кому-либо. Для них специально существуют вопросы  чей? чья? чьё?

а) Определить разряды прилагательных (работа в тетрадях).

Сильный, простой, березовый, заячий, белый, тихий, папин, высокий, деревянный.

б) Заменить существительные притяжательными прилагательными (работа в тетрадях).

Уши волка и зайца – …
Лапы лисы и собаки – …
Хвост павлина и вороны – …
Глаза папы и мамы – …

(Учитель проверяет и раздает кружки).

5) Учитель. Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его свойства. Поэтому сейчас – Загадочная пауза.

) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (Иголка).
б) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (Карандаш).
в) Тонкий, высокий упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел (Дождь и грибы).
г) Сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие (Коса).
д) Земля беленькая, а птички на ней черненькие (Книга).
е) Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что еще зеленая (Смородина)

– Назовите прилагательные, которые встретились вам в загадках.

6) Учитель. Наше путешествие продолжается и на дороге возник дворец суффиксов. Послушайте, какое стихотворение они рассказывают (ученик читает стихотворение).

Хоть мы умны не по годам, не все нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в АН, ЯН? – нас мучит всех невероятно.
Как ни верти, как ни мудри, но с этим суффиксом при встрече,
Сперва внимательно смотри, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в ученых книжках:
Когда АН, ЯН, то Н одно и больше никаких излишков.
Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей.
Здесь Н одно лишь подойдет, а два тут вовсе не годится.
А где два Н? Простой ответ: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет Н, но если город стал туманный,
В основе Н и суффикс Н, и получается два Н,
Запомни этот случай странный.

Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что в стихотворении рассказано не все правило, а только часть. Кто из вас хочет дополнить? (ученики рассказывают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных)

а) Образовать от существительных прилагательные.

Серебро – …, дерево – …, клюква – …, лебедь – …, стекло – …, тыква – …, лед – …, туман – …, утро – …, цена – …

б) Вставить в слова пропущенные буквы.

Песч…ый, глин…ый, весе…ий, мыши…ый, олов…ый, сезон…ый, картин…ая, звер…ый.

(Ученики работают в тетрадях. Задания проверить, дать кружки)

7) Учитель. Вы, наверно, устали путешествовать, проголодались, давайте зайдем в харчевню и пообедаем. Сколько разнообразных блюд нам предлагается! Только я никак не пойму, к каким национальным кухням они относятся? Ребята, вы мне не поможете?

(На карточках даны прилагательные, нужно вставить суффиксы).

Киргиз..ая, француз…ая, русс..ая. немец…ая, грузин…ая, китай..ая.
Каким правилом вы, ребята, пользовались? (Разать кружки)

8) Учитель. Наше путешествие продолжается, и я вижу на лесной поляне лису и ежа. Они о чем-то разговаривают. Послушем их беседу (ученики инсценируют сказку)

Лиса и еж

– Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
– А что, Лиса, я с колючками некрасивый?
– Да не то чтобы некрасивый…
– Или я с колючками неуклюжий?
– Да не то чтобы неуклюжий…
– Так какой же я с колючками-то?
– Да какой-то ты, брат, несъедобный.

– Назовите прилагательные. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти прилагательные? (Ученики рассказывают правило, учитель раздает кружки)

Учитель. Установить, где прилагательные употреблены в прямом значении, а где в переносном.

Теплая одежда – теплая встреча
Пустой карман – пустой разговор
Ледяная глыба – ледяное сердце.

III. Итог урока

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Имя Прилагательное. Сегодня мы вспомнили много достопримечательностей этого города. Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный путешественник (ученики подсчитывают количество красных, синих и зеленых кружков). Всем спасибо за урок!

IV. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному тестированию.