Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Разделы: История и обществознание


«Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, 
Зима иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин)

Технология: модульная.

Общедидактическая цель (ОДЦ): Приобретение новых знаний  о ходе и значении Отечественной войны 1812 года.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательная цель:

1. Познакомиться с ходом Отечественной войны, героической обороной российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер.
2. Уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны.

Развивающая цель:

3. Развивать навыки работы с документами и картой, умение выделять главное, определять и объяснять понятия, сравнивать.
4. Дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.

Воспитательная цель:

5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: «Герои-партизаны Д.Давыдов, Фигнер, В. Кожина»

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

Цели и задачи модуля:

УЭ-0. Проверка домашнего задания.
УЭ-1. Постановка цели урока.
УЭ-2. Учиться анализировать, выделять главное, развивать навыки работы с картой.
УЭ-3,4. Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем.
УЭ-5. Обобщить и систематизировать ЗУН, полученные по данной теме.

План урока.

1. Причины войны.
2. Военные действия летом 1812 г.
3. Бородинское сражение, его значение и итоги.
4. Партизанское движение.
5. Отступление и гибель «Великой армии»

ХОД УРОКА

Учитель: «Сегодня на уроке мы продолжим изучать   внешнюю  политику Александра I, и узнаем о событиях и ходе  главной войны  начала 19 века – Отечественной войне 1812 г.»
Сегодня учить себя вы будете сами. Сами оцениваете  свои достижения в изученной теме и знания своего товарища.
При выполнении заданий, помогите товарищу,  сидящему рядом или обратитесь  к нему за помощью. Делайте  это тихо, не мешайте классу: сегодня все работают самостоятельно. Не спешите  задавать вопросы учителю или товарищу. Внимательно читайте задание и документы, которые прилагаются к заданию, используйте материалы учебника.
Свои ответы записывайте в тетрадь, для того чтобы можно было ими обменяться с товарищем, сверить и оценить.
В конце этого урока вы должны  знать:

  • причины войны;
  • характер войны;
  • основные события войны;
  • историческое значение войны.

Технологическая карта

Учебный элемент

Деятельность ученика

Примечание

УЭ-0
Проверка домашнего задания
Решите  тест:

1. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил название:

а) Верховный Тайный совет;
б) Тайная канцелярия;
в) Уложенная комиссия;
г) Негласный комитет.

2. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г.          а) образование Государственного Совета;
2) 1807 г.          б) начало министерской реформы;
3) 1810 г.          в) Указ о вольных хлебопашцах;
4) 1805 г.          г) Тильзитский мир;
                         д) сражение под Аустерлицем.

3. Выдающимся государственным деятелем первой половины XIX в., разработчиком проектов государственных реформ был:

а) М. М. Сперанский;
б) А. И. Остерман;
в) Г. Р. Державин;
г) Д. И. Милютин.

4. М.М. Сперанский подготовил проект государственной реформы в годы царствования

а) Николая I;
б) Александра I;
в) Александра II;
г) Николая II.

5. Суть проекта государственной реформы М. М. Сперанского состояла в …?

а) установлении конституционной монархии и введении  политических свобод;
б) введении в уездах и губерниях всесословного выборного представительства;
в) создании Государственной Думы в качестве законосовещательного органа, организации думской и судебной власти на основе принципа выборности.

Самостоятельная работа, отвечайте на вопросы теста в тетради. Проверьте свои ответы по таблице учителя. Оцените свою работу самостоятельно (от 0 до 3-х). Если есть ошибки, устраните их. Поставьте количество баллов в таблицу оценок.
УЭ-1
Подвести учащихся к пониманию причин войны.
Начало Отечественной войны 1812 года

Задание:

1. Назовите причины войны.  
2. Определите характер войны.
3. Запишите данные о численности армий России и  Франции.

Работа с документами, выявляющие характер войны. Ответ подтвердите выдержкой из документа. (Приложение 1). Проверьте свои ответы с учителем.
УЭ-2
Продолжить формирование умения работать с контурной картой
Работа с контурной картой

Задание: Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман

Работа с контурной картой. Взаимопроверка.
УЭ-3
Отработать умение структурировать текст, выделять главное и второстепенное, составляя план рассказа.
Бородинское сражение

Задание: Составьте план рассказа о Бородинском сражении. Кто, на ваш взгляд, победил в этом сражении?  Запишите итог Бородинской битвы.

Составьте  план рассказа.
(стр.24-25) учебник «История России» А.А.Данилов,  Л.Г. Косулина
УЭ-4
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Партизанское движение

Задание: Почему войну 1812 года называют народной, Отечественной войной? Какова роль русского крестьянства в победе над Наполеоном?

Выслушать сообщения учащихся. По тексту документов расскажите о действиях партизан.  (Приложение 2)
УЭ-5
Продолжить развивать навыки работы с картой.
Отступление и гибель «Великой армии»

Задание: отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений. Отметьте реку  Березину.
Учитель подводит итог

Работа с контурной картой.

Оценка учащимися своей работы на уроке по 10-балльной шкале.

Как я усвоил материал по теме: «Отечественная война 1812 года»

  • получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов;
  • усвоил материал частично – 7-8 баллов;
  • мало что понял, необходимо еще поработать – 4-5 баллов.

Как я работал?

  • отлично;
  • хорошо;
  • удовлетворительно;
  • неудовлетворительно.

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.

Домашнее задание: § 4. Письменно ответить на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»