Цель: сформировать знания о гидросфере и её свойствах.
Задачи: способствовать развитию критического мышления, умению решать поставленную проблему.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, карточки по проверке и контролю знаний, таблица «Мировой круговорот воды в природе», диаграмма «Вода на Земле», мультимедийная презентация по теме.
Метод, использованный учителем на уроке – обзорно-иллюстративный с элементами проблемно-поискового характера.
Ученик должен усвоить на уроке:
– состав гидросферы;
– свойства гидросферы (Мировой круговорот);
– объём воды и нахождение её в природе Земли;
– значение воды для жизни;
– проблема воды на Земле и в своей местности.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Приветствие, психологический настрой:
– Здравствуйте, ребята. На дворе стоит зима. Наша зима с морозами и с метелями. Посмотрите в окно. Что вы видите? Да, правильно, много снега намело вчера. Что же такое снег? Вы верно отметили, что снег – это вода.
2. Введение в тему урока:
– Сегодня мы будем говорить о воде. (Дети записывают тему урока и какие задачи будут решаться на уроке) (Презентация. Cлайды 1-3))
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают творческую работу «Образование песчинки», проверяют выполнение кроссворда «Литосфера»
III. Формирование новых знаний
1. Беседа с учащимися, в которой они устанавливаются все те данные, известные им о свойствах воды из курса природоведения. (Cлайд 4)
2. Работа с текстом
Читают текст учебника с. 68-70
Установленные данные записывают в таблицу: (слайд 5)
О воде:
№ | Состояния, в которых вода встречается на Земле | Свойства воды |
Где встречается |
1. | Жидкость | Кипит при Tо 100о С, переходит в пар, при Tо 0о С замерзает. | Моря, океаны, реки озёра, болота, подземные воды |
2. | Пар | атмосфера | |
3. | Лёд, снег | На вершинах высоких гор, на материке Антарктида и островах приполярных областей. |
3. По сравнению объёмов воды на Земле составляют сравнительную диаграмму «Воды Земли» (слайды 6-7)
4. О Мировом круговороте и его значении
– Отгадайте загадку: бежит, бежит – не выбежит,
течёт, течёт – не вытечет? (Река)
Вопрос: Почему река не вытечет? (Мировой
круговорот) Идёт обсуждение по ответу.
5. Делают вывод: Главное свойство воды – испаряемость при любой температуре, связь с другими оболочками (атмосферой и литосферой). (слайд 8)
6. Работа по таблице «Мировой круговорот воды в
природе», где наглядно представлена схема
преобразования воды и возвращение её в океан,
здесь же устанавливают связь об испарении и
накоплении солей в океане море и других частях
Земли. Можно ли говорить об относительности
пресных вод на Земле?
Об использовании воды человеком. (Cлайды 9-17)
Проблемы нехватки пресной воды, её
нерациональном использовании и загрязнении.
(Cлайды 18-19) Выясняют в беседе о проблемах с водой
в весенне-летнее время в нашей местности.
IV. Закрепление по вопросам стр. 70 учебника
V. Домашнее задание
1. Написать рассказ о путешествии капельки воды
2. Знать ответы на вопросы с. 70 (1-8)
VI. Рефлексия и итог работы (слайды 20-21)