Оборудование: Мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация.
Предварительная подготовка:
1. Выбрать троих учащихся для подготовки сообщений о “Что любят во Франции? Что любят в Китае? Что любят в России?”.
2. Разделить учащихся на группы.
3. Раздать учащимся таблицы. (Приложение 2)
Цели:
- Закрепить и усовершенствовать навыки нахождения дроби от числа, числа по его дроби, нахождения неизвестных членов пропорции в задачах, имеющих практическую направленность.
- Развивать логическое мышление, грамотную математическую речь учащихся.
- Формировать познавательный интерес к математике и правильному питанию.
- Воспитывать умение внимательно выслушивать других, коммуникабельность.
I. Организационный момент. (Слайд 2)
Пусть эпиграфом к нашему уроку послужат слова, которыми можно описать здоровье: “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”.
II. Устный счет.
Головоломки. (Слайд 3)
- На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали на 2 половины. Сколько яблок стало на столе?
- Пять одинаковых плиток шоколада нужно разделить поровну между тремя детьми. Как это сделать?
- Из ящика с чаем, содержащего 1100 г чая, надо отсыпать 1 кг. Как это сделать с помощью чашечек весов, если нет гирь, но имеется 2 пакета с чаем массой 300 г и 650 г?
Рубрика “Знаешь ли ты...”
- Яблоки – богаты железом, витаминами А, В, С. Особенно полезны красные яблоки при малокровии.
- Шоколад – повышает умственные способности, поднимает настроение.
- Чай – тонизирует, бодрит.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем решать различные задачи на дроби, из которых узнаем ценность и полезность потребляемых нами продуктов питания. А также узнаем, как планировать домашние затраты на питание.
IV. Фронтальный опрос.
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как найти дробь от числа?
- Как найти число по его дроби?
- Что такое 1 %?
- Как найти несколько процентов от числа?
- Что значит сократить дробь?
- Как перевести обыкновенную дробь в десятичную и наоборот?
V. Закрепление пройденного материала.
Поговорим о витаминах. (Слайд 4)
Решаем вместе.
1. Из свежей малины получается 15 % сухой. Сколько взяли свежей малины, если при е сушке получили 6 кг?
Решение:
Так как при сушке свежей малины получается 15% сухой, а это есть 6 кг, тогда свежей малины было 6:0,15=40 (кг).
2. В 100 г черной смородины содержится 300 мг витамина С. Это в 10 раз больше, чем в 100 г апельсинов, и в 15 раз больше, чем в 100 г лимонов. Сколько содержится витамина С в 5 кг апельсинов и 3 кг лимонов?
Ответ: В 5 кг апельсинов содержится 1500 мг витамина С, а в 3 кг лимонов – 600 мг.
Рубрика “Это интересно!”
- Малина – жаропонижающее средство, содержит витамины А,С.
- Черная смородина, апельсины, лимоны – также содержат необходимый витамин С, который способствует повышению иммунитета.
- Хлеб - всему голова, а вода? (Слайд 5)
Ученики решают самостоятельно: 1-й вариант задачу о хлебе, 2-й вариант - о воде. Два человека работают у доски. Затем проверяем.
Суточная норма хлеба детям от 11 до 13 лет составляет 0,3 кг. Половину суточной нормы хлеба должен составлять ржаной хлеб. Сколько ржаного хлеба надо в сутки 50 ребятам нашей школы?
Ответ: Для 50 ребят в сутки необходимо 7,5 кг ржаного хлеба.
Для организма ребенка в возрасте до 10 лет необходимо в среднем 1 4/5 л воды в сутки. Шестая доля этой воды поступает в организм с питанием, остальная часть в виде питьевой воды. Сколько воды дети потребляют с питанием и сколько в виде питьевой воды?
Ответ: С питанием дети потребляют 0,3 л воды, а в чистом виде 1,3 л питьевой воды.
Рубрика “Знаешь ли ты...”
- Ржаной хлеб – лучше всего усваивается кишечником, его употребление, в отличие от белого хлеба, не отражается на фигуре человека.
- Вода – хороший растворитель. Все вещества, попадающие в организм человека, должны быть в растворенном виде, но избыток воды приводит к заболеванию почек и сердечно-сосудистой системе.
Старинная задача. (решаем устно)
Шли 12 человек и несли 12 хлебов. Каждый мужчина нес по 2 хлеба, каждая женщина – по полхлеба, а каждый ребенок – по четверти хлеба. Сколько шло мужчин, женщин, детей?
Расшифруйте слово. (Слайд 6)
Учащиеся, применяя основное свойство дроби, выполняют действия и под результатом записывают букву.
18 | 3 | 5 | 7 | 10 | 5 | 1 |
Рубрика “Это интересно!”
- Крахмал – особой роли в организме человека не играет, но в нашем организме присутствует животный крахмал – гликоген, он откладывается про запас при избытке в организме глюкозы.
- Что мы знаем о крахмале? (Слайд 7)
Ученики делятся на три группы. Каждая группа решает свою задачу. Решение записывается на доске.
