Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с пренатальной и перенатальной энцефалопатией

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования.

Эмоции как системные образования — комплексны, многомерны, обладают многими параметрами и характеристиками.

В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии.

В настоящее время увеличилось число агрессивных и тревожных детей, которых беспокоят различные страхи обуславливаемые, как и присущей данному возрасту повышенной восприимчивостью, а в следствии и увеличению возникновения числа страхов, так и страхов неспецифичной этиологии. Увеличение числа подобных детей привело к тому, что возникла необходимость исследовать причины возникновения данных особенностей у детей.

Одной из предполагаемых причин возникновения подобных нарушений поведения, таких как повышенная агрессия и страхи, считается перенесённая в пре либо перинатальный период развития ребёнка энцефалопатия. В связи с этим можно сформулировать гипотезу данной статьи: у детей перенёсших пре- или перинатальную энцефалопатию чаще наблюдаются аномалии эмоционального развития, которые проявляются в страхах и повышенной агрессии.

Энцефалопатия – органическое поражение головного мозга невоспалительного характера, сопровождающееся нарушениями настроения, головными болями, мнижением умственной работоспособности и др.

Различают как врожденную, так и приобретенную энцефалопатию. Врожденные формы подразумевают возникновение заболевания в перинатальный период, начинающийся на 28 неделе беременности и заканчивающийся по окончании первой недели жизни ребенка.

Патологические изменения могут быть обусловлены кислородным голоданием плода, родовыми травмами, среди других факторов риска выделяют:

- заболевания матери во время беременности;

- осложненная беременность;

- преждевременные роды;

- большая масса тела плода;

- обвитие пуповиной;

- затрудненное раскрытие родовых путей;

- нейроинфекции и др.

Приобретенная энцефалопатия может появляться в более позднем возрасте как последствие инфекционного заболевания, интоксикации, различных структурных и функциональных изменениях сосудов головного мозга, его опухолей, травм и т.д. Как правило, болезнь не отличается выраженной симптоматикой, однако можно выделить ряд проявлений, косвенно указывающих на наличие патологического процесса:

- чрезмерная раздражительность;

- быстрая утомляемость;

- бессонница;

- головная боль;

- расстройства памяти;

- нарушения интеллекта;

- потеря контроля над эмоциональными проявлениями;

- немотивированная агрессия;

- астения.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным воздействиям в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные “функциональные ансамбли”.

В период внутриутробного развития нарушение развития мозга и нервной системы может быть вызвано инфекционными заболеваниями, прежде всего – вирусными. Это тяжело повреждает развивающийся организм, приводя к порокам развития мозга, а как следствие к энцефалопатии. В поздние сроки внутриутробной жизни полноценность созревания мозга зависит от обеспечения кислородом.

Недостаток кислорода в мозге нарушает обмен веществ в нём, изменяет его развитие. Ребёнок испытывающий кислородную недостаточность хуже переносит родовые перегрузки. В результате возникает угроза родового травматического повреждения мозга, перинатальной энцефалопатии[7].

Под влиянием различных неблагоприятных воздействий внешней среды, в частности инфекционных заболеваний, травм, неправильного воспитания, а также при патологии внутриутробного развития и т.д. относительная возрастная незрелость и диспропорция созревания могут становится основой проявления агрессивного поведения и задержки психического развития[6].

Существуют несколько форм энцефалопатии, характерные для органического поражения мозга:

1. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде снижения (повышения) настроения, сочетающиеся с агрессивностью, эмоционально волевой неустойчивостью (повышенная внушаемость, ведущий мотив – получение удовольствия), патологией влечения.

2. Аффективные нарушения выражаются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра и могут сопровождаться бурными двигательными и вегетативными реакциями. В таком состоянии ребёнка трудно успокоить, вывести из ситуации конфликта путём убеждений и разъяснений. Аффект имеет довольно стойкий характер, у ребёнка могут долго оставаться воспоминания о нём и желание отомстить.

Ухудшение самочувствия и работоспособности сопровождается тенденцией к дисфорическим расстройствам настроения – злобностью, замкнутостью, угрюмостью, нетерпимостью к замечаниям недовольством собой или наоборот самоуверенностью.

