Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности". 7-й класс

Разделы: Технология, Музыка, МХК и ИЗО

Класс: 7


Тип урока: межпредметный интегрированный урок (МХК, технология, дополнительное образование). Класс 7 «Г»

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новой ситуации;
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
  • формировать представление о мужском и женском народном костюме (названия отдельных элементов костюма, способы их ношения, и т.п.);
  • найти взаимосвязь старинного костюма и его элементов в современном мире.

Содержательные цели урока:

  • Образовательные:
    • способствовать развитию значимости истории русского народного костюма;
    • продолжить формирование знаний о традиционной русской народной культуре;
    • создать условия для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации;
    • создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения:
  • Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышлении, развивать навыки и умение анализировать элементы народного костюма.
  • Воспитательные:
    • создать условия для воспитания эстетических вкусов и взглядов на основе традиционной русской культуры, патриотизма;
    • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.

Методы обучения:

Проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Оформление кабинета:

2 манекена с костюмами (народный женский и казачий);
Стены украшены павловопосадскими платками; куклы на пианино, подносы, лапти, самовар и посуда хохлома, ткацкий станок, картины с изображениями народных женских костюмов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Определить, насколько комфортно чувствуют себя ученики.
– Поприветствовать друг друга (улыбкой).
– С каким настроением пришли на урок.

2. Целеполагание и мотивация: формулирование учащимися темы урока.

Презентация. Слайд № 1

Учитель 1: Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (учащиеся формулируют тему урока)
Итак, тема урока:

Слайд № 2: «Традиционный русский народный костюм: от истоков к современности»

Учитель 1: Что бы вы хотели сегодня узнать о народном костюме? Как вы думаете, в наше время, в нашей жизни есть ли какие-то элементы старинного русского костюма? (учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи на урок, отвечая на вопросы: Что? Почему? Докажи что…). В процессе нашего урока мы постараемся ответить на эти вопросы. И для вас будет несколько заданий, так что, будьте внимательны!

3. Работа по теме

Слайд № 3

Учитель 1: Традиция русского костюма складывалась веками. Он отражал весь уклад народной жизни: условия и характер труда, хозяйственное положение, верования и обряды. По костюму определялось имущественное состояние человека, а также его положение в обществе. Одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрастному и семейному положению. При этом менялась цветность (окраска) и количество декора (вышитых и вытканных узоров). Всю одежду крестьяне испокон веков делали сами. Каждая область имела свой вариант костюма. Все они отличались друг от друга, но при этом имели общие черты.
Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма.

Слайд № 4 Детский костюм.

Сообщение ученика 1: Дети до 7 лет одевались одинаково. И мальчики, и девочки носили рубахи, сшитые из старой одежды родителей, или донашивали за старшими братьями и сестрами. В подростковом возрасте в их гардеробе появлялась половая принадлежность. Мальчики начинали носить порты, а девочки в подпоясанных рубахах, которые в праздники дополнялись сарафанами. Возможность носить украшения девочки получали только в подростковом возрасте. Украшения были дешевыми, из подручных материалов. В ход шли сухие ягоды, плодовые косточки. Только маленькие дети могли ходить по улице без головного убора и неподпоясанными.

Учитель 1: Как вы думаете, ребята, чей костюм разнообразнее – мужской или женский? (учащиеся отвечают)

Слайд № 5 Мужской костюм.

Сообщение ученика 2: Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из рубахи и портов из домотканого холста. Разрез у горловины в мужской рубахе слева, так называемая «косоворотка». Длина рубахи в среднем до колен, у парней и молодых мужиков немного короче. Мужской костюм в силу того, что мужчина был основным работником, с более тяжелыми работами, был функционален: широкий шаг мужских портков не сковывал движений, бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую.
Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали поясом (кушаком) или цветным шнуром. Кушаки были ткаными, широкие полосатые и узкие, с узором и даже надписями. Были они до двух метров длиной, на концах украшались бахромой, кистями, вязанными или плетеными подвесками, помпонами. Они оборачивались несколько или один раз вокруг талии, завязывались узлом сбоку, спереди или сзади, являясь оберегом, чертой, оберегающей тело от
злых сил. На пояс подвешивали кошельки, ключи, гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Орнаментировалась рубаха мелкой вышивкой красной нитью по подолу, обшлагам, разрезу и вороту, а праздничные рубахи – также по швам. Это было связано с тем, что в этих местах тело человека, по представлению древних, было уязвимо перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.
Праздничная рубаха отличалась богатой вышивкой, пояса одевали из шерсти. Порты собирались в поясе на шнурок.

