Цели:
- Закрепление у обучающихся умений определять падеж и склонение имени существительного; повторение правила правописания падежных окончаний.
- Формирование умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие связной речи, познавательной активности, памяти, орфографической зоркости.
- Воспитание интереса к учебным занятиям, русским традициям чаепития, самостоятельности, старательности и усидчивости.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Презентация «Чаепитие у имени существительного»;
- индивидуальные опорные карты;
- тест-самоконтроль «Соотнеси падежи вопросами»;
- карточка «Муха-Цокотуха»;
- карта-схема «Подарок имениннице»;
- цветные карандаши;
- карточка «Легенда о чае»
- карточка «Легенда о чае» (для слабоуспевающих детей)
- карточка «Полезные свойства чая»
- карточка «Полезные свойства чая» (для слабоуспевающих детей)
- карточка с деформированным текстом
- карточка с деформированным текстом(для слабоуспевающих детей)
- рецепт приготовления чая
- рецепт приготовления чая (для слабоуспевающих детей)
- рабочие тетради
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы закрепим знания о склонениях имен существительных, о правописании окончаний имен существительных в разных падежах , а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. Презентация. Слайды 1, 2
2. Актуализация знаний
– А какое чаепитие без самовара?
Во всем мире знают русский самовар. Его родина
город умельцев и мастеров ТУЛА. Первый русский
самовар появился в 1778году (234 года назад).
Самовары делали из красной и зеленой меди,
серебра и мельхиора. Основным металлом для
изготовления самоваров была и остается латунь.
На Руси издавна делали разные по форме и объему
самовары (от 1 стакана до 5 ведер воды). Они были
праздничные и на каждый день. Слайды 3,4,5
По вечерам вокруг самовара собиралось все
семейство за долгими, задушевными разговорами. Слайд
6
– О самоваре сложено много пословиц и стихов. Прочитайте стихотворение о самоваре, найдите имена существительные:
Самовар
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар. Слайд 7
– Как вы догадались, что это имена существительные?
3. Минутка чистописания
– Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
- Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (Сказуемое)
- Главная неизменяемая часть слова? (Корень)
- Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
- Изменяемая часть слова? (Окончание)
- Имена существительные бывают собственные и … ? (Нарицательные)
- Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только …? (Единственного числа)
- В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (Начальная форма)
- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- Окончание в словах лисе, книге, маме (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.Слайд
8
Запишите это слово красиво на следующей строке
три раза.
- Что называется склонением? (Изменение существительных по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
- Назовите их по порядку. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
Проверка знаний учащихся падежных вопросов с помощью теста – самоконтроля (Приложение 1)
– У вас на партах лежат карточки с тестом – самоконтролем. Как работать с таким тестом вы знаете. В данном тесте вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.
(Учащиеся выполняют тест.)
– Поверните карточку и покажите получившуюся
картинку – Муха-Цокотуха
– Персонаж какого произведения вы видите перед
собой? Слайд 9
4. Работа в индивидуальных по карточкам (Приложение 2):
– Прочитайте отрывок из стихотворения К.Чуковского, определите склонение и падеж выделенных существительных.Слайд 10
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки –
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
5.Повторение изученного материала:
Игра «Подарок имениннице»
– Наша Муха-Цокотуха именинница – говорится в
стихотворении. А именинникам принято дарить
подарки. Подарим Мухе-Цокотухе подарок –
красивые бусы.
– Но прежде, проверим свои знания о склонении
имен существительных.
– Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3
склонению? (работа с индивидуальными опорными
картами – Приложение 3)
– Я сейчас буду называть имена существительные,
а вы будете цветными карандашами раскрашивать
бусы – Приложение 4
Слайд 11
Красный цвет – 1 склонение
Синий цвет – 2 склонение
Желтый – 3 склонение
Самовар, сахар, баранка, печь, варенье, скатерть, чашка, блюдце, мед.
Слайды 12,13
6. Работа над новым материалом
В Россию чай был завезен в XVII веке (примерно 300
лет назад) из Китая и применялся в то время как
лекарство среди богатых людей.
А как же китайский народ выявил полезность чая?
Об этом вы узнаете из Карточки «Легенда о чае» (Приложение 5)
Работа по карточкам Слайд 14
По легенде, 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал слуге согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку императору попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
– Найдите имена существительные в Д.п., Р.п..
определите склонение, выделите окончания.
– Какие окончания пишутся в Р.п., Д.п. у
существительных 1,2,3 склонения.
У слабоуспевающих детей нужные слова выделены – Приложение 6
– О чае говорят: Кто чай пьет, тот 100 лет
проживет. Слайд 15
– А почему так говорят, вы узнаете из задания
«Полезные свойства чая»
Слайд 16
Работа по карточкам
Чай признают не только вкусным, но целебным напитком. О свойствах чая говорят так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печен…, говорит «нет» сонливост…, усталост…,оживляет мышцы тела». Чай служит для активной работы головного мозга, улучшению памят…
– Спишите 2 и 3 предложение, вставьте пропущенные окончания, укажите склонение и падеж (Приложение 7)
Слабоуспевающим ученикам списать 2 предложение, вставить пропущенные окончания , указать склонение и падеж – Приложение 8
7.Закрепление изученного
Работа с деформированным текстом. Слайд 17
– А теперь самостоятельная работа.
Чай, женщины, собирают, только.
Женских рук, аромат, не портит, чая,
запах.
Издавна, вкусно, любят и умеют, на Руси,
чай, заваривать.
Травы, душистые, придают, вкус, особый,
чаю. Приложение 9
У слабоуспевающих детей известно начало предложения – Приложение 10
Игра «Волшебная чаша» Слайды 18-23
На слайде «волшебная чашка» с чаем. Мы будем
опускать туда чайные листочки с именами
существительными в И.п., а доставать будем в
другом падеже. Ваша задача – определить, какой
это падеж..
Самовар – самовару, чашка – в чашке, пряник – с
пряником, семья – у семьи
скатерть – скатертью, бодрость – с бодростью.
8. Подведение итога урока
– Хотите научиться готовить настоящий чайный
напиток по всем правилам?
Тогда домашнее задание будет таким: я
вам дам волшебный рецепт (Приложение
11) приготовления чая. Ваша задача:
выполнить задания в рецепте, приготовить
напиток, угостить им всех домашних.
Заваривание чая
Для этой цел… используйте только свежую, один раз вскипяченную воду. Чай надо заваривать в фарфоровом или в фаянсовом чайник…, который ополоснуть кипятк…. Затем в чайник добавить необходимое количество сухого чая, залить наполовину кипятк…., накрыть матерчатой салфетк…, через 5 минут долить доверху. Слайд 24
Спишите рецепт, вставляя пропущенные окончания. Укажите над именами существительными склонение и падеж.
9. Рефлексия
– Спасибо за урок, я приглашаю вас на чаепитие к самовару. За чашкой ароматного чая мы поделимся впечатлениями от урока.