Урок-КВН "Наука экология". 6–7-й классы

Разделы: География, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели: формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого школьника за судьбу как своей малой родины, так и судьбу России и планеты Земля в целом.

Задачи.

Образовательная: дать первоначальное представление об экологии. Ввести понятия и способствовать усвоению терминов “экология”, "экосистема", “методы экологических исследований”, экологических “законов” Б. Коммонера учащимися.

Воспитательная: сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.

Развивающая: развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Учащимся заранее задано задание: подготовиться к КВНу об охране природы.

Урок сопровождается презентацией.

Ход урока

Учитель: Слайд 1-2. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами урок географии, но не совсем обычный, Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.

Слайд 3: 2 апреля планета людей отмечает День Земли. Это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.

Слайд 4: День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира.

Слайд 5: Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты. Оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

Приступим к нашему уроку - КВНу.

Учитель. Свои экологические знания сегодня вы и покажите на нашем КВНе. Предоставляю слово команде 6 А класса, 6 Б класса, 6 В класса

(Оценивает жюри из классных руководителей и завуча) 

1 конкурс – название, девиз, эмблема

Учитель: Слайд 6: Биосфера охватывают всю поверхность Земли, покрывая её плёнкой живого вещества. Биосфера — экосистема высшего порядка, объединяющая все остальные экосистемы и обеспечивающая существование жизни на Земле.

В состав биосферы входят: атмосфера, гидросфера, литосфера, педосфера (почвенная оболочка).

Слайд 7: Термин биосфера был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века, а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Однако создание целостного учения о биосфере принадлежит русскому учёному Владимиру Ивановичу Вернадскому.

2-й конкурс - "Разминка” 

Слайды 8-9

Учитель:  Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию.  Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

1. Что делает ёж зимой? (Спит.)

 2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

3. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)

4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

 5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

9. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

 10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

11.  Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

 12. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

13. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

14. Какой город парит в небе? (Орёл.) 

 15. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)

Жюри оценивает конкурс. 

Слайд 10-11: Задания на составление пищевой цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Ростки —> овца —> волк

Семена —> голубка —> орел

Цветок —> светляк —> соловей —> сова)

Слайд 12:

3-й конкурс – "Пантомима”

Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. 

Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное. 

Задание для 1-й команды:  Изобразить дрессированного медведя в цирке. 

Задание для 2-й команды:  Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению "гуськом”. 

Задание для 3-й команды: Изобразить обезьян в зоопарке. 

В это время

Задание болельщикам: придумать плакат об охране природы.

Пока жюри оценивает конкурс, беседа. Слайды 13-16 

- Правильно ли выражение “полезные и вредные виды”? Слайд 13

Нет, виды в естественных биоценозах составляют единую систему, в которой все части взаимодействуют друг с другом и необходимы для целостной системы

Обсуждение. Слайд 14:

1. Почему уничтожение хищников привело к сокращению численности их жертв?

2. В чём состоит положительное влияние хищников в животном мире?

Выводы. Слайд 15. Уничтожая больных и слабых животных, хищники приносят большую пользу, так как являются санитарами природы. Роль хищников заключается в поддержании равновесия в животном мире. Взаимоотношения “хищник – жертва” необходимы в природе для поддержания экологического равновесия.

Учитель: Слайд 16. Сущность принципа конкурентного исключения Гаузе.

Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности одинаковы, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

4-й конкурс - экологический рассказ “Воскресенье в лесу”

1. Я прочитаю вам рассказ, вы должны найти ошибки, совершенные школьниками. 

2. Чтение рассказа. (Слайды 17-18). За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. 

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. 

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кукурузные палочки. 

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. 

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Петрик. 

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! 

3. Обсуждение  (Слайд 19): Ошибки, совершенные школьниками: 

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибница – деревья”. 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается. 4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет. 5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в сложном обществе. 9. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно – в него может попасть молния. 

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Слайд 20. Введение понятия "экология"

Учитель: Экология (от греч. o'ikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

"На гробнице одного из фараонов было высечено: “Я никогда не перегораживал текущей воды". Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово “экология? (Учащиеся высказываются) Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы”.

Слайд 21: Методы (путь, способ познания) экологических исследований: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование.

Слайд 22: Экология - наука, у науки бывают свои законы. Законы экологии:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничего не дается даром.

4. Природа “знает” лучше.

Слайд 23. Сформулировал их американский биолог и эколог Барри Коммонер, противник ядерных испытаний. Основоположник мирового экологического движения скончался в больнице Нью-Йорка 30 сентября 2012 года в возрасте 95 лет.

(Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2012/10/03/1041553.html)

Слайд 24

5-й конкурс

Выступление Аляшева Юрия (Приложение 1) - выпускника нашей школы 2011 года - "Утилизация отходов", его вопросы и задачи учащимся. Презентация 2

- А вы хотите жить в чистом городе? Что надо сделать для этого?

6-й конкурс: Все дальше и дальше

Слайд 25: Что вы знаете о проблемах окружающей среды? (Ответы обучающихся)

Слайд 26: Какие экологические проблемы вы знаете? (Ответы обучающихся)

Слайд 27-28: Вопросы командам.

  1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Красная книга)
  2. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)
  3. Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий) Слайд 28
  4. Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
  5. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)
  6. Как называется скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли? (Смог)

Слайд 29: Вопросы, болельщикам:

1. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Охотятся на птиц —> падает урожайность полей)

2. С прилета каких птиц считается начало весны? (Грач, скворец) 

3. Какие птицы улетают от нас осенью последними? (Гуси, утки, лебеди)

4. Что представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из хозяйственного использования) 

5. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Они не конкурируют за пищу. Вспомним принцип конкурентного исключения Гаузе)

6. Что называют черным списком?   (Международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь скелеты) 

Если команда не даёт правильного ответа, то ответить могут болельщики класса. Если и у болельщиков нет правильного ответа, то вопрос передаётся учащимся других классов. Ответы на все вопросы оцениваются в 1 балл.

Слайд 30

7-й конкурс "Веселый привал"

А теперь давайте споем командами песню о природе.

Учитель: “Поэт Игорь Ширяевец сказал: “Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?” (Варианты ответов  классов).

Слайд 31. Прогнозы: Что ожидает природу в будущем?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Полное уничтожение.

2. Изменения, т.к. люди будут заботиться о ней.

3. Возрождение, потому что сажают новые леса.

4. Не знаю)

Слайд 31. Какую воду мы пьем?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Наверное чистую

2. Грязную, т.к. предприятия сбрасывают свои отходы в нее.

3. В некоторых районах вообще проблемы с питьевой водой.

4. Самая чистая вода - это из родника)

Слайд 31. Есть ли будущее у нашей природы?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Думаю да, если мы будем беречь ее

2. Нет, т.к. люди каждый год наносят непоправимый вред экологии, выбрасывая различные виды отходов

3. Возможно, потому что в наше время есть различные организации, которые занимаются охраной природы

4. Не знаю)

Слайд 32. Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической (живая природа) и абиотической (неживая природа) частями экосистемы. Из этого следует, что не всякая биологическая система может назваться экосистемой, например, Таковыми не являются аквариум или трухлявый пень.

Экологический фактор – это любое условие среды, способное оказать прямое или косвенное воздействие на живые организмы хотя бы на одной из фаз их развития.

Экологические факторы делятся на две категории:

Факторы неживой природы или абиотические факторы.

Факторы живой природы или биотические факторы.

Слайд 33. Сможет ли человек сохранить Землю? Варианты ответов детей.

Учитель: Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее.

Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих поколений

Слайд 34. Мыслить - глобально, действовать - локально!

Что вы можете сделать для охраны окружающей природы?

Примерные ответы учащихся: Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву. Выводить мусор на мусоровоз, а не бросать куда попало.

Звучит песня группы "Земляне" - Прости, Земля.

Учитель: В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

Подведение итогов жюри.

Источники информации.

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. http://ecoportal.su/

3. http://znayuvse.ru/ekologiya/chto-takoe-ekologiya

4. http://www.pressfoto.ru/categories/nature/ecology/

5. http://prezentacii.com/ekologiya/

6. https://urok.1sept.ru

7. http://zvuki-tut.narod.ru

8. http://galereika.net

9. http://stat16.privet.ru

10. http://tula-animal.ucoz.ru

11. http://www.gla-mur.ru

12. http://cs9508.vkontakte.ru

13. http://img-fotki.yandex.ru

14. http://img1.liveinternet.ru

15. http://dobrota.perm.ru

16. http://www.google.ru/

17. http://www.yandex.ru/

18. http://www.prinas.org/article/4647

19. http://slovari.yandex.ru/~/

Литература.

  1. В гармонии с природой /Ред.-сост.Л.И.Жук. -Мн.: Изд. ООО “Красико-Принт”, 2002
  2. Рыжова Н.А. “Не просто сказки…”. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс, 2002 .