Слайд № 6 В народном традиционном костюме головной убор был непременной принадлежностью и мужчин, и женщин. Мужчины носили шляпы из вяленой овечьей шерсти, позже – картузы, а зимой – меховые шапки. Обувью большей частью служили плетеные из липового или вязового лыка лапти. Было несколько типов лаптей, в зависимости от плетения и формы носка. В заднике лаптя была петля, через которую продевалась длинная тонкая веревка, также лыковая – оборы. Нога, от ступни до колена, оборачивалась узкой лентой – онучами, и обвивалась крест-накрест, завязывалась под коленом. Лапти были наиболее распространенной дешевой, легкой и мягкой обувью. Они быстро изнашивались, поэтому их плели в большом количестве. Зимой в них для тепла вкладывали сено. Их носили в будни для работы в поле, а в праздники надевали обувь кожаную – сапоги, полусапожки, башмаки и туфли на небольшом каблуке – черевики. На улице в зимнее время носили валенки.

Слайд № 7 Женский костюм.

Учитель 1: Женщина была по условиям труда более привязана к дому, редко отлучалась, следовательно, становилась хранителем традиций. Женский костюм менее функционален, так как женские работы требовали меньше физических усилий, размашистых движений. Он не подчеркивал формы тела. Характерная черта женского народного костюма – его комплексность и многослойность (костюм состоит из нескольких элементов). Шился костюм из домотканых материалов: холста, сукна и овчины. В конце XIX — начале XX вв. использовались и фабричные ткани: кумач, ситец, сатин, дешевые шерстяные ткани.Наиболее характерные комплексы – с сарафаном и поневой. Обязательный компонент комплекса – рубаха.

Слайд № 8 Женская рубаха была длинной – до середины икр или почти до щиколоток, с прямым разрезом на груди. Она иногда шилась из кусков ткани разного качества: рукава и плечевая часть, а иногда и подол делались из тонкой фабричной ткани, а стан из домашнего полотна. Женская рубаха зачастую была богато орнаментирована и ярка по колориту. Орнамент, как и на мужской рубахе, для защиты тела от злых духов, располагается по краям одежды: по подолу, вороту, разрезу, обшлагам, на праздничных рубахах – по швам. Это мелкая вышивка красной и черной нитью, иногда аппликации в виде треугольников и ромбов из покупного кумача и китайки, ленты. Вышивка содержала священные изображения и магические символы. В более орнаментированных рубахах, подпоясавшись, женщины могли работать в поле. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в украшении рукавов: у замужней они были богато отделаны ткаными узорами, а в девичьих рубаха вышивались. Украшать рукава рубахи девушка должна была сама. Поверх рубахи одевалась поясная одежда. Древнейший ее вид – понева или панева.

Слайд № 9 Понёва (панёва, понява, поня, понька— вероятно от «понять» в значении «обнять»)— элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка. В большинстве случаев понева была черная или синяя, в квадратную или слегка продолговатую по горизонтали крупную клетку. Но известны и красные поневы, поневы в мелкую клетку, поневы с орнаментом внутри клетки. Понева – одежда замужних женщин. Понёвы являлись прообразом будущей юбки. Чем старше была женщина, тем темнее поневу она носила. Понева состояла из трех полотнищ материи, сшитых между собой. На поясе понева укреплялась шнуром. По швам и по низу понёвы обязательно украшались вышивкой, кружевом, блесткам. Степень отделки зависела от назначения понёвы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь. Поверх поневы одевалась плечевая (шушпан, шушун, навершник, насов) или нагрудная одежда (запон, завеска, занавеска) – разнообразные виды: с рукавами или без, с различными вырезами горловины, длиной, материалом, цветом, декором.

Слайд № 10 Поверх поневы повязывался передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных
ниток, оборкой разной ширины. Он был самой декоративной и богато украшенной частью женского русского костюма. Одного взгляда на него хватило, чтобы понять все о его владелице. Информация читалась по вышивке на подоле. По переднику узнавали положение женщины, он был как её паспорт. Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс.

