Урок математики по теме "Порядок выполнения действий" с применением проблемно-диалогической технологии. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: открыть новые знания о порядке действий и формировать умения выполнять действия.

Задачи:

  1. Образовательные: актуализировать знания о знаках арифметических действий и выявить особенности порядка действий, формировать способность переноса усвоенных аний в практическую деятельность.
  2. Развивающие: развитие мышления, внимания, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям, активность, воспитывать любовь к родной школе, городу, краю.

Тип урока: вводный. Урок изучения нового материала.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы обучения: постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения.

Приемы: игровые.

Ход урока

I. Знакомство с учащимися.

Презентацию можно получить у автора статьи.

(1 слайд). Звучит музыка “Маленькая страна”.

– Доброе утро, друзья мои. Я узнала, что в этой школе учатся, наверное, самые замечательные дети. И у меня возникло желание с вами познакомиться. Вы не возражаете? Меня зовут Татьяна Евгеньевна. А как зовут тебя? А тебя? А теперь все хором назовем свое имя. Меня зовут ….

– Сегодня я проведу у вас урок математики. Я надеюсь, что мы будем с вами дружны, вы будете хорошо работать и мне помогать.

II. Устные упражнения.

1. Мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. Как и в любое путешествие, нам нужно приобрести билет. Билетом в поезд будет правильно найденное число. (2 слайд)

Даны числа: 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. Если вторую цифру разделить на первую, то получится 3. Что это за число?

2 : 2 = 1 – не подходит.

3 : 2 – не делится.

4 : 2 = 2 – не подходит.

6 : 2 = 3 – подошло. Какое число подошло? 26.

– Дата отправления 26 ноября. А сегодня, какое число? Значит, мы сейчас все отправляемся в путь. 1 ряд садится в 1-й вагон, 2 ряд – во 2-й, 3 – в 3-й, а наши гости в 4, а я – ваш машинист.

– Запишем дату в тетрадь.

2. Введение понятия “порядок”.

– Мы едем мимо рек и гор. Но вдруг впереди камни преградил дорогу. Расчистим дорогу. (Слайд 3)

– Уберите лишние выражения, не связанные между собой.

240 :  8
270 : 9

320 : 8
480 : 8
350 : 5

400 : 8
160 : 8
560 : 8

– Почему? (Они не связаны таблицей умножения на 8.)

– Найдем значения оставшихся выражений и узнаем название города, в который мы едем.

– Расположи в порядке возрастания, заменив буквами, вы прочтете название города.

п 0 р Я д о к
20 30 40 50 60 70 80

– Вот мы и попали в город “Порядка”. (4 слайд)

А что такое порядок, как вы понимаете? Все выполняется по порядку?

– Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу? (Ответы детей.)

Проснуться.

Сделать зарядку.

Умыться.

Причесаться.

Позавтракать.

Идти в школу.

– Мы установили порядок.

3. Физкультминутка.

– Давайте встанем и отдохнем. Показываем порядок действий, которые выполняем утром:

Просыпаемся – тянем руки.

Делаем зарядку – раз, два, три, четыре…

Умываемся – показываем движения– чистим зубы., моем лицо и т.д.

III. Постановка проблемы.

Показ матрешки.

– Посмотрите, кто с нами едет. Кто это? Матрешка.

– А что это за игрушка. (Она складывается по порядку.) (Раскрываю и достаю.)

– А теперь снова сложим. Как будем складывать? (По порядку.) Сначала самая маленькая, потом побольше … Давайте сложим ее. Кто мне поможет? (Выходят 3 ученика.)

– Итак, как мы складывали? (В определенном порядке.)

– А если нарушить порядок? То мы придем к неправильному результату.

– А скажите, в математике нужен порядок? Где? В чем? (Ответы детей.)

– Правильно, в выражениях. Например :

48:6 – (12– 6)+3…… (Выражение записано на доске.)

– Предположите, какое действие выполнять первым? 2? А 3?

– А Петя как предполагает?

– У всех получились разные варианты.

– Какая возникла проблема? (Вывешивается табличка со словом ПРОБЛЕМА.) Мы не знаем, какое действие выполнять первым, какое действие второе и т.д.

– Какова же будет тема урока? (Порядок действий.)

– Какую цель поставим на уроке? (Научиться расставлять порядок действий и правильно находить значения выражений.) (На 5 слайде появляется тема урока.)

IV. Решение проблемы.

– В городе, в который мы прибыли, все всё делали в нужном порядке. Однажды в этот город забрели юные путешественники: знаки ПЛЮС, МИНУС, УМНОЖИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ, СКОБКИ. Они так сдружились с числами, что образовывали все новые и новые выражения. Посмотрите. Слайд 6

24 – 3 + 2 24:3*2 (24 – 3) + 2

– Что общего видите в выражениях? (Одинаковые числа, но знаки разные знаки.)

– Заспорили знаки:

плюс и минус кричат – мы первые,
умножение и деление кричат – мы первые,
скобки – мы первые.

– И тогда побежали они к царице Математике, чтобы решить спор.

– Говорит Математика: “У меня есть лестница порядка.(Приложение 1). (Прикрепляет на доске.)

– Она только из трёх ступенек. А вас пять. Что же делать?”

– И царица так решила проблему.

– Посмотрите на экран. (Слайд 7) Верное только первое.

24 – (3 + 2) = 21

24 – (3 + 2) = 23

– Объясните почему. (Т.к 1 действие в скобках.)

2. Я на 1 лестницу запишу скобки, и вы на своих лесенках тоже поставьте скобки.

– Какое же правило вы узнали? На экране правило. “1 действие выполняется в скобках.” (Слайд 8)

– Выбери выражения со скобками и примени правило.

Запись в тетрадь. Расстановка порядка, вычисления устно

24 – (3 + 2)

3. Теперь остались знаки *: + – .

Видит царица, что + и – плохо себя ведут, толкаются, спорят, и тогда она сказала им: “Вы будете всегда последними.”

– На какую ступеньку она их поставила? На последнюю. А что идет тогда после скобок? (Умножение и деление)

Правило: “После скобок выполняй * или : по порядку.”

На 2 лестницу ставится * и :

Выберите выражения только с * и : . Расстановка порядка, вычисления устно.

24 : 3 * 2

4. Какие знаки остались последними? (+ и – )

Правило3. “+ и – выполняется по порядку последним.”

Выписываем выражения только с + и –. Расстановка порядка, вычисления устно

24 – 3 + 2

Лестница готова.

V. Физкультминутка.

Матрешка. Давайте все встанем, выйдем из-за парт и встанем по порядку, как в матрешке: первый самый высокий, второй пониже и т.д.

А теперь повернитесь кругом. Составьте матрешку наоборот от самой маленькой до самой большой.

VI. Работа в ТПО. С.71 № 131 (Приложение 2)

1. Расстановка порядка действий.

– Однажды все знаки встретились вместе в одном выражении. Жители города хотят убедиться в том, что вы правильно поняли правила.

– Давайте расставим порядок действий. (2 схемы в тетради, у учителя на доске)

2. Работа в тетради.

– К знакам пришли числа, и получилось числовое выражение. Попробуем его решить.

ТПО № 132. (Приложение 3)

А. 18 + 36 : 9 – 17
Б. 5 * 9 – 6 + 14 : 2

VI. Задания , связанные с родным краем, городом, школой.

1. Сведения о родной школе. (Слайд 9)

– Что на экране? Ваша школа. Решив это выражение, вы узнаете, сколько лет вашей школе.

Но для удобства расставим порядок действий. А теперь я вам покажу, как удобнее считать

(Приложение 1)

2. Задание о родном городе. (Слайд 10)

– Что на экране? Герб нашего Города Борзя. Решив второе выражение, вы узнаете, сколько лет городу Борзя.

8 * 5 + 7 * 3 = 61 (Приложение 1)

3. Сведения о родном крае. (Слайд 11)

– А это герб какого города? Это герб главного города нашего родного Забайкальского края, и решив 3 выражение, вы узнаете сколько лет городу Чита.

100 + (80 – 70) * 6 = 160

VII. Закрепление.

1. Игра. Выходят 6 человек и берут знаки + – : * (). (Приложение 4)

Выходят 5 человек и берут цифры от 1 до 5 и расставляют порядок.

2. Задание на доске. Уже стоит порядок, а вы расставьте знаки.

3. Найди ошибки. На экране дано выражение с неправильной расстановкой порядком действий.

4. Обобщение по лестнице.

Какое 1 действие?...

VIII. Итог урока.

– Ребята, давайте вернемся в начало урока. Показ выражения на доске в начале урока

48:6 – (12 – 6) + 3)

– Какая была проблема? (Мы не знали, какое действие выполнять первым, какое вторым…)

– Вот прошел урок, кто теперь может решить эту проблему и правильно расставить порядок действий?

– Решите самостоятельно это выражение. (Слайд 12)

48:6 – (12 – 6) + 3 = 5 – у кого получилась 5 – это ваша оценка за урок.

– Значит мы решили проблему. (Убирается табличка со словом ПРОБЛЕМА.)

IX. Рефлексия/

– Какая была тема урока? (Порядок действий.)

– А скажите, порядок нужен только в математике или в других предметах, например

+порядок в русском языку – алфавит

+окружающий мир – порядок в природе – зима весна лето осень

– А если мы нарушим порядок жизни, то, что произойдет? Все изменится и пойдет не так.

Я желаю всем, чтобы у вас в жизни было все В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!

– Скажите, ребята, кто из вас получил новые знания? Вам было интересно?

– И мне было интересно. Вы бы хотели, чтобы я к вам еще раз пришла?

Ну, тогда до новых встреч.