Образовательные цели урока:
- систематизировать и расширить знания учащихся о воздушной оболочке Земли, полученные на уроках географии;
- сформировать у учащихся четкое понимание факта о том, что атмосферное давление является следствием веса атмосферы Земли;
- познакомить учащихся с опытами Торричелли и Паскаля по определению атмосферного давления;
- ввести внесистемную единицу измерения атмосферного давления - миллиметр ртутного столба;
- сформировать у учащихся первичный навык перевода единиц измерения атмосферного давления.
Воспитательные цели урока:
- воспитание интереса к физике и ее приложениям, активности, мобильности, умения общаться, общей культуре;
- формирование научного мировоззрения через взаимосвязь явлений;
- совершенствование представлений учащихся о мире и его причинно-следственных связях;
- создание условий для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения;
- формировать умение работать в парах, вести диалог друг с другом.
Развивающие цели урока:
- развитие навыков мыслительных операций: обобщения, систематизации, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, гибкости и критичности ума, умения самостоятельно формулировать выводы;
- продолжить развитие речи, памяти, ассоциативного и логического мышления, наблюдательности у учащихся;
- овладение учащимися умениями мыслить: синтезировать понятия, т.е. формулировать суждения и вскрывать сущность вещей, т.е. устанавливать внутреннее единство противоположностей объекта – через осуществление диалектического подхода к обучению.
Тип урока: урок изучениянового материала.
Оборудование: весы учебные, два одинаковых воздушных шарика, стакан с водой, лист потной бумаги, ноутбук (ОС Windows 7, Google chrome (или иное ПО для просмотра ЭОР)), мультимедиа-проектор, презентация, электронные образовательные ресурсы, диафильм1 «Атмосферное давление», печатная таблица «Опыт Торричелли»2.
Все ЭОР встроены в презентацию, но их можно показать отдельно
1 Диафильм «Атмосферное давление» автор
Е.Грейдина, студия «Диафильм», Госкино СССР, 1975
год – оцифрован и переведен в формат презентации
в среде PowerPoint
2 Печатную таблицу сфотографировали и
перевели в презентацию в формат презентации в
среде PowerPoin
Хронометраж
Этапы урока | Время, мин. |
1. Организационный этап | 1 |
2. Этап постановки цели | 2 |
3. Этап актуализации знаний | 5 |
4. Этап введения знаний 4.1. Опыты, доказывающие существование атмосферного давления 4.2. Опыт с «магдебургскими тарелками» фон Герике 4.3. Измерение атмосферного давления. Опыты Торричелли 4.4. Зависимость атмосферного давления от высоты. Опыты Паскаля |
|
5. Этап обобщения и первичного закрепления и систематизации знаний | 7 |
6. Этап подведения итогов обучения | 5 |
7. Этап определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению | 2 |
8. Этап рефлексии. | 3 |
ИТОГО |
45 |
Этапы урока |
Слайды |
1. Организационный этап
|
1 |
2. Этап постановки цели Прежде
чем говорить о теме сегодняшнего урока, мне бы
хотелось показать вам несколько фотографий.4 |
2 5 |
3 http://uprobr.ucoz.ru/publ/quot_moj_multimedijnyj_urok_quot/ponamarjova_e_v_atmosfernoe_davlenie_ves_vozdukha/30-1-0-242
4 http://www.naukamira.ru/_ph/6/2/968288780.jpg; http://mobilochko.ru/blog/43187255489/10-vidov-Zemli-iz-kosmosa?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43187255489&bpid=43187255489 http://fototelegraf.ru/?p=16894 |
|
3. Этап актуализации знаний –
Давайте вспомним, что вы уже знаете об атмосфере
и где вам уже встречался данный термин. Демонстрационный эксперимент № 1. Вес воздуха Возьмём два резиновых шарика. Положим их на весы - равновесие не нарушилось, так как шарики одинаковые. Надуем один из шариков, а другой нет и снова поместим на весы. Что мы видим? Вывод: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу. – Можно ли измерить массу воздуха в шаре? Как это сделать? Проведем виртуальный опыт со стеклянным шаром (ссылка на ЭОР «Вес воздуха. Атмосферное давление»). Вкладки №2 и № 3 Известно, что воздух объемом 1 м3 имеет массу
1.3 кг. Блез Паскаль подсчитал, что вся
атмосфера имеет массу 5 квадриллионов тонн (5 · 10 18
кг). Такую же массу имеет сплошной медный шар
диаметром 10 км. – А кто-нибудь может ответить, почему мы не
ощущаем действие этой массы воздуха? |
6 |
4. Этап введения знаний 4.1. Опыты, доказывающие существование атмосферного давления – Как мы уже сегодня сказали атмосфера – это
смесь газов, которую удерживает гравитационное
притяжение земного шара. При этом по мере подъема
над поверхностью Земли плотность атмосферы
будет уменьшаться. Почему? Демонстрационный эксперимент №2 – Наполним обыкновенный стакан до краёв водой.