Слайд № 11 Пояса были различного вида – плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали.
Волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому непременно и при всех обстоятельствах женщины должны были полностью закрывать волосы. Во время свадебного обряда девичью косу переплетали в две косы, которые сворачивались и прятались под мягкую полотняную шапочку (повойник), завязывающуюся сзади на шнурок. Это был домашний головной убор.

Слайд № 12 С поневой носили кичку или сороку – сложный головной убор, сохранивший со времен язычества животные формы (рогатая кичка). Другой распространенный комплекс – с сарафаном.

Слайд № 13 Cарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Узорная и красочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Сарафаны отличались по покрою и материалу, отделка его была достаточно скупой: по переднему шву, у некоторых – мелкая вышивка вдоль верха, и на подоле иногда нашивались в 2-3 ряда цветные ленты.

Слайд № 14 Поверх сарафана на плечи одевались душегреи и епанечки; и передники, завязывающиеся под мышками или на талии. Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки.

Слайд № 15 Главным различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном— поневы. Женский костюм не мыслился без головного убора.

Слайд № 16 До замужества девушки носили одну косу, лишь слегка прикрывали волосы, оставляя сверху голову открытой. Повязки, широкие атласные ленты завязывались на затылке, концы лент и лобная часть украшались бахромой и галуном. Делали головные уборы и высокими, на плотном каркасе (венец, коруна), богато украшали праздничные уборы.

Слайд № 17 С поневой употреблялась преимущественно кичка с сорокой, а с сарафаном кокошник – нарядный головной убор с очень высокой передней частью, разнообразных форм (полукруглый, лопатообразный), украшенный бисером, стеклярусом, жемчугом. К кокошнику подвешивали на лентах различные украшения, висящие у висков или над плечами.

Слайд № 18 В качестве головного убора носили и платки. Платок считался одним из самых желанных подарков. Девушки надевали платок сразу на голову. Женщины завязывали или закалывали платок булавкой, надевали поверх повойника, иногда – кокошника или кички.
Праздничный костюм был более орнаментирован, сшит из более дорогих тканей.

Слайд № 19 К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть запона и рубахи. Украшения были из птичьих перьев и пуха: на висках от головного убора, как серьги или вместе с ними – белые шарики из пуха – пушки. Нагрудными украшениями были металлические или стеклянные бусы, мониста из цветного бисера в виде полукруга. Широко употреблялись «гайтан» (на юге) или «борки» (на севере) – полоса, плетеная из бисера, либо полоска ткани, расшитая бисером, надетая на шею и свешивающаяся концами на груди.

Обилие декоративных элементов зависело от благосостояния владелицы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги. Кольца и перстни носили только на правой руке.

4. Задания учащимся для усвоения материала (по группам):

1. Назвать элементы детского, мужского, девичьего и женского костюмов.
2. «Собрать костюм из элементов» (коллаж)

Задание раздается на столы, затем на доске вывешиваются правильные варианты.

Учитель 2: Мы собрали с вами из элементов костюмы, ну а как же он изготавливались? Из какой ткани?

Слайд № 20

Сообщение учеников 3 и 4: Основными тканями, использовавшимися для народной крестьянской одежды, были домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с XIX в.– фабричный шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, сатин, цветной кашемир. Для орнаментации домашних тканей использовались узорное ткачество, вышивка, набойка. С середины XIXв. домотканый холст вытесняется фабричным полотном с набивным цветочным, клетчатым или полосатым узором.

Задания для учащихся:

  • Определить переплетение нитей на ткани.
  • Определить направление долевой нити.
  • Рассказать об экономном раскрое ткани.

Учитель 2:Мы познакомились с вами с конструкторскими особенностями костюма, а хотели бы вы увидеть, как это выглядело?

Слайды № 21, 22, 23, 24

Сообщение ученика 5: Костюм крестьянина состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивались. Покрой рубах был более сложный, состоящий поликов – деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми. Полики прямоугольной формы соединяли четыре – полотнища холста шириной 32 – 42 см. каждый. Косые полики (в форме трапеции) соединялись широким основанием с рукавом, узкими – с обшивкой горловины. Прямой сборчатый сарафан делали из 4 – 8 прямых полотнищ, собранных вверху мелкими складкам.

Слайды № 25, 26 Учитель 2:Вы узнали о тканях, из которых шили народные костюмы, способах их изготовления и конструктивных особенностях. А сейчас мы с вами на них посмотрим.

