Практическая работа: Построение фартука в М 1:4
Цели:
- Образовательные: ознакомить учащихся с приемами конструирования, типами линий в системе ЕСКД, с понятиями масштаб и симметрия; с правилами и последовательностью построения чертежа фартука; научить выполнять конструкцию фартука по своим меркам, читать и оформлять чертеж
- Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность, внимание, точность, абстрактное мышление посредством работы с чертежом, способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве), способствовать развитию у учащихся чертежных умений.
- Воспитательные: приучать к точности и аккуратности при выполнении работы; воспитывать культуру труда.
Оснащение: рабочая тетрадь, чертежные инструменты и принадлежности, линейка закройщика, сантиметровая лента, чертеж фартука, образцы фартуков, диск со слайдами, мультимедийная техника.
Тип урока: формирование новых знаний, комбинированный.
Формы УД: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Межпредметные связи: математика, черчение
Применяемые педагогические технологии: ИКТ, работа в парах
Структура урока:
- Организационная часть (2 мин.)
- Проверка знаний учащихся (4 мин.)
- Введение в тему урока (сообщение познавательных сведений) (10 мин.)
- Практическая работа ( 60 мин.)
- Закрепление пройденного материала (4 мин.)
- Подведение итогов (рефлексия) (7 мин.)
- Домашнее задание (3 мин.)
№п/п |
Этапы урока |
№ слайда Презентации |
Действия учителя |
Действия ученика |
1 | Организационная часть | Слайд №1 (тема и цели урока) | Приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы и целей урока: научиться строить чертеж фартука в М 1:4 по своим меркам и его оформлять. |
Учащиеся записывают тему в тетради. |
2 | Проверка знаний учащихся | Слайд №2 (классификация одежды по назначению) | – На прошлом уроке вы научились
измерять фигуру. – Перед началом работы ответьте на вопросы:
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
3 | Введение в тему урока (сообщение познавательных сведений) | – Прежде чем создать какое-либо
изделие, необходимо построить чертеж этого
изделия, т.е. выполнить его конструкцию. – Конструирование – это построение чертежа деталей одежды. |
Учащиеся записывают определение в тетради. | |
Слайд №3 (работа конструкторского бюро, ателье) | Эту работу на фабриках, в ателье выполняют конструкторы. | |||
– Но сначала необходимо сделать
расчеты. Для этого используют мерки и прибавки. – Прибавка – это величина, необходимая для свободы движения. Ее прибавляют к мерке при конструировании чертежа. – Для выполнения работ по конструированию нужны следующие инструменты и принадлежности: масштабная линейка, чертежный угольник, карандаш, ластик. |
Учащиеся записывают определение в тетради. | |||
Слайд №4 (знаки и линии) | – При построении чертежей необходимо соблюдать правила, предусмотренные ГОСТом: выполняя чертежи швейных изделий, учитывать виды линий и употребляемые знаки, а также правила оформления чертежей. | |||
Слайд №5 (чертеж фартука) | – Чертеж швейных изделий
– это графическое изображение деталей одежды в
плоскости в натуральную величину, в
уменьшенном или увеличенном виде. – Если предмет помещается на листе тетради или альбома, то его чертят в натуральную величину; если же он больше – его уменьшают в определенное число раз, т.е. изображают в соответствующем масштабе. |
Учащиеся записывают определение в тетради. | ||
Слайд №6 (масштаб) | – Масштаб – это
число, которое показывает, во сколько раз больше
или меньше изображение предмета. – Масштаб записывается отношением двух чисел: 1:1 – натуральная величина; 1:4 – уменьшение в четыре раза; 2:1 – увеличение в два раза. – Для выполнения чертежей швейных изделий в альбоме используют масштабную линейку М 1:4. На ней каждый сантиметр разделен на четыре части, т.е. он уменьшен в четыре раза. – Вспомним, что спецодежда для кулинарных работ состоит из фартука и косынки. Учитель демонстрирует макет фартука на манекене. |
|||
– Фартук имеет несколько деталей. Назовите их. | Учащиеся называют детали фартука: нагрудник, нижняя часть фартука, пояс, бретель, карманы | |||
Учитель показывают линии бока, верха, низа, середины деталей на макете фартука. | ||||
Слайд №7 (чертеж фартука и косынки) | – Результатом нашей работы на уроке должен быть такой чертеж. | |||
4 | Практическая работа | Учитель выполняет построение чертежа фартука и косынки на доске. | Учащиеся последовательно выполняют расчеты и построение чертежей фартука и косынки в тетрадях. Оформляют готовые чертежи. | |
5 | Закрепление пройденного материала | Учитель задает вопросы: – Для
чего необходимо выполнять чертеж изделия? |
Ученики отвечают на вопросы. | |
6 | Подведение итогов | Учитель предлагает подвести итоги
полученных знаний, умений, навыков на уроке. Учитель выставляет оценки и их аргументирует. |
Учащиеся рассказывают, что нового они узнали на уроке, чему научились, какие трудности возникли в процессе выполнения практической работы, какого результата добились | |
7 | Домашнее задание | Слайд №8 (домашнее задание) | Учитель объявляет домашнее задание: –
повторить записи в тетради; |
Учащиеся записывают задание в дневники |