Основные цели.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Использованная литература.
1. Арон К. Человек поднялся в небо. М. “Детская литература”, 1984 г.
2. Россошанский В.И. Наш Гагарин. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1989 г.
3. В.А.Ахтямова. К космическим далям – вперёд! Педсовет №2/2010 г.
4. Интернет-ресурсы.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
“Человек может плавать, как рыба, бегать, как олень, ползать, как змея, и только летать, как птица не может”. Так думали люди, глядя на парящих в небе птиц. “ Вот бы сесть на ковёр - самолёт и взлететь выше леса дремучего, выше облака летучего”.
- Как вы думаете, зачем человеку хотелось летать?
- Какие летательные аппараты знаете?
2. Демонстрация презентации (воздушный шар, дирижабль, планеры, самолёт, ракета): 1-7 слайды
3. Беседа о первом космонавте Земли.
Презентация: 8 слайд (Ю.А.Гагарин)
- Назовите этого человека.
- Что вы о нем знаете?
Ю.А.Гагарин родился под Смоленском 9 марта в 1934 году. Его жизнь тесно связана с нашим городом Саратовом. Здесь он учился в техникуме, занимался в аэроклубе (учился прыгать с парашютом).
И приземлился Гагарин на саратовской земле, около города Энгельса. Полёт начался с его знаменитой фразы “Поехали!” А самое первое впечатление при виде Земли из космоса “Красота-то какая!”. Первый полёт длился 108 минут, это 1 час 48 минут, чуть больше 2 уроков в школе.
Учитель: В 2011 году исполнилось 50 лет, как был совершён первый полет с человеком на борту.
По дороге, разведанной Гагариным, пошли другие.
- Знаете ли вы других космонавтов? Среди них были и женщины.
Презентация: 10-15 слайды.
Полёты стали длительными. Космонавты работают в космосе по несколько месяцев и космические корабли изменились.
- Чем же занимаются люди в космосе?
Ответы детей.
Учитель:
- Космонавты наблюдают за Солнцем, планетами, звёздами.
- Собирают данные о погоде и передают их на Землю.
- Ведут научную работу: выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы в космосе.
А кто из вас хотел бы полететь в космос? С какой целью? Кандидаты в космонавты (те, кто хотят стать космонавтами) проходят строгий отбор.
4. Игра-викторина.
Я для вас приготовила несколько испытаний.
Испытание 1. Проверим ваши знания.
- Назовите планеты Солнечной системы.
- Почему на Земле невозможна жизнь без Солнца?
- Когда в нашей стране отмечается День Космонавтики?
- Как называется место, откуда отправляется в полет космический корабль?
- Как называется защитный костюм космонавта?
Знаете ли вы ещё космонавтов, кроме Ю.Гагарина?
Испытание 2. Представьте, что на одной далёкой планете вы повстречались со странными существами- инопланетянами.
Как бы вы с ними поздоровались и показали, что вы пришли с добрыми намерениями?
Испытание 3. Если инопланетяне захотят узнать больше о жизни на планете Земля, дайте ответы на такие вопросы.
- Кто населяет вашу планету?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Чего больше на вашей планете воды или суши?
- С помощью чего люди на Земле общаются друг с другом (речь, жесты, рисунки, передачи мыслей на расстоянии)?
- Почему маленькие люди ходят в школу, а большие - нет?
5. Итог.
Молодцы, вы не подведёте нашу планету! Я думаю, на занятиях вы узнаете ещё много интересного о космическом пространстве, планетах.