Слайды № 27

Учитель 3:Для вас прозвучат вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Исполняют Анисимова Алена и Сергейчик Олеся, класс педагога Ковалевой С.Н. (Дети играют и поют в костюмах)

Учитель 3: Спасибо, девочки, не уходите. Ребята, вот пример детского костюма: рубаха, сарафан, лента на голове. Сейчас вы услышите песню о русском костюме. Исполнят ее Зыкова Лиза, Наумычева Настя, Самохвалова Даша. В ней много старинных слов, попытайтесь понять смысл и услышать знакомые слова: (звучит песня «Федора»)

Слайд № 28

– О чем эта песня? Какие незнакомые слова вы в ней услышали? (ответы учащихся)

Слайд № 29 А теперь посмотрите внимательно на певиц. Все ли правильно на них надето? Или, может быть, вы видите какие-то ошибки? (разбор ошибок в костюмах)

Слайд № 30

Учитель 3: Я бы хотела обратить ваше внимание на этот костюм на манекене. Это старинный костюм, из сундука. Перечислим элементы, из которых он состоит (ученики называют элементы костюма, учитель дополняет):

  • рубаха, из двух частей (короткая верхняя и домотканая нижняя с кантом по низу),
  • понева (три куска тяжелой шерстяной домашней ткани, сшитые частично, либо сшитые полностью. Широко распространена была распашная понева, у которой оставался разрез, в который была видна рубаха (спереди или сбоку).
  • фартук; запон из фабричной ткани, повойник – женский головной убор. Как много составляющих, видна многослойность костюма. Здесь только два машинных шва, он весь выполнен вручную.

– Как вы думаете, он праздничный или будничный? (ответы учащихся)

Слайды № 31, 32

Задание: «Надеть костюм»

Вызываются сначала 2 мальчика (фоном звучит песня «Валенки»).
Затем две девочки (фоном звучит романс «Красный сарафан»).

Слайд № 33

Учитель 3: Народное творчество изначально – устный бытовой жанр. Песни, сказки не записывались, исполнялись в обычной жизни, в быту. Чтобы сохранить в наше время песни, обряды, создаются коллективы, которые разучивают народные песни и исполняют их со сцены. Костюм, в большинстве своем, выполняется в народном стиле. Зачастую это не имеет никакого отношения к подлинному костюму: короткие сарафаны, аляповатая отделка, цветовая окраска. А есть костюмы, выполненные со стремлением сохранить важнейшие характерные черты старины. Подлинные старинные костюмы можно увидеть сейчас разве что в музеях, крайне редко – на сцене.

Слайд № 34 У нас сегодня представлен еще один костюм, о котором ничего не было сказано. Это женский казачий костюм, стилизованный. Посмотрите внимательно: мы назовем верх – рубахой? (Ответы учащихся)
– Нет, скорей это... блузка.

Учитель 3: Нижняя часть – это понева? (Ответы учащихся)

– Тоже нет, юбка.

Учитель 3: Состоит костюм из двух вещей, так называемая «парочка». Он шился из фабричных, а не домотканых тканей, совершенно другой крой, оборки, манжеты, воланы, имеет более современный внешний вид. Посмотрите внимательно вокруг, вспомните свой гардероб, и скажите, а в современном мире мы используем элементы народного костюма? У вас есть вещи с такими элементами? (ответы учащихся) Слайд № 35

  • Валенки;
  • босоножки с лентами вокруг ноги;
  • юбки в клетку и с запахом; Слайд № 36
  • фенечки;
  • рубахи-косоворотки у мужчин; Слайд № 37
  • сарафаны; Слайд № 38
  • павловопосадские платки, шали. Слайд № 39

Слайд № 40

Учитель 3:В моде сейчас и умение одеваться многослойно. Есть в моде целое отдельное направление – фольклорный стиль: это, в основном, летние наряды из натуральных тканей; не обтягивающие фигуру фасоны, длиной не мини! Цвета натуральные или яркие, но не черный!; используются орнаменты, вышивка, бисер, бусины.

5. Подведение итогов урока

  • Какая была тема урока? Слайд № 41
  • О чем мы сегодня разговаривали с вами?
  • Что нового вы узнали?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Как вы думаете, что у нас сегодня получилось, а что – нет?
  • Почему?
  • Зачем нам это нужно?
  • Где мы это можем применить?
  • Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
  • Собираем на подносе смайлики

Слайд № 42

Приложение 1