Интегрированный урок этики и литературного чтения по теме "Что такое любовь?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • показать разнообразие значений понятия «любовь»;
  • познакомить с рассказом В. Чаплиной «Мушка»;
  • развивать мышление и монологическую и диалогическую речь учащихся;
  • вызвать желание дарить любовь свою окружающим.

Оборудование: презентация, карточки со словами на доске, раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, облачка «Продолжи фразу», изображение сосуда Любви.

ХОД УРОКА

I. Насыщение нравственными знаниями ( включение учащихся в размышление о нравственных ценностях

Беседа.
– Однажды мудрецы решили выяснить, какое слово самое главное на свете долго они рассуждали, спорили и пришли к согласию. Это слово сейчас на нашей доске. Слайд 1.
– Подумайте, какое бы это могло быть слово. Обоснуйте свою мысль.
Открывается слово «ЛЮБОВЬ»
Люди всю жизнь пытаются ответить на вопрос: «Что такое любовь?». Каждый человек вкладывает свое понятие в слово «Любовь» А что любите вы? Слайд 2.
Продолжите фразу:
«Я люблю…» (Дети на разноцветных облачках пишут окончание фразы: « Я люблю…». По сигналу учителя встают и поднимают эти облачка.)
– Я вижу, как много всего вы любите.

У всех разное представление о любви. Многие люди всю жизнь пытаются ответить на вопрос: «Что такое любовь?», и до конца не могут понять, что это такое.

– Давайте попробуем уточнить, как сейчас мы понимаем слово ЛЮБОВЬ.

ЛЮБОВЬ

– Подберите к слову любовь те понятия, которые , с вашей точки зрения, могут его раскрыть: доброта, великодушие, внимание, зло, черствость и т. д.
– Как вы считаете, когда нужно задумываться, что такое любовь: в детстве, юности, зрелом возрасте, старости?

II. Накопление эмоциональной реакции

– Сегодня мы попробуем выяснить, что такое настоящая любовь. Как вы считаете, когда нужно задумываться, что такое любовь: в детстве, юности, зрелом возрасте, старости?
– Как вы считаете, нужно ли учиться любви, или она дается человеку при рождении, как дар? Слайд 4.
– Кто может научить нас любви? (Все окружающие нас люди и не только люди) Слайд 5
– Как вы понимает выражение «Братья наши меньшие»?
– Сегодня мы будем учиться любви. И поможет нам в этом рассказ удивительной писательницы, большой любительницы животных. Слайд 6

III. Чтение рассказа (до развязки)

– Закончилась ли эта история? (Нет.)
– А какой может быть конец? (Большая собака укусила девочку. Люда встала и убежала от собаки. Наверное, ей кто-нибудь помог.)
– Давайте узнаем ответ автора.

IV. Чтение концовки рассказа

Чем закончился рассказ?
– Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? (Преданность, любовь к девочке)
– Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? (Нет, она дрожала от страха, но защищала девочку)

V. Обсуждение

– Какое чувство вызвал рассказ? (Чувство жалости, страха, восхищения)
– Назовите героев этого рассказа. (Мушка и Люда)
– Почему собаку назвали Мушкой?
– Как выглядела собачка сначала? Как изменился её внешний вид потом? (Дети называют слова, характеризующие собачку, и они вывешиваются на доску: жалкая, грязная, трусливая)
– Почему Мушка была трусихой?
– Только ли внешне изменилась потом Мушка? Как Мушка проявляла свою любовь к девочке?
– Почему собачка изменилась? (Девочка ухаживала за ней, кормила её, выгуливала. Она собачку любила)
(Любящая, преданная, благодарная, старается сделать приятное)
– Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? (Преданность, любовь к девочке)
– Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? (Нет, она дрожала от страха, но защищала девочку)

Вывод. У Мушки появился друг – Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки.

– Как возникла любовь у Мушки? (Девочка отдала собачке свою любовь, и собачка в ответ тоже полюбила свою хозяйку)
– О чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе?

(1. О силе любви.
2. О том, что забота о животных делает нас лучше, добрее.
3. Чтобы тебя полюбили, ты должен поделиться своей любовью)

– Этот рассказ читают люди уже не один десяток лет. Его читали ваши дедушки и бабушки, мамы и папы, когда были маленькими. Они тоже учились любви. А когда они выросли, то решили поставить памятник этой девочке. Слайд 9.
– Давайте вернёмся к началу рассказа и вспомним, кто дарил нам любовь изначально. (Мама.)
– Подумайте, нуждается ли мама в нашей любви? (Да)

VI. Актуализация субъективной позиции ученик

– Может ли человек жить без любви?
– Внутри каждого человека есть сосуд, который ждет, чтобы его наполнили любовью. (Изображение сосуда любви)
– Когда у вас появилось чувство, которое вы назвали бы любовью?
– Как вы считаете, когда ребенок впервые ребенок впервые встречается с любовью?

Стихи В. Берестова

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Мамина любовь наполнила донышко вашего сосуда любви, поэтому каждый из вас пришел в этот мир уже с любовью. Вот почему ваш сосуд уже немножко наполнен.

VII. Создание условий для нравственной рефлексии

– Наш сосуд еще наполнился, потому что у вас появилось желание заботиться о маме.
– Но он наполнился не до краев. Почему? (Мало одного намерения, нужно его еще осуществить.)
– Вот когда вы выполните все, что задумали, да не один раз, а постоянно будете заботиться о маме, и не только о маме, вот тогда ваш сосуд любви еще больше наполнится. А чтобы вы не забывали о том, что сосуд любви хочет быть полным, я дарю вам на память такой сосуд.

VIII. Вывод

– Так что такое Любовь?
– Как мы ответим на этот вопрос после нашего урока?

Приложение 1