Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Цель: формировать умения рисовать петушка нетрадиционными способами.
Задачи:
- Образовательная: учить детей рисовать петушка нетрадиционными (необычными) способами: ладошками, пальчиками, тычками, кистью (способом примакивания).
- Развивающая: развивать мелкую моторику при работе с пальчиковыми красками, а также развивать творчество обучающихся.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к домашней птице и эстетическое восприятие природы.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, пример, практический (выполнение практического задания), поощрение.
Средства обучения: пальчиковая краска, тычки (ушные палочки), кисти, таблица «Нетрадиционные способы рисования», технологическая карта «Рисование петушка», сюжетные картинки с изображением петушков разной породы, коллективная работа детей с изображением солнышка (пальчиковая изодеятельность), карточки с дидактическим заданием «Найди лишний предмет», мультимедийная аппаратура.
Основные понятия и термины:
Оперение – перья, тычок – палочка с ватой для отпечатывания точек, маленьких кружочков.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Основной этап.
- Введение в тему. Сообщение темы урока.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала.
- Актуализация новых знаний.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
III. Подведение итогов.
- Выставка рисунков.
- Самоанализ деятельности учащихся.
- Беседа по вопросам.
- Итог урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Сегодня будет интересный урок.
II. Основной этап
1. Введение в тему
– Ребята, сядьте прямо и внимательно послушайте загадку. Когда вы её отгадаете, то узнаете, кого мы будем рисовать на уроке.
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто это?
(Петушок)
– Правильно, петушок.
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем рисовать петушка необычными способами.
3. Повторение пройденного материала.
– А вы, ребята, рисовали что-нибудь необычными способами?
Предполагаемые ответы детей.
– Мы рисовали солнышко пальчиками и ладошками.
(Слайд 2)
Учитель: Интересно рисовать пальчиками, только нужно не повторять ошибок, которые были допущены на прошлом уроке (предупреждение ошибок). Нужно рисовать аккуратно.
4. Объяснение нового материала
Петушок – это домашняя птица. В народе любят петушка, он будит всех рано, находит пищу для своих курочек и цыплят, защищает их от врагов. В старину считалось, что петух своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, прогоняя нечистую силу и пробуждая к жизни спящую природу. Эта птица во дворе, так же как и аист на крыше, охраняла дом от всяких бедствий. Про него сочиняли сказки.
Учитель: Назовите сказки, в которых
встречается петушок.
– В какой сказке петушок помог зайчику? (Слайд 3) (Ответы
детей)
Дидактическое задание на обобщение «Найди лишний предмет» (Слайд 4)
– Что здесь лишнее? Почему?
– А сейчас давайте посмотрим, какие бывают
петушки (просмотр петушков различной породы).
(Слайд
5)
– Скажите, что общего между этими петушками? (У
них есть гребешок, большой хвост, на лапках
острые шпоры)
– Скажите, чем отличаются эти петушки? (По
внешнему виду, окраской перьев)
– Какого цвета оперение (перья)?
(Пестрое (разноцветное) оперение; оперение
однотонного цвета)
– Расскажите о повадках бойцовских петушков? (Они
дерутся)
– Скажите, а драться – это хорошо? (Нет)
– Вот и вы не ссорьтесь, будьте дружелюбными.
Сегодня мы нарисуем доброго, красивого,
заботливого петушка.
На уроке вы можете применять нетрадиционные
(необычные) способы рисования: (Слайд
6)
Назовите необычные способы рисования, которые вы
знаете.
Ответы детей:
– рисование ладошкой (элемент «ладошка»:
раскрашивание кистью, обмакивание в краску) ,
– пальчиковое рисование (элемент «пальчик»),
– способ «примакивания» кистью.
Учитель: Обратите внимание на новый способ рисования – тычок (палочка с ватой или ушная палочка обмакивается в краску и делается отпечаток в виде точки, маленького кружочка). Этим способом можно нарисовать глазки, узор для оперения.
(Показ учителем нового способа рисования тычком)
5. Актуализация новых знаний
Учитель: Ребята, а у вас есть домашние
птицы? Вы их любите? Чем вам нравится петушок?
Посмотрите, в какой последовательности нужно
рисовать петушка. <Приложение
1>
Способ 1 (Слайд 7)
Рисовать однотонного петушка легко: ладошка окрашивается в один цвет (например, желтый) кистью или способом обмакивания и делается отпечаток на бумаге, посередине листа. Затем вымыть руку от краски, вытереть насухо. После этого подушечками пальцев дорисовать: гребешок, крылышки. Тычком нарисовать глазки, узор для оперенья. Лапки и клюв нарисовать кистью.
Способ 2 (Слайд 8)
Разноцветного петушка рисовать сложнее. Вначале нужно подобрать цвет, раскрасить пальцы красками различного цвета и сделать отпечаток на бумаге. Затем вымыть руку и недостающие элементы рисунка дорисовать пальчиками, тычком, кистью.
При желании можно дорисовать способом примакивания кистью травку на полянке, пальчиками нарисовать цветы, солнышко. Очень важно проявить творчество и фантазию, чтобы ваш рисунок был необычным и отличался от других. Для этого каждый из вас подберет цвет для оперения, по-своему украсит растениями (травкой, цветами) полянку и нарисует солнышко.
– Каким способом можно нарисовать туловище
петушка? (Элементом «ладошка»)
– Каким способом можно нарисовать гребешок,
крылья? (Элементом «пальчик»)
– Каким способом можно нарисовать глазки? («Тычком»)
– Каким способом можно нарисовать травку? («Пальчиком»
или «примакиванием» кистью)
6. Физкультминутка и пальчиковая гимнастика
Рано-рано поутру (играют пальчиками на «дудочке»)
Пастушок – ту-ру-ру-ру.
Рано-рано поутру (повороты)
Петушок – ку-ка-ре-ку! (взмахивают «крыльями»)
7. Практическая работа.
Прежде чем приступить к рисованию, давайте
вспомним технику безопасности при
работе с красками и кистью.
– Краски нельзя пробовать на вкус. Кистью
нужно работать осторожно и аккуратно. После
работы нужно навести порядок на рабочем месте.
Задание: нарисовать петушка необычными способами, проявляя творчество. Правильно расположить свой рисунок на бумаге. Рисовать аккуратно.
– Старайтесь! У вас все получится!
Контролирование учителем практической работы учащихся:
- Правильность выполнения нетрадиционных способов рисования.
- Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения.
- Контроль качества выполненной работы, исправление ошибок.
III. Подведение итогов
1. Выставка рисунков. <Приложение 2> (Слайды 9, 10)
Защита работ песней «Петушок – золотой гребешок».
2. Самоанализ деятельности учащихся.
– Какие были допущены ошибки?
– В чем проявили творчество?
– Довольны ли вы своей работой?
3. Беседа по вопросам
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какие необычные способы рисования вы знаете?
– Какой рисунок вам больше всего понравился и
почему?
– Интересно ли вам рисовать необычными
способами?
4. Итог урока:
Учитель комментирует работы детей, оценивает их и подводит итог:
– Все ребята проявили творчество, старались, а так же научились рисовать петушка необычными способами. Петушки получились красивыми и яркими. Молодцы!
Литература:
- Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи». № 3 2008г.
- Захарова Ю.Ж. Статья «Рисуем вместе необычными способами»
- Селевко Т.К. «Альтернативные технологии» «Технология мастерских» ЖФЭН
- Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Педагогический университет. Первое сентября. Лекции 1-4.