Цели.
- Построение знаний о сумме n первых членов геометрической прогрессии, вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии;
- Развитие исследовательских умений;
- Осознание практической значимости полученных знаний.
Оборудование.
- Мультимедиапроектор;
- Экран;
- Документ камера;
- Карточки желтого, розового и оранжевого цвета для каждого учащегося;
- Презентация (Приложение);
- Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н.Макарычев, Р.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – . 18-е изд. – М.; Просвещение, 2011.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Учитель: У каждого из вас есть карточки трёх цветов. Ваша задача- выбрать правильный ответ и показать карточку нужного цвета. (Слайд 2–6)
II. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: (Слайд 7)
1) Я предлагаю вам сделку. Ежедневно в течение месяца я буду приносить вам по 100 тысяч. А вы мне за это в первый день дадите 1 копейку, во второй – 2 копейки, в третий – 4 копейки и так каждый день будете увеличивать плату в 2 раза. Если вам сделка выгодна, то с завтрашнего дня и начнем.
2) А выгодна ли эта сделка в самом деле? Посчитаем.
3) 100000·30 = 3000000 руб – ваш доход
4) 1 + 2 + 4 + …+ …=?
5) Как называется данное выражение? (Сумма.)
6) Что представляют собой слагаемые? (Это члены геометрической прогрессии, у которой b1=1, q=2, n=30.)
7) Подведем итог - чтобы ответить на поставленный вопрос, надо найти сумму n =30 членов геометрической прогрессии. Это и есть тема урока. Запишите её в тетрадях.
8) Сформулируйте цель урока (найти способ вычисления суммы n первых членов геометрической прогрессии). (Слайд 8)
III. Решение проблемного вопроса.
1) Запишите сумму: S = 1 + 2 + 4 + 8 +…
2) Представьте слагаемые, начиная со второго в виде степени числа 2: S = 1 + 21 + 22 + 23 + 24 +…229 (*)
3) Умножьте обе части равенства на 2 ( что такое 2 для данной геометрической прогрессии) : 2S = 2 + 22 + 23 + 24 +…230 (**)
4) Сравните равенства (*) и (**), укажите равные элементы.
5) Какое можно выполнить с данными равенствами, чтобы упростить правую часть (Вычесть из второго первое):
2S – S = (2 + 22 + 23 + 24 +…230 ) – (1 + 21 + 22 + 23 + 24 +…229) = 230 – 1 или S = 230 – 1 = (210)3 – 1 ≈ 10 млн руб. (Слайд 9)
Так кому выгодна эта сделка?
6) Повторим этапы вывода данной формулы:
- Записать сумму n первых членов.
- Умножить обе части равенства на q.
- Из пункта б вычесть пункт а.
- Выразить S.
IV. Самостоятельная работа. (1 учащийся работает за доской.)
Дана геометрическая прогрессия bn : b1, q, n. Найдите сумму n первых членов геометрической прогрессии (если затрудняетесь, помощь окажет помощник (Слайд 10).)
Решение:
Sn = b1 + b2 +…+ bn
qSn = qb1 + qb2 +…+ qbn =b2 + b3 +.. qbn
qSn – Sn = bnq – b1
Sn(q – 1) = bnq – b1
, где q ≠1 (Cлайд 11)
V. Закрепление и расширение первичных знани.
а) Решить № 648(а), 649(б).
б) Ежедневно каждый болеющий гриппом может заразить 4 окружающих. Через сколько дней заболеет 342 учащихся ? (Решение проверяются при помощи документ камеры.)
VI. Подведение итогов.
- Назовите тему урока.
- Какова была цель урока?
- Оцените свой уровень понимания темы урока. (Слайд 12)
- Домашнее задание : пункт 28, № 650, задача: Ежедневно каждый курильщик выкуривает в среднем 8 сигарет. После выкуривания 1 сигареты в легких оседает 0,0002 грамма никотина. С каждой последующей это количество увеличивается в 2 раза. Сколько граммов никотина оседает в легких за 1 день?