Накроем его листком бумаги так, как это показано
на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём
бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан
за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?
|
12 13 |
4.2. Опыт с «магдебургскими полушариями». –
Самый известный опыт, доказывающий
существование атмосферного давления, был
проведен еще в 1654 году в немецком городе
Магдебурге физиком Отто фон Герике, который
теперь во всём мире называют опытом с
магдебургскими полушариями. |
14 |
4.3. Измерение атмосферного давления.
Опыт Торричелли – Имя Торричелли навсегда
вошло в историю физики как имя человека, впервые
доказавшего существование атмосферного
давления и сконструировавшего первый барометр –
прибор для измерения атмосферного давления. ЭОР Опыт Торричелли (видеофрагмент) Стеклянную трубочку, длиной 1 м, запаянную с
одного конца, наполняют доверху ртутью. Затем,
плотно закрыв отверстие пальцем, трубочку
поворачивают и опускают в чашу с ртутью. После
этого палец убирают. Ртуть из трубки начинает
выливаться, но не вся! |
|
4.4. Зависимость атмосферного давления
от высоты. Опыты Паскаля. В конце 1646 г. молва
об удивительных опытах Торричелли докатилось до
французского города Руана, где в то время жил
французский физик Блез Паскаль. Паскаль
повторяет опыты Торричелли не только с ртутью, но
и с маслом и с водой, красным вином, для чего
потребовалось бочки, вместо чашек и трубки
длиной 15 м. Эти эффектные опыты проводилось прямо
на улицах Руаны, радуя жителей. |
23 |
5. Этап обобщения и первичного
закрепления и систематизации знаний Решение задач 1. Что произошло бы с атмосферой Земли, если бы исчезла сила земного притяжения? Если бы сила земного притяжения увеличилась? 2. На рисунке 2 изображен воздушный шарик, наполненный водородом, в момент, когда его выпустили из рук, и спустя некоторое время, когда он поднялся на высоту h над землей. На каком из рисунков (а или б) изображен шарик, поднявшийся на высоту h. Ответ обоснуйте.
Рис. 2. 3. В дне бидона имеется небольшое отверстие. Можно ли в таком бидоне переносить жидкость (например, молоко), если горлышко бидона плотно закрыть пробкой? 4. Пассажирские реактивные самолеты совершают перелеты на высоте 6-10 тысяч метров. Зачем корпуса таких самолетов делают герметичными? |
27 |
6. Этап подведения итогов обучения –
Какая цель стояла перед нами на этом уроке? |
32 |
7. Этап определения домашнего
задания и инструктажапо его выполнению Учебник:
§ 21 В течение недели пронаблюдайте за атмосферным давлением. Производите отсчет показаний барометра-анероида в одно и то же время суток. Начертите график изменения атмосферного давления. Результаты измерений занесите в таблицу. |
33 |
8. Рефлексия – Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?». Предлагаются варианты ответов:
|
34 |