Урок окружающего мира по теме "Нас окружает удивительный мир". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: знакомство с понятием “окружающий мир” и его компонентами.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать имеющийся у первоклассников опыт общения с природой, другими людьми;
– выявить уровень знаний об общественных явлениях;
развитие наблюдательности, формирование навыка исследовательской деятельности;

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах).

Средства обучения:

– учебник “Окружающий мир”, Н.Ф. Виноградова, Вентана-Граф, 2011;
– рабочая тетрадь на печатной основе “Окружающий мир”, Н.Ф. Виноградова, Вентана-Граф, 2011;
– электронный образовательный ресурс “Окружающий мир”, Вентана-Граф, 2011;
– электронный образовательный ресурс “Кирилл и Мефодий”, “Интегрированный УМК для начальной школы”, центр единых электронных образовательных ресурсов;
презентация.

Технологическая карта-конспект урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организация начала урока. -Улыбнитесь. Пожелайте удачи друг другу.

Приложение 1 Слайд 1

  Коммуникативные.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Представим, что мы отправились в полет к планете “Зелёных человечков”.

Слайд 2

Нас встречает такой замечательный житель этой планеты. Посмотрите, что он нам говорит.

Слайд 3

(Здравствуйте, Земляне! Рады видеть Вас на нашей планете Зелёных человечков. Расскажите, как выглядит Ваша планета? Что на ней есть?)

Слайд 4

(Какая красота Вас окружает!)

(Вопрос человечка активизирует мыслительную деятельность детей)

Нас окружают моря, леса, горы, другие люди, животные, транспорт, церкви, здания.

 

Коммуникативные.

Личностные.

Метапредметные.

3. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы).

 

 

Действительно, ребята. Всё, что вы назвали, всё, что нас окружает – это “окружающий мир”.

Наш мир красив.

Попробуйте в паре с соседом по парте выбрать те картинки, на которых показаны предметы, созданные самим человеком. То, чем человек сам украшает окружающий мир.

(Учебник с. 5.)

Зелёному человечку очень приятно, что мы украсили и его планету. Но ему хочется узнать, а кто создал небо, солнце, леса, горы, моря.

Слайд 6

– Проверить ваши предположения поможет стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг…
(Природа.)

Слайд 7

Какой же бывает пирода?
– Ребята, природа бывает живой и неживой.

Решение проблемной ситуации, аналитико-синтетическая мыслительная деятельность детей.

(Дети называют выбранные картинки, которые отражаются на доске.)

Слайд 5

 

 

– Другие взрослые люди, Бог.

 

Предметные.

Коммуникативные.

Регулятивные.

 

4. Усвоение новых предметных знаний. Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой?
Проверим ваше предположение.

Слайд 8

Посмотрите, неживые облака перемещаются по небу, а живое дерево не движется

-Посмотрите и послушайте.

Электронный образовательный ресурс “Окружающий мир 1 класс” Конструктор медиатеки-звуки природы, картины природы.

Действительно, птица – она живая и поёт.
– А вот дерево. Вы слышите звук?
– Явление природы – гром. Оно не живое, но прислушайтесь

(Мозговой штурм)

– Живое двигается, а неживое нет.

 

 

 

Живое издаёт звуки, а неживое не может издавать звук.

 

Познавательные.

Предметные.

Регулятивные.

 

 

Познавательные.
Коммуникативные.
Регулятивные.
Предметные.
Личностные.

5. Исследовательская работа.

Усвоение новых предметных знаний.

 

– Проведём опыт.

– Посмотрите. У меня в руках и у вас на тарелочках кусочки льда. Из чего у нас получен лёд?

– Что станет с кусочком льда, если мы подержим его в руках?

– Да, кусочек льда перестанет существовать. Но, сможем ли мы воду опять превратить в лед?

– А представьте, что я отломила от растения веточку. Получится ли приставить назад эту веточку к живому растению? Что станет с ней?

– Ребята, рождение и смерть – это первые признаки живого.

Что же будет делать растение, от которого отломлена веточка?

– А может ли вода себя размножить, если мы отольем от неё часть?

– Способность размножаться – это третий признак живого.

– Чтобы ваши домашние питомцы долго жили рядом с вами, в чем они нуждаются?

– Питание – это четвёртый признак живого.

– Щенок обязательно превратится в собаку, котенок – в кошку, утенок – в утку. О чем это говорит?

– Молодцы. Рост – признак живого.

– Давайте вспомним, какие признаки живой природы мы “вывели”.

Слайды 9, 10

(На картинках дети повторяют полученные новые предметные знания.)

– Посмотрим за окно. Какие объекты окружающего нас мира, не относящиеся к изделиям, выполненным человеком, не относятся к живой природе?

Верно, это объекты неживой природы.

– Из замороженной воды.

 

 

– Он растопится и превратится в воду.

Да, если воду заморозить.

Нельзя вернуть на место, веточка погибнет.

 

– Растение даст новые побеги.

Нет.

 

Им нужны пища, вода, витамины.

 

– Живое растет.

 

 

 

 

Солнце, небо, природные явления, камни, земля.

 

Познавательные

Коммуникатив-ные

Предметные

 

 

6. Физкультминутка.      
7. Закрепление новых предметных знаний. – Поработаем с интерактивной доской. Посмотрите. В нижней части вы видите картинки с объектами живой и неживой природы. Само рабочее поле разделено на два столбца. Переместите картинки в нужные столбцы. Объясняйте свой выбор.

(Электронный образовательный ресурс Вентана-Граф
Тема “Живое и неживое”
)

Аналитико-синтетическая деятельность Познавательные.

Коммуникативные.

Предметные.

8. Самопроверка полученных знаний. Поиграем в игру “Соображалки”

(Рабочая тетрадь страница 4.)

– У каждого паровозика четыре вагончика, но они отцепились. Помоги им занять свои места.

На какую станцию отправится синий паровозик, а куда зелёный? Объясни.

Слайд 11

Молодцы. За вами весь урок наблюдал Зелёный человечек. Послушаем его.

Слайд 12

(Прилетайте к нам ещё, когда узнаете новое о вашей планете!)

– Мы поставили к синему паровозику вагончики с камнем, солнцем, тучкой, снежинкой. Они поедут на станцию “Неживая природа”.

К зеленому паровозику присоединили вагончики с собачкой, лягушонком, цветком, зайчиком. Они едут на станцию “Живая природа”.

 

 
9. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

У каждого из вас на столе 3 картинки: солнышко, солнышко за тучкой, тучка.

Слайд 13

Они помогут нам понять, понравился ли вам урок, все ли было понятно, познавательно. Если ты со всем согласен, возьми в руки солнышко. Если что-то было не понятно, но интересно, то возьми солнышко за тучкой. Если на уроке тебе было не интересно – возьми тучку. Прикрепим на магнитную доску картинки.

Какой яркой, желтой получилась доска.

– Я очень рада, что вам понравился урок. Я тоже выбираю солнышко.

Молодцы! Спасибо за урок!

 

 

Мы все выбрали солнышко.

Личностные.