Урок-игра "Путешествие в Информашково"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Класс: 5 класс

Раздел программы: Компьютер для начинающих

Цель урока: обобщить и проверить знания обучающихся по темам “Клавиши клавиатуры”, “Устройство компьютера”, “Текстовый редактор KWrite” и “Графический редактор Color Paint”.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить и проверить знания о назначении клавиш клавиатуры;
  • обобщить и проверить знания о компонентах ПК;
  • проверить умение учащихся работать с текстовым и графическим редакторами;
  • формировать умения и навыки, носящие общеинтеллектуальный характер, операционное мышление, направленное на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • воспитание умения рационально организовывать свою работу;
  • воспитание эстетики работы;
  • воспитание уважения к окружающим людям.

Развивающие:

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, творческого мышления;
  • развитие умения анализировать и сравнивать;
  • развитие интереса к изучаемому предмету.

Тип урока: проверка знаний обучающихся с применением компьютерных технологий (программного обеспечения).

Оборудование:

  • компьютерный класс с операционной системой Linux, текстовым редактором KWrite, графическим редактором ColorPaint;
  • персональный компьютер для учителя;
  • мультимедийный проектор (для показа презентации). <Приложение1>

Используемые образовательные технологии:

  • игровая;
  • разноуровневого обучения.

Время: 45 минут.

План урока:

Организационный момент – 2 мин.

Повторение и обобщение изученного ранее материала – 41 мин.

а) испытание “Определи вид транспорта” - 12 мин.

б) станция “Служебная” - 8 мин.

в) станция “Кодовая” - 9 мин.

г) станция “Логическая” - 12 мин.

Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент – 2 мин.

Проверка готовности команд к эффективной работе, представление команд гостям.

2. Повторение и обобщение изученного ранее материала – 41 мин.

(Cлайд 1)

- В 5 классе вы начали изучать новый предмет Информатика. Вы познакомились с устройством компьютера, научились работать с помощью мыши на компьютере, научились работать на клавиатуре. И все эти действия вы проводили с помощью программ – KWrite и Color Paint.

- Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – игру “Путешествие в Информашково”.

Ребята, а на каком виде транспорта мы отправимся в дальнее путешествие? (Самолёт, пароход, автомобиль и т.д.)

(Cлайд 2)

- А это мы сейчас выясним! Сейчас Вам предстоит первое испытание: в графическом редакторе Color Paint необходимо из частей собрать рисунок и раскрасить его. Если картинка собрана верно и раскрашена команда получает 3 жетона, картинка собрана, но не раскрашена - 2 жетона, собрана с небольшими недочётами - 1 жетон, собрана неправильно - не получает жетонов. Это испытание необходимо пройти за 5 минут.

(Работают с файлом Собери картинку.bmp в Color Paint 12 минут.)

<Приложение6>

(Cлайд 3)

- Молодцы, ребята! Мы отправляемся в путешествие на виртуальном паровозике, а ваши команды будут вагончиками. Каждый вагончик имеет свой цвет. Таким образом, у нас будет три вагончика - красный, зелёный и голубой. В пути наш паровозик будет делать остановки на станциях.

Итак, В ПУТЬ!

(Cлайд 4)

- На нашем пути первая станция Служебная.

(Cлайд 5)

На данной станции давайте вспомним назначение основных служебных клавиш на клавиатуре компьютера и проверим, насколько хорошо вы их знаете.

За каждый правильный ответ вы получаете – жетон, если ошиблись с первого раза, можно изменить свой ответ, но жетон не получаете. Каждая команда на этой станции может получить по 10 жетонов.

На экране появляется вопрос о назначении клавиши, а вы поднимаете карточку с её названием.

(Cлайд 6)

Вопросы:

  • для записи заглавных букв и знаков над цифрами (Shift);
  • для перехода на новую строку (Enter);
  • удаление символа слева от курсора (Backspace);
  • удаление символа справа от курсора (Delete);
  • печать только заглавных букв (CapsLock);
  • перевод курсора в начало строки (Home);
  • перевод курсора в конец строки (End);
  • выход из текущего режима (Esc).
  • перемещение курсора на экранную страницу вверх (Page Up)
  • перемещение курсора на экранную страницу вниз (Page Down)

- Молодцы, вспомнили назначение клавиш и едем дальше.

(Cлайд 7)

- На нашем пути вторая станция Кодовая.

(Cлайд 8)

В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с устройством компьютера. Найдите эти термины. (Участники команд совещаются, затем в текстовом процессоре Open Office Writer выделяют цветом или изменяют цвет шрифта найденные ответы.) Каждый правильный ответ оценивается в один жетон. Максимальное количество жетонов – 6 для каждой команды.

<Приложение7>

(Cлайд 9)

Пример: В присутствии начальника Потап робел как ребенок.

Этот процесс орнитологии называют миграцией.

Ответ. Процессор (процесс орнитологии)

Потом они торжествовали и радовались, как дети.

Ответ. Монитор (Потом они торжествовали)

Несмотря на это, его феска не раз падала с головы.

Ответ. Сканер (феска не раз)

Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций.

Ответ. Принтер (Днепр интересна)

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.

Ответ. Мышка (мы шкаф)

Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.

Ответ. Модем (комод ему)

- Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились! Садитесь поудобнее, и продолжаем наше путешествие. Поехали!

(Cлайд 10)

И вот мы прибыли на третью станцию – Логическую.

<Приложение8>

<Приложение9>

<Приложение10>

(Cлайд 11)

(Cлайд 12)

- Найдите закономерности и заполните пустые клетки таблицы.

Сначала нужно заполнить пустые клетки по диагонали (цветные), а затем в строках.

(Команда работает в текстовом процессоре Open Office Writer, вводя с клавиатуры числа в пустые клетки таблицы. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон. Максимальное количество жетонов – 14 для каждой команды.)

3. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 2 мин.

- Ну, а теперь возвращаемся домой!

(Cлайд 13)

- Вот и закончилось сегодня наше маленькое путешествие в Информашково. Мы с вами сделали 3 остановки, показали свои знания и умения в различных областях информатики, тем самым каждая команда набрала жетоны, которые будут подсчитаны и в зависимости от их количества выставлены оценки.

(Cлайд 14)

- Итак, победителем сегодня является команда ........................, которая получила ....... жетонов.

Домашнее задание: составить на листочках кроссворд, используя основные понятия текстового редактора KWrite и графического редактора Color Paint.

(Cлайд 15)

Урок закончился. Спасибо за работу!

Самоанализ урока. <Приложение11>

Список литературы и Интернет – ресурсов

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л. Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5–7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Картинки для презентации: http://office.microsoft.com
  6. Мультфильм “Паровозик из Ромашково” для презентации: http://tfile.ru