3. Неврозоподобные расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте и проявляются повышенной возбудимостью и неустойчивостью вегетативных реакций, эмоциональной возбудимостью, лабильностью настроений. С возрастом вегетативные нарушения редуцируются и ведущими становятся неврозоподобные нарушения (тики, заикание, энурез), выявляющиеся на фоне агрессивности и повышенной ранимости[1].

У части детей с энцефалопатией на первый план выступают симптомы психомоторной расторможенности. Поведение таких детей характеризуется беспокойством, суетливостью, некритичностью, страхами и агрессией по отношению к окружающим людям.

Особый интерес представляют данные электроэнцефалографических исследований мозга детей дошкольного возраста некоторыми нашими учёными.

Согласно данным исследований, возраст 5-6 лет является переломным этапом в структурно – функциональном созревании лобной коры головного мозга[3].

В следствии же органического поражения мозга полученного ребёнком в пре или постнатальный период развития либо незрелости структур мозга происходит нарушение формирования данных систем мозга, что неизменно приведёт к нарушению произвольности поведения, и как следствие возможному появлению агрессивных его форм.

Проявление агрессии у таких детей может быть связана со сменой привычных обстоятельств, например при появлении новых воспитателей или смене привычных требований учебного процесса.

У других детей агрессия чаще проявляется из-за неумения переживать даже малейшую неудачу, считаться с желаниями и реакцией партнёра по игре. Их значительно фрустрирует ситуация оценки. Раздражение возникает так же когда сверстники не слушают их, не уступают и не соглашаются с ними.

Особые проблемы у детей могут проявится в ситуации контакта, в привлечении внимания к себе любым, даже неприемлемым способом. Поэтому для привлечения внимания со стороны взрослого ребёнок прибегает к мере агрессивного поведения[2]. Поэтому педагогу необходимо для предотвращения таких вспышек агрессивного поведения как можно чаще хвалить ребёнка, чтобы сформировать в нём адекватное переживание собственной значимости.

Как показывают исследования учёных также появление страха связано с изменением работы некоторых участков мозга. Так, В.Смирнов (1976) отмечал, что при поражении ядер миндалины пациенты сообщали о возникновении состояний страха, гнева, ярости и, реже - удовольствия. Зарубежные исследователи отмечают, что при повреждении миндалины регистрируются галлюцинации, страх и тревога.

Как указывал в своей монографии В.Смирнов, в следствии поражения мозга появлялся страх (Смирнов,1976).

Эмоция страха определяется, в первую очередь, процессами, происходящими в подкорковых структурах, но так же с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) можно зарегистрировать определенные изменения и в коре больших полушарий мозга[5].

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее типичный нейропсихологический симптомокомплекс отражает несформированность по возрасту высших корковых функций[4]. Это в свою очередь может происходить в результате внутриутробного недоразвития или повреждения во время родов корковых отделов мозга. Что, как следствие в постнатальном периоде развития ребёнка приводит к образованию моделей страха и агрессии.

Детям с энцефалопатией свойственна боязнь новых, неожиданных впечатлений, которые неизбежно появляются в их жизни. Они испытывают чрезмерную потребность во внимании, одобрении. Испытывают страх, боязнь в тех случаях, когда от них требуют самостоятельности, активности, решительности. Из-за такого рода переживаний у некоторых из них обостряются существовавшие ранее страхи (темноты, одиночества, замкнутого пространства). Может возникнуть фрустрация. Педагогу в данном случае необходимо уделять внимание данному ребёнку и показывать свои положительные чувства по отношению к нему, дабы сгладить возможные появления страхов и агрессии[2].

Список используемой литературы:

  1. Марютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию. - МПСИ, 2002.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: ИЦ “Академия”, 1999. С.7
  3. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов. Под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В.. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998.
  4. Микадзе Ю.В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей. I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов. Под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В.. - М.: Фак. психологии МГУ, 1998.
  5. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 1999, С.5
  6. Лебединская К.С. (под ред.) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. - М.: 1982.
  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М.: ИЦ “Академия”, 2004.