Конспект урока в 6 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
На уроке закрепляется умение работать с координатной плоскостью, повторяется решение уравнений, объясняется тема «Симметрия». Урок представлен в виде путешествия. В ходе урока ребята выполняют задания трех основных конкурсов и одного дополнительного, если останется время (всё зависит от того, как ученики усвоят тему «Симметрия» и решат уравнения). Рейтинговая таблица (Приложение 6 в архиве презентации) создана в MS Excel. Нужно вписать названия команд после 1 конкурса и заполнить баллы «Блиц-турнир» и конкурса «Художники».
Цели урока:
- закрепить умения детей работать с координатной плоскостью:
- умение находить точку на плоскости по заданным координатам и умение находить координаты заданной точки;
- показать и научить, как рисовать с помощью координатной плоскости;
- объяснить тему «Симметрия».
- проверить умение работать с координатной плоскостью;
- развивать абстрактное мышление;
- воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в группе;
- развивать интерес к математике.
Методы проведения: беседа, частично-поисковый, групповой.
Оборудование: раздаточный материал, ММ проектор, экран.
Класс разбивается на 4 команды, в каждой из которых дети разного уровня обученности. Ребята заранее познакомлены с составом команд. Каждая команда вбирает своего командира и придумывает название.
По ходу урока баллы начисляются за правильность и быстроту выполнения задания команде.
Ход урока
Этап урока | Описание | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | Проверка списочного состава класса. Тема занятия: «Координатная плоскость» (КП) Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Мы должны · Проверить умение работать с КП; · Научиться рисовать с помощью КП; · Познакомиться с темой «Симметрия»; Наше путешествие состоит из 4-х пунктов, каждый из которых это отдельный конкурс. Итак, начнем наше путешествие. |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний | Чтобы полететь на самолете, нужен … (билет). Я его вручу, если вы правильно ответите на все вопросы (Блиц-опрос)… Блиц-опрос «Учитель против 6 класса» · Координатной плоскостью называется плоскость, на которой… · Систему координат образуют… · Координатная прямая Ох называется… · Координатная прямая Оу называется… · Расшифруйте слова: АТАНИДРООК (координата); КУДИЛЯРПЕРПЕН (перпендикуляр). Молодцы! Билет ваш (вручить билеты капитанам команд). |
Слайд 4 Слайд 5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Формирование умений и навыков | На этом самолете мы отправимся на зеленый остров в Тихом океане. Здесь водятся удивительные животные… А какие вам предстоит узнать! | Слайд 6 (щелчок по острову) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала |
1. Конкурс «Художники» Найдите на столах карточки с КП и цифрой 1 (приложение 1). На этих карточках скоро появиться рисунок. Отметьте на координатной плоскости точки и соедините их по порядку появления на слайде, чтобы получился рисунок. (1, 2) (3, 4) (7, 5) (9, 4) (14, 0) (20, -6) (10, 0) (9, -2) (9, -4) (6, -4) (7, -3) (7, -2) (2, -2) (2, -4) (-1, -4) (0, -3) (0, 0) (-5, 4) (-7, 4) (-8, 5) (-6, 7) (-5, 7) (1, 2) Название рисунка нужно подписать здесь же, и работы сдать. Ну что ж, проверим. (На слайде 9 щелкаем кнопку Ответ. Возвращаемся на слайд 9, нажав фиолетовый кружок внизу слева от рисунка) Постарались, молодцы! Заполним теперь таблицу первыми результатами… (Слайд 9 щелкнуть по белой окружности внизу справа). Для начала впишем названия ваших команд в рейтинговую таблицу (Приложение 6) и поставим баллы. 