- Фасоль содержит 23 % белка и 55 % крахмала. Соя содержит 40 % белка и 29 % крахмала. На сколько больше крахмала в 5 кг фасоли, чем в 5 кг сои?
- Картофель содержит 20 % крахмала. Сколько картофеля нужно для получения 60 кг крахмала?
- Рис содержит 75 % крахмала, а ячмень 60 %. Сколько нужно взять ячменя, чтобы получить столько же крахмала, сколько его получается из 5 кг риса?
VI. Физкультминутка. (Слайд 8)
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
VII. Закрепление изученного материала. (Слайд 9, 10, 11)
Продолжаем работать. А сейчас мы узнаем, что именно любят французы, китайцы, россияне. Трое учеников выступают с небольшими сообщениями.
- Что любят во Франции?
- Что любят в Китае?
- Что любят в России?
Каша – радость наша! (Слайд 12)
Ребята решают задачу самостоятельно, меняются тетрадями, проверяют решение.
На складе в столовой было 1 т 280 кг крупы. Рис составляет 3/10 всей крупы, манная крупа – 1/2 всего риса, пшено 1/8 всей крупы, а остальная крупа – гречневая. Сколько кг было каждого вида крупы?
Решение:
- Рис – 1,28*0,3=0,384 т
- Манная крупа – (1,28*0,3)*0,5=0,192 т
- Пшено – 1,28*0,125=0,16 т
- Гречневая крупа - 1,28-(0,384+0,192+0,16)=0,544 т = 544 кг
Рубрика “Это интересно!”
- Соя – “растительная корова”. Из нее делают соевое молоко, творог, мясо. Содержит необходимый организму белок, для нормализации процесса обмена веществ. Если нет белка в организме, как следствие наступает торможение умственного и физического развития.
- Рис – диетический продукт.
- Пшено – очищает организм.
- Гречневая крупа – содержит клетчатку, которая усиливает сократимость стенок кишечника, препятствующее всасыванию ядовитых веществ.
Как приготовить кашу? (устно)
Для варки гречневой рассыпчатой каши на 1 кг крупы берут 6 стаканов воды и 2 чайные ложки соли. Сколько граммов воды и соли надо для варки гречневой каши из 200 г крупы?
Мясо, молоко и масло. (Слайд 13)
Все мы знаем, что мясо, молоко, масло – продукты животного происхождения. Из молока получаются сливки, из сливок – масло. Решим следующую задачу вместе:
Вес сливок составляет 21 % веса молока, масло составляет 23 % веса сливок. Сколько нужно взять молока, чтобы получить 7 кг масла?
Следующую задачу решает у доски ученик.
Мясо теряет при варке 35 % своего веса. Сколько нужно взять сырого мяса, чтобы получить 520 г вареного?
Ответ: чтобы получить 520 г вареного мяса, необходимо взять 800г сырого.
Рубрика “Знаешь ли ты...”
- Молоко – содержит белки животного происхождения. Способствует нормализации физического и умственного развития человека.
- Масло – содержит витамин В, участвует в процессе обмена белков, жиров и углеводов.
- Мясо – содержит незаменимые аминокислоты, которые необходимы для синтеза белка в нашем организм. Недостаток аминокислот приводит к умственной отсталости.
Почему полезны овощи? (Слайд 14)
Для данной задачи составим краткую запись, а решение вы запишите дома, проверим на следующем уроке. Скажите, какие витамины содержатся в моркови, в луке, чем они полезны?
В столовую доставили 12 4/5 т овощей: свеклы, моркови, лука. Свеклы и моркови вместе 7/10 т, моркови и лука 9 1/5 т. сколько т свеклы, моркови и лука в отдельности доставили?
Рубрика “Знаешь ли ты...”
- Морковь – содержит витамин А – каротин, который способствует улучшению зрения.
- Лук – убивает микробы.
- Свекла – очищает организм.
VIII. Подведение итогов.
Ребята, хочу закончить наш урок следующими пожеланиями.
Пожелания друзьям:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
(С. Маршак)
IX. Домашнее задание. (Слайд 15)
- Записать решение к задаче, краткую запись к которой составили в классе.
- Сахарный тростник при переработке в сахар теряет 91 % своей первоначальной массы. Сколько нужно взять тростинка, чтобы получить 450 кг сахара?
- При переработке 100 т сахарной свеклы получается 12 т сахара. Сколько получится сахара из 230 т сахарной свеклы?
- Практическое задание на неделю. (Приложение)
Из данной таблицы можно узнать много полезной информации. Например: узнать, сколько крупы, сахара, чая необходимо купить на неделю или месяц; можно посчитать, каковы затраты на хлеб, молоко или яйца в отдельности.
Составьте таблицу для домашних расходов, из которой вы сможете узнать, какие продукты чаще всего покупают в вашей семье, на какие продукты тратится больше всего денег. Поучимся сами, а заодно поможем родителям вести учет покупок, ведь наступит время, когда вы станете ответственными за доходы и расходы в своей семье. А также увидите, правильно ли, полноценно ли вы питаетесь.