Тема урока: "Проценты в жизни человека"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (658 кБ)


Оборудование: Мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация.

Предварительная подготовка:

1. Выбрать троих учащихся для подготовки сообщений о “Что любят во Франции? Что любят в Китае? Что любят в России?”.

2. Разделить учащихся на группы.

3. Раздать учащимся таблицы. (Приложение 2)

Цели:

  1. Закрепить и усовершенствовать навыки нахождения дроби от числа, числа по его дроби, нахождения неизвестных членов пропорции в задачах, имеющих практическую направленность.
  2. Развивать логическое мышление, грамотную математическую речь учащихся.
  3. Формировать познавательный интерес к математике и правильному питанию.
  4. Воспитывать умение внимательно выслушивать других, коммуникабельность.

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье: “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”.

II. Устный счет.

Головоломки. (Слайд 3)

  1. На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали на 2 половины. Сколько яблок стало на столе?
  2. Пять одинаковых плиток шоколада нужно разделить поровну между тремя детьми. Как это сделать?
  3. Из ящика с чаем, содержащего 1100 г чая, надо отсыпать 1 кг. Как это сделать с помощью чашечек весов, если нет гирь, но имеется 2 пакета с чаем массой 300 г и 650 г?

Рубрика “Знаешь ли ты...”

  • Яблоки – богаты железом, витаминами А, В, С. Особенно полезны красные яблоки при малокровии.
  • Шоколад – повышает умственные способности, поднимает настроение.
  • Чай – тонизирует, бодрит.

III. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем решать различные задачи на дроби, из которых узнаем ценность и полезность потребляемых нами продуктов питания. А также узнаем, как планировать домашние затраты на питание.

IV. Фронтальный опрос.

  1. Как умножить дробь на натуральное число?
  2. Как найти дробь от числа?
  3. Как найти число по его дроби?
  4. Что такое 1 %?
  5. Как найти несколько процентов от числа?
  6. Что значит сократить дробь?
  7. Как перевести обыкновенную дробь в десятичную и наоборот?

V. Закрепление пройденного материала.

Поговорим о витаминах. (Слайд 4)

Решаем вместе.

1. Из свежей малины получается 15 % сухой. Сколько взяли свежей малины, если при е сушке получили 6 кг?

Решение:

Так как при сушке свежей малины получается 15% сухой, а это есть 6 кг, тогда свежей малины было 6:0,15=40 (кг).

2. В 100 г черной смородины содержится 300 мг витамина С. Это в 10 раз больше, чем в 100 г апельсинов, и в 15 раз больше, чем в 100 г лимонов. Сколько содержится витамина С в 5 кг апельсинов и 3 кг лимонов?

Ответ: В 5 кг апельсинов содержится 1500 мг витамина С, а в 3 кг лимонов – 600 мг.

Рубрика “Это интересно!”

  • Малина – жаропонижающее средство, содержит витамины А,С.
  • Черная смородина, апельсины, лимоны – также содержат необходимый витамин С, который способствует повышению иммунитета.
  • Хлеб - всему голова, а вода? (Слайд 5)

Ученики решают самостоятельно: 1-й вариант задачу о хлебе, 2-й вариант - о воде. Два человека работают у доски. Затем проверяем.

Суточная норма хлеба детям от 11 до 13 лет составляет 0,3 кг. Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной хлеб. Сколько ржаного хлеба надо в сутки 50 ребятам нашей школы?

Ответ: Для 50 ребят в сутки необходимо 7,5 кг ржаного хлеба.

Для организма ребенка в возрасте до 10 лет необходимо в среднем 1 4/5 л воды в сутки. Шестая доля этой воды поступает в организм с питанием, остальная часть в виде питьевой воды. Сколько воды дети потребляют с питанием и сколько в виде питьевой воды?

Ответ: С питанием дети потребляют 0,3 л воды, а в чистом виде 1,3 л питьевой воды.

Рубрика “Знаешь ли ты...”

  • Ржаной хлеб – лучше всего усваивается кишечником, его употребление, в отличие от белого хлеба, не отражается на фигуре человека.
  • Вода – хороший растворитель. Все вещества, попадающие в организм человека, должны быть в растворенном виде, но избыток воды приводит к заболеванию почек и сердечно-сосудистой системе.

Старинная задача. (решаем устно)

Шли 12 человек и несли 12 хлебов. Каждый мужчина нес по 2 хлеба, каждая женщина – по полхлеба, а каждый ребенок – по четверти хлеба. Сколько шло мужчин, женщин, детей?

Расшифруйте слово. (Слайд 6)

Учащиеся, применяя основное свойство дроби, выполняют действия и под результатом записывают букву.

  

18 3 5 7 10 5 1
             

Рубрика “Это интересно!”

  • Крахмал – особой роли в организме человека не играет, но в нашем организме присутствует животный крахмал – гликоген, он откладывается про запас при избытке в организме глюкозы.
  • Что мы знаем о крахмале? (Слайд 7)

Ученики делятся на три группы. Каждая группа решает свою задачу. Решение записывается на доске.

