Классный час "Огонь! Друг или враг?"

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цель: познакомить с основами пожарной безопасности.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
  • Обучать действиям при возникновении пожара;
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация “Огонь – друг или враг”, карточки – памятки.

Ход занятия

Слайд 1.

Сегодня мы поговорим об огне.

– Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

– Вам много раз приходилось слышать слово “пожар”. Может быть, некоторым из вас приходилось и самим наблюдать его или видеть его последствия.

– Вот сегодня мы и попытаемся выяснить: огонь – друг или враг?

Загадки об огне.

Красная девушка по небу ходит. (Солнце.) Слайд 2.

В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печь.)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (Огонь.) Слайд 3.

На улице столбом,
В избе – скатертью. (Дым.)

Это тёмный-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть, как костёр. (Спички.) Слайд 4.

Схоронилось солнышко
В маковое зёрнышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле. (искра)

Работа над пословицами. Слайд 5.

– Огонь всегда играл очень большое значение в жизни человека. И, поэтому, ему посвящаются не только загадки, но и множество пословиц. Вот некоторые из них. Прочтите и постарайтесь объяснить их значения.

  • Огонь не вода – схватит, не выплывешь.
  • Воры обкрадут – стены останутся, а огонь в разор разорит.
  • Огню да воде бог волю дал.
  • “Спи, царь Огонь!” – говорит царица Водица.

– А сейчас послушайте стихотворение о добром огне.

Ученик.

Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет!

Беседа.

– Рассмотрите внимательно картинки и расскажите, чем еще полезен огонь. Слайд 6.

– Как вы думаете: это огонь – друг или враг?

Ученики.

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь,
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.

– А теперь рассмотрите следующие рисунки. Расскажите что изображено здесь? Слайд 7.

– Как вы думаете: это огонь друг или враг?

Ученики.

Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает всё в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

Не шути, дружок с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Будьте с огнём осторожны, дети,
Твёрдо запомните правила эти.

Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый –
Наш надёжный старший друг.

Не бери из печки жар-
Ведь и он таит пожар.
Уголёк, хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.

Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,
Действовать умело.

Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.

Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!

Игра “Это – я, это – я, это все мои друзья!”

– Если вы считаете, что поступить нужно именно так, как написано в стихотворении, то дружно отвечаете: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, если с утверждением не согласны, тогда топаете ногами и хлопаете в ладоши.

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу от огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол –
Еле сам живой ушел?

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? Слайд 8.

Причины пожара.

– Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костры, и тогда раздуваемые ветром искры, разлетаются во все стороны на большие расстояния. Всем надо помнить, что в населенном пункте не разрешается разводить костры и сжигать мусор. Нередко ребята играют на чердаках и в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.

– А что еще является причиной пожаров?

Ученики.

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на 3 минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит 3 минутки!
Ленты нет, кругом угар!
Чуть не сделался пожар!

Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет …
На такого дядю глядя
Мы, ребята, скажем речь:
“Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!”

Кто от молнии спасает?
Это молниеотвод!
Он в грозу нас не подводит
В землю молнию уводит.

– Рассмотрите рисунки и скажите, что еще может быть причиной пожара? Слайд 9.

Как правильно вызвать пожарных?

– Если несчастье все-таки произошло?! Каковы наши действия?

– Как правильно вызвать пожарных? Слайд 10.

Ликвидация пожара. Слайд 11.

– Посмотрите, в каких трудных условиях приходится работать пожарным.

Спасая нас с вами, они постоянно рискуют своей жизнью. А их дома ждут жены, мамы, братья, сестры и такие же, как и вы ребятишки. Они ждут и беспокоятся за них.

– Но иногда в жизни случается и так, как написано в стихотворении С. Маршака “Рассказ о неизвестном герое”.

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то,
Лет двадцати!

– Вот таких героев в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество. Таких героев награждают медалями “За отвагу на пожаре”.

Работа над памяткой “Чтобы не было пожара”. Слайд 12.

– Ребята, а что же нужно делать, чтобы не было пожаров? (Заполни пропуски.)

Ученики.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла!

Младшим братьям и сестричкам
Все ребята говорят:
“Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят!”

Смастерил Сергей пугач.
Пострелял немного.
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный – до врача!

Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей!

Подведение итогов.

– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими, как бензин, керосин, ацетон, лак, краски. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжелыми ожогами и увечьями. Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах, умеют приготовить обед или погладить белье. И здесь также надо помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром и оставленные без присмотра включенные утюг, чайник или плитка. Уходя из дома, никогда не забывайте выключать их и другие электроприборы.

– Запомните, дети, правила эти:

Ученики.

С точки зрения пожарной –
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом!

Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь!

Костер вы бросили в лесу –
И вот несчастье на носу!

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!

Пусть помнит каждый гражданин –
Пожарный номер 01! Слайд 13.

– Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности, поможет сберечь сотни – тысяч рублей, а зачастую – жизнь и здоровье близких тебе людей!

Злой огонь – огонь пожара!
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны! Слайд 14.

Источники: Слайд15.