В течение недели учащиеся 1-4-х классов принимают активное участие в конкурсах и викторинах, проходивших в рамках Недели Русского Языка в начальной школе: викторина «Занимательный русский язык», блиц-опрос «Говори по-русски», конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке», конкурс ученических тетрадей «Лучший каллиграф».
В нашей школе викторина «Занимательный русский язык» проводилась среди команд учащихся 2-4-х классов. Конкурсанты продемонстрировали свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.
Изготавливая коллажи, учащиеся проявили свои творческие способности, умение работать со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, а также навыки работы с электронными ресурсами. Конкурсанты представили большое количество ярких, оригинальных, интересных по содержанию коллажей. По итогам конкурса были определены не только победители и призеры, но и победители в отдельных номинациях: «Творческий подход к работе», «Грамматическое и стилистическое единство», «Стремление к новым открытиям», «Профессиональный подход» и др.
Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка
Задачи:
- повысить образовательный уровень учащихся;
- развить самостоятельность учащихся;
- развить творческие способности учащихся;
- повысить уровень профессиональной компетентости учителей.
План проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка в начальной школе
№ п/п |
Дата проведения |
Время проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 | Торжественная линейка, посвященная открытию Недели Русского Языка в начальной школе | |||
2 | Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 4-х классов | |||
3 | Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 3-х классов | |||
4 | . | Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-х классов | ||
5 | Блиц-опрос для учащихся 2-4-х классов <Приложение 2> <Приложение 3> <Приложение 4> | |||
6 | Конкурс коллажей «Интересные факты о русском языке» <Приложение 5> | |||
7 | Конкурс тетрадей по русскому языку «Лучший каллиграф» | |||
8 | Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели Русского Языка в начальной школе. |
Сценарий проведения мероприятий в рамках Недели Русского Языка
Открытие Недели. Знакомство с программой проведения мероприятий.
Ведущий: Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем Вас на Неделю Русского Языка. Встечайте нашу гостью – Королеву Грамматику!
Ученик 1:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
Ученик 2:
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
Ученик 3:
Надо дружить с грамматикой,
Учить правила и, если не лениться,
Можно всему-всему научиться.
Королева Грамматика: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша неделя руского языка поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словосочетанием «русский язык». Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
Ведущий: Как будет проходить наша неделя?
Ученик 4:
И пусть сильнее кипит борьба,
Острее соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Ученик 5:
И соревнуясь вместе с Вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит острее,
Наша дружба крепнет с ней!
Ведущий: Молодцы! Итак, открываем Неделю Русского языка! На этой неделе Вы должны продемонстрировать и доказать все свои знания и умения в области русского языка!
Викторина «Занимательный русский язык» для учащихся 2-4-х классов.
Участие принимают по 2-3 команды от 2-4-х классов. Участие принимают команды от каждого класса параллели (10 человек). Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.
Ход работы:
Ведущий: Русская пословица гласит: «Не
имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того,
чтобы у вас было много друзей, надо научиться
приятно общаться друг с другом: чётко
проговаривать слова, правильно ставить ударения
в словах, а самое главное – знать вежливые слова
речевого этикета.
Команды готовы?
Задание 1 «Скороговорки»
Мы сообщаем «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух.
Скороговорки для команд:
- Жук жужжит над абажуром.
- Уже и ужи в луже.
- Не доела Нина дыню.
Задание 2 «Загадки»
Ведущий: Уважаемые знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.
Загадки для команд:
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется… (арбуз).
Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется… (крапива)
Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
– Вставать пора! (Будильник)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышат там. (Телефон)
Не смотрел в окошко –
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
Задание 3 «Искусство общения»
Ведущий: Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.
(Двое учащихся 1 класса разыгрывают сценку для команд).
Ученик 1: Ты сегодня собирался в кино?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: А билеты ещё не купил?
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Будешь покупать, купи мне.
Ученик 2: Ага!
Ученик 1: Зайти за тобой?
Ученик 2: Ага!
Ведущий: То, что вы услышали – обрывок телефонного разговора. Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.
Задание 4 «Поспевай – не зевай»
Ведущий: А сейчас небольшой блиц-опрос. Каждой команде необходимо дать ответ на вопрос.
– Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
– Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (Зелёная)
– Как написать МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (Кошка)
Задание 5 «Комплимент»
Ведущий: Учиться произносить
комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из
французских писателей: одним словом можно
осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников.
Возьмём в руки мяч и бросим его –лови! – тому, кто
сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою
очередь, бросит следующему из команды-соперника,
т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы
каждый сказал свой комплимент. Комплименты
произносим о внешности, приятные, любезные слова.
Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя
чудесные волосы!» и т.д.
Задание 6 «Составляем меню»
Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо составить из всех букв, входящих в слова, названия блюд:
Слова для команд:
- Крот + каша = (картошка)
- Бобр + редут = (бутерброд)
- Суд + тень = (студень)
Задание 6 «Разгадаем кроссворд»
Ведущий: Дорогие участники, Вам необходимо решить кроссворд:
По горизонтали:
2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека –
Это синяя… (река)5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)6) Привезли на кухню ящик –
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. (Холодильник)7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (Кольцо)8) Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Ветер)9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (Сова)
По вертикали:
1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит –
Крепко станет. (Молоток)
4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка)
Закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей.
Ученик 1:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
Ученик 2:
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Ученик 3:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово – свободы зарница,
Выучи русский язык!
Ученик 4:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово –
Выучи русский язык!
Ученик 5:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенных мир необъятно велик,
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Ведущий: Дорогие участники, наша
Неделя Русского Языка подошла к концу.
Предлагаем начать церемонию награждения
победителей и призеров. Слово предоставляется …
.
Итак, победу в командном соревновании среди
учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся ... класса. и пр.
Итак, победу в личном первенстве среди
учащихся 2-х классов одержал(а) … и пр.
Итак, победу в командном соревновании среди
учащихся 2-х классов одержал … класс.
II место присуждается учащимся ... класса. и пр.
Самой лучшей работой в конкурсе коллажей
«Интересные факты о русском языке» явилась
работа учащихся … класса. Поздравляем с победой!
Были также подведены итоги конкурса «Лучший
каллиграф». Заслуженную победу одержали
учащиеся … классов.
Мы благодарим всех победителей, призеров,
участников Недели Русского Языка!
Со всеми заданиями Вы справились блестяще! А
помог Вам в этом – русский язык – это
удивительное и неповторимое чудо, которое
позволяет выражать свои мысли, чувства,
настроение, передавать увиденное и услышанное.
Желаем Вам успехов в дальнейшем изучении языка!!!