Цель: открыть новые знания о порядке действий и формировать умения выполнять действия.
Задачи:
- Образовательные: актуализировать знания о знаках арифметических действий и выявить особенности порядка действий, формировать способность переноса усвоенных аний в практическую деятельность.
- Развивающие: развитие мышления, внимания, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям, активность, воспитывать любовь к родной школе, городу, краю.
Тип урока: вводный. Урок изучения нового материала.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы обучения: постановка проблемы, выдвижение гипотез и поиск решения.
Приемы: игровые.
Ход урока
I. Знакомство с учащимися.
Презентацию можно получить у автора статьи.
(1 слайд). Звучит музыка “Маленькая страна”.
– Доброе утро, друзья мои. Я узнала, что в этой школе учатся, наверное, самые замечательные дети. И у меня возникло желание с вами познакомиться. Вы не возражаете? Меня зовут Татьяна Евгеньевна. А как зовут тебя? А тебя? А теперь все хором назовем свое имя. Меня зовут ….
– Сегодня я проведу у вас урок математики. Я надеюсь, что мы будем с вами дружны, вы будете хорошо работать и мне помогать.
II. Устные упражнения.
1. Мы отправляемся в путешествие в Страну Знаний. Как и в любое путешествие, нам нужно приобрести билет. Билетом в поезд будет правильно найденное число. (2 слайд)
Даны числа: 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. Если вторую цифру разделить на первую, то получится 3. Что это за число?
2 : 2 = 1 – не подходит.
3 : 2 – не делится.
4 : 2 = 2 – не подходит.
6 : 2 = 3 – подошло. Какое число подошло? 26.
– Дата отправления 26 ноября. А сегодня, какое число? Значит, мы сейчас все отправляемся в путь. 1 ряд садится в 1-й вагон, 2 ряд – во 2-й, 3 – в 3-й, а наши гости в 4, а я – ваш машинист.
– Запишем дату в тетрадь.
2. Введение понятия “порядок”.
– Мы едем мимо рек и гор. Но вдруг впереди камни преградил дорогу. Расчистим дорогу. (Слайд 3)
– Уберите лишние выражения, не связанные между собой.
240 : 8
270 : 9
320 : 8
480 : 8
350 : 5
400 : 8
160 : 8
560 : 8
– Почему? (Они не связаны таблицей умножения на 8.)
– Найдем значения оставшихся выражений и узнаем название города, в который мы едем.
– Расположи в порядке возрастания, заменив буквами, вы прочтете название города.
п | 0 | р | Я | д | о | к |
20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
– Вот мы и попали в город “Порядка”. (4 слайд)
– А что такое порядок, как вы понимаете? Все выполняется по порядку?
– Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу? (Ответы детей.)
Проснуться.
Сделать зарядку.
Умыться.
Причесаться.
Позавтракать.
Идти в школу.
– Мы установили порядок.
3. Физкультминутка.
– Давайте встанем и отдохнем. Показываем порядок действий, которые выполняем утром:
Просыпаемся – тянем руки.
Делаем зарядку – раз, два, три, четыре…
Умываемся – показываем движения– чистим зубы., моем лицо и т.д.
III. Постановка проблемы.
Показ матрешки.
– Посмотрите, кто с нами едет. Кто это? Матрешка.
– А что это за игрушка. (Она складывается по порядку.) (Раскрываю и достаю.)
– А теперь снова сложим. Как будем складывать? (По порядку.) Сначала самая маленькая, потом побольше … Давайте сложим ее. Кто мне поможет? (Выходят 3 ученика.)
– Итак, как мы складывали? (В определенном порядке.)
– А если нарушить порядок? То мы придем к неправильному результату.
– А скажите, в математике нужен порядок? Где? В чем? (Ответы детей.)
– Правильно, в выражениях. Например :
48:6 – (12– 6)+3…… (Выражение записано на доске.)
– Предположите, какое действие выполнять первым? 2? А 3?
– А Петя как предполагает?
– У всех получились разные варианты.
– Какая возникла проблема? (Вывешивается табличка со словом ПРОБЛЕМА.) Мы не знаем, какое действие выполнять первым, какое действие второе и т.д.
– Какова же будет тема урока? (Порядок действий.)
– Какую цель поставим на уроке? (Научиться расставлять порядок действий и правильно находить значения выражений.) (На 5 слайде появляется тема урока.)
IV. Решение проблемы.
– В городе, в который мы прибыли, все всё делали в нужном порядке. Однажды в этот город забрели юные путешественники: знаки ПЛЮС, МИНУС, УМНОЖИТЬ, РАЗДЕЛИТЬ, СКОБКИ. Они так сдружились с числами, что образовывали все новые и новые выражения. Посмотрите. Слайд 6
24 – 3 + 2 | 24:3*2 | (24 – 3) + 2 |
– Что общего видите в выражениях? (Одинаковые числа, но знаки разные знаки.)
– Заспорили знаки:
плюс и минус кричат – мы первые,
умножение и деление кричат – мы первые,
скобки – мы первые.
– И тогда побежали они к царице Математике, чтобы решить спор.
– Говорит Математика: “У меня есть лестница порядка.(Приложение 1). (Прикрепляет на доске.)
– Она только из трёх ступенек. А вас пять. Что же делать?”
– И царица так решила проблему.
– Посмотрите на экран. (Слайд 7) Верное только первое.
24 – (3 + 2) = 21
24 – (3 + 2) = 23
– Объясните почему. (Т.к 1 действие в скобках.)
2. Я на 1 лестницу запишу скобки, и вы на своих лесенках тоже поставьте скобки.
– Какое же правило вы узнали? На экране правило. “1 действие выполняется в скобках.” (Слайд 8)
– Выбери выражения со скобками и примени правило.
Запись в тетрадь. Расстановка порядка, вычисления устно
24 – (3 + 2)
3. Теперь остались знаки *: + – .
– Видит царица, что + и – плохо себя ведут, толкаются, спорят, и тогда она сказала им: “Вы будете всегда последними.”
– На какую ступеньку она их поставила? На последнюю. А что идет тогда после скобок? (Умножение и деление)
Правило: “После скобок выполняй * или : по порядку.”
На 2 лестницу ставится * и :
Выберите выражения только с * и : . Расстановка порядка, вычисления устно.
24 : 3 * 2
4. Какие знаки остались последними? (+ и – )
Правило3. “+ и – выполняется по порядку последним.”
Выписываем выражения только с + и –. Расстановка порядка, вычисления устно
24 – 3 + 2
Лестница готова.
V. Физкультминутка.
Матрешка. Давайте все встанем, выйдем из-за парт и встанем по порядку, как в матрешке: первый самый высокий, второй пониже и т.д.
А теперь повернитесь кругом. Составьте матрешку наоборот от самой маленькой до самой большой.
VI. Работа в ТПО. С.71 № 131 (Приложение 2)
1. Расстановка порядка действий.
– Однажды все знаки встретились вместе в одном выражении. Жители города хотят убедиться в том, что вы правильно поняли правила.
– Давайте расставим порядок действий. (2 схемы в тетради, у учителя на доске)
2. Работа в тетради.
– К знакам пришли числа, и получилось числовое выражение. Попробуем его решить.
ТПО № 132. (Приложение 3)
А. 18 + 36 : 9 – 17
Б. 5 * 9 – 6 + 14 : 2
VI. Задания , связанные с родным краем, городом, школой.
1. Сведения о родной школе. (Слайд 9)
– Что на экране? Ваша школа. Решив это выражение, вы узнаете, сколько лет вашей школе.
Но для удобства расставим порядок действий. А теперь я вам покажу, как удобнее считать
2. Задание о родном городе. (Слайд 10)
– Что на экране? Герб нашего Города Борзя. Решив второе