  1. Фасоль содержит 23 % белка и 55 % крахмала. Соя содержит 40 % белка и 29 % крахмала. На сколько больше крахмала в 5 кг фасоли, чем в 5 кг сои?
  2. Картофель содержит 20 % крахмала. Сколько картофеля нужно для получения 60 кг крахмала?
  3. Рис содержит 75 % крахмала, а ячмень 60 %. Сколько нужно взять ячменя, чтобы получить столько же крахмала, сколько его получается из 5 кг риса?

VI. Физкультминутка. (Слайд 8)

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

VII. Закрепление изученного материала. (Слайд 9, 10, 11)

Продолжаем работать. А сейчас мы узнаем, что именно любят французы, китайцы, россияне. Трое учеников выступают с небольшими сообщениями.

  • Что любят во Франции?
  • Что любят в Китае?
  • Что любят в России?

Каша – радость наша! (Слайд 12)

Ребята решают задачу самостоятельно, меняются тетрадями, проверяют решение.

На складе в столовой было 1 т 280 кг крупы. Рис составляет 3/10 всей крупы, манная крупа – 1/2 всего риса, пшено 1/8 всей крупы, а остальная крупа – гречневая. Сколько кг было каждого вида крупы?

Решение:

  • Рис – 1,28*0,3=0,384 т
  • Манная крупа – (1,28*0,3)*0,5=0,192 т
  • Пшено – 1,28*0,125=0,16 т
  • Гречневая крупа - 1,28-(0,384+0,192+0,16)=0,544 т = 544 кг

Рубрика “Это интересно!”

  • Соя – “растительная корова”. Из нее делают соевое молоко, творог, мясо. Содержит необходимый организму белок, для нормализации процесса обмена веществ. Если нет белка в организме, как следствие наступает торможение умственного и физического развития.
  • Рис – диетический продукт.
  • Пшено – очищает организм.
  • Гречневая крупа – содержит клетчатку, которая усиливает сократимость стенок кишечника, препятствующее всасыванию ядовитых веществ.

Как приготовить кашу? (устно)

Для варки гречневой рассыпчатой каши на 1 кг крупы берут 6 стаканов воды и 2 чайные ложки соли. Сколько граммов воды и соли надо для варки гречневой каши из 200 г крупы?

Мясо, молоко и масло. (Слайд 13)

Все мы знаем, что мясо, молоко, масло – продукты животного происхождения. Из молока получаются сливки, из сливок – масло. Решим следующую задачу вместе:

Вес сливок составляет 21 % веса молока, масло составляет 23 % веса сливок. Сколько нужно взять молока, чтобы получить 7 кг масла?

Следующую задачу решает у доски ученик.

Мясо теряет при варке 35 % своего веса. Сколько нужно взять сырого мяса, чтобы получить 520 г вареного?

Ответ: чтобы получить 520 г вареного мяса, необходимо взять 800г сырого.

Рубрика “Знаешь ли ты...”

  • Молоко – содержит белки животного происхождения. Способствует нормализации физического и умственного развития человека.
  • Масло – содержит витамин В, участвует в процессе обмена белков, жиров и углеводов.
  • Мясо – содержит незаменимые аминокислоты, которые необходимы для синтеза белка в нашем организм. Недостаток аминокислот приводит к умственной отсталости.

Почему полезны овощи? (Слайд 14)

Для данной задачи составим краткую запись, а решение вы запишите дома, проверим на следующем уроке. Скажите, какие витамины содержатся в моркови, в луке, чем они полезны?

В столовую доставили 12 4/5 т овощей: свеклы, моркови, лука. Свеклы и моркови вместе 7/10 т, моркови и лука 9 1/5 т. сколько т свеклы, моркови и лука в отдельности доставили?

Рубрика “Знаешь ли ты...”

  • Морковь – содержит витамин А – каротин, который способствует улучшению зрения.
  • Лук – убивает микробы.
  • Свекла – очищает организм.

VIII. Подведение итогов.

Ребята, хочу закончить наш урок следующими пожеланиями.

Пожелания друзьям:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
(С. Маршак)

IX. Домашнее задание. (Слайд 15)

  1. Записать решение к задаче, краткую запись к которой составили в классе.
  2. Сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91 % своей первоначальной массы. Сколько нужно взять тростинка, чтобы получить 450 кг сахара?
  3. При переработке 100 т сахарной свеклы получается 12 т сахара. Сколько получится сахара из 230 т сахарной свеклы?
  4. Практическое задание на неделю. (Приложение)

Из данной таблицы можно узнать много полезной информации. Например: узнать, сколько крупы, сахара, чая необходимо купить на неделю или месяц; можно посчитать, каковы затраты на хлеб, молоко или яйца в отдельности.

Составьте таблицу для домашних расходов, из которой вы сможете узнать, какие продукты чаще всего покупают в вашей семье, на какие продукты тратится больше всего денег. Поучимся сами, а заодно поможем родителям вести учет покупок, ведь наступит время, когда вы станете ответственными за доходы и расходы в своей семье. А также увидите, правильно ли, полноценно ли вы питаетесь.