2. Конкурс Симметрия. Я думаю понятно, что оставаться на этом острове не безопасно – все-таки динозавры (Слайд 9 нажать слово Художники). Поэтому мы на корабле (Слайд 3 нажать конкурс 2) отправимся дальше. А попадаем мы в очень древний город, где много интересных для нас пещер. Почему интересных? В этих пещерах наскальные рисунки – странные, каждый завершен только на половину. Сейчас вам раздаются копии этого рисунка (приложение 2), и мы попробуем его дорисовать (учитель дорисовывает в презентации, дети на раздаточных карточках). Симметрия – это отображение точек на равное расстояние относительно прямой. В нашем случае этой прямой служит ось Оу. Замеряем расстояние от точки А до оси Оу, строим отрезок равный данному в 1 квадранте нашей плоскости и на его конце получаем искомую точку А1. Ну что, принцип понятен? Тогда пробуем еще с одной точкой и вклеиваем пример в тетрадь. Ну, а теперь вам нужно сделать все то же самое на конкурсных карточках (приложение 3). Командиры сдают ответы. Проверяем вашу работу (На слайде 10 щелкаем кнопку Ответ. Возвращаемся на слайд 10, нажав фиолетовый кружок внизу слева от рисунка) Молодцы! Справились! Ваши баллы занесем в рейтинговую таблицу (Слайд 10 щелкнуть по белой окружности внизу слева) Будем путешествовать дальше по этому городу (Слайд 10 щелкнуть название Симметрия) |
Слайд 9 Закрыть рейтинговую таблицу Слайд 3 Слайд 10 Закрыть рейтинговую таблицу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Конкурс эрудитов. Мы отправимся на автомобиле (Слайд 3 нажать Конкурс 3), и попадем в сказочный лес, где в домах живут… как вы думаете кто? Нет не гномы, а кто это вы узнаете, когда нарисуете. Но конкурс не зря называется эрудит. Чтобы построить точки, вам надо найти их координаты, а для этого нужно решить уравнения и ответы вписать в карточки (приложение 4) (раздаются листы, где прописаны уравнения и точки, также карточки по количеству команд). Для этого конкурса необходимо объединить усилия, т.е. вам придется сотрудничать с «командой-соседкой».
Вижу – закончили, проверяем! (Слайд 11 нажать Ответ) Теперь осталось нанести эти точки на КП и узнать, кто же эти существа. (Раздать карточки к 3 конкурсу Приложение 5) Сдаем работы Кто же получился? Правильно - птица. (Слайд 14 нажать Ответ) Молодцы! (Слайд 15 нажать фиолетовый кружок внизу слева от рисунка) Вы получаете следующие баллы… (Слайд 11 нажать белую окружность внизу справа) Вы очень дружные и у вас всё здорово получается, поэтому осталось время для Дополнительного конкурса (Слайд 11 нажать Эрудиты) И снова на корабле (Слайд 3 нажать Дополнительный конкурс) 4. Дополнительный конкурс По графику, который лежит у вас на столе (приложение 7) нужно ответить на вопросы. А самые шустрые принесут дополнительные баллы команде (Слайд 16 нажать черный кружок внизу справа) Найдите: 1) Расстояние между машинами; 2) Через сколько часов встретились? 3) Как долго длилась стоянка? 4) Сколько проехал каждый до стоянки? |
Слайд 3 Слайд 11 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 11 Слайд 3 Слайд 16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Итоги урока | Итак, подведем итоги. Пока компьютер считает. Мы ответим на вопросы по теме урока: 1) чтобы построить точку на координатной плоскости, нужно знать (сколько координат)… 2) Если ордината точки равна нулю, то точка лежит на оси… 3) Если абсцисса точки равна нулю, то точка лежит на оси… Отлично! Компьютер готов выдать результат (Приложение 6 ссылка на слово Победитель) (Закрыть рейтинг, Слайд 16 щелчок) Поздравляем команду … (Слайд 17 щелкнуть номер команды победительницы) |
Слайд 17 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Домашнее задание | Составить рисунок «Кубок победителя» и записать координаты к нему
Наше путешествие закончилось, вам огромное спасибо за работу. До следующего урока! |