План-конспект урока обобщения по теме "Натуральные числа"

Разделы: Математика


Урок проводится в 5-м классе после изучения главы “Натуральные числа” (автор учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович).

Триединая дидактическая цель урока.

  • Образовательная:. закрепить умение решать уравнения и задачи с натуральными числами.
  • Развивающая: развивать смекалку, логическое мышление, развитие познавательного интереса.
  • Воспитательная: воспитывать дружеское отношение друг к другу, трудолюбие, чувство патриотизма и гордости за родной край.

Оборудование: проектор, экран, фотографии природы Башкортостана, продуктов пчеловодства.

Ход урока

I. Мотивационная беседа.

Здравствуйте дорогие ребята. Мы живем в необычайно красивом и благодатном уголке природы. Здесь невозможно не полюбить природу, нельзя не заинтересоваться пчелами и продуктом их переработки – медом. Башкирский мёд – один из лучших не только в России, но и в мире. Это общепризнано, ведь не зря он отмечен множеством международных медалей и призов за свои целебные и вкусовые качества. Сегодня мы с вами на уроке узнаем, как пчелы вырабатывают мед из нектара, о полезных свойствах меда, научимся разливать мед и закрепим умения решать задачи.

Башкортостан – медовый край,
Тебе свою слагаю песню.
Пусть донесет ее курай
До синих гор, до поднебесий.
Так дорог сердцу расписной наряд
Могучих сосен вдоль уральских гряд,
За чередой танцующих берез,
Где мир в цвете и полон грез.
Достоинств подлинных не счесть,
Но одному -под стать и честь:
Башкирский мед! Волшебный дар,
Цветов янтарь и солнца жар.

II. Сообщение учащегося. (Приходит ученица в костюме пчелки.)

– Я прилетела, чтобы рассказать вам:

этот продукт пчелы вырабатывают из нектара цветущих растений. В природе нектар не течет ручьями, не плещет в озерах. Он скрыт мельчайшей капелькой в венчике цветка. Каждое растение имеет свой нектар, иногда и непригодный для выработки меда. Пчелы его не берут: мало сахара. Но нектар — это еще не мед, а только подслащенная вода. Прежде чем превратиться в мед, он потеряет, испарит почти половину массы. Чтобы заготовить 1 чайную ложку меда, пчелы должны сделать не менее 100 вылетов, побывать на сотне тысяч цветков, налетать в общей сложности не менее тысячи километров. Таким образом, чайную ложку меда в течение всего светового дня собирает, усердно работая, сотня пчел, при этом взяток должен быть богатым.

III. Решение задач.

Задача № 1.

Пчелы собирают с одного гектара цветущего иван-чая до 5ц мёда. Сколько граммов меда собирают пчелы с 1м² цветущего иван-чая?

Задача № 2.

Две пчелиные семьи собрали за летний сезон 130 кг мёда. В одной семье было в 1,5 раза больше рабочих пчёл, чем в другой. Сколько рабочих пчёл было в каждой пчелиной семье, если одна рабочая пчела собирает за летний сезон 2 г мёда?

Задача № 3 “Винни-Пух и пчелы”.

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: “У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4л!” Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?

Сообщение учащегося.

Когда начинают говорить о различных видах меда, то обязательно отметят как самый лучший среди них – липовый. И часто вслед за этим послышится вздох печали – чистого липового мёда уже нет. Липу как основной медонос для лесных пчёл в Европе давно потеряли. В России леса с преобладанием липы составляют всего 0,4% от площади всех лесов и сосредоточены в основном на Урале в Башкортостане, преимущественно в Бурзянском районе. Они являются основными поставщиками липового мёда.

Липовый мёд содержит 36–37% глюкозы и 39–40% фруктозы. Этот мед также отличается сильно проявленными питательными и лечебными свойствами. Оказывает отхаркивающее и слегка слабительное действие. Незаменим при лечении ангины, насморка, ларингита, бронхита, трахеита, бронхиальной астмы. Хорош как сердечно-укрепляющее средство. Применяется при воспалении желудочно-кишечного тракта, почечных и желчных заболеваниях. Оказывает хорошее местное лечение при гнойных ранах и ожогах. Липовый мёд является лучшим для здоровья и никогда не приедается. Судьба же настоящего липового мёда находится в полной зависимости от сохранности липовых лесов.

Задача № 4.

В зрелом липовом мёде помимо различных веществ содержится 20% воды. Мёд тяжёлый продукт. В 1 литре содержится 1450 г мёда. Сколько воды содержится в трёхлитровой банке мёда? Выразить в граммах.

IV. Физкультминутка.

По лесу медведь идёт
Этот мишка любит мёд
Он голодный, невесёлый
Где живут лесные пчёлы?
То направо повернётся
То на лево поглядит
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит?

Задача № 5.

В бочонке 10 л меда. Как с помощью бидона, вмещающего 7 л, и трехлитровой банки разлить этот мед пополам.

V. Домашнее задание: решить № 277 (а, б).

VI. Рефлексия. Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

– Кто работал как рабочая пчелка?
– Кто работал добросовестно?
– Кто принимал активное участие на уроке?

Сегодня вы решили много интересных задач. Ваш кропотливый труд можно сравнить со сбором нектара рабочими пчелками с тысячи цветов. А сейчас все вместе споем песню (под мелодию “песенка крокодила Гены”).

В летний день и при стуже
Мед целебный нам нужен,
А порой и прополис и яд.
Если каждый прохожий
Лечит методом схожим,
Сможет хвори изгнать все подряд.

Припев:

Наш совет вам: научиться
Дружбу с пчелками водить.
Чтоб от кашля излечиться,
Чтоб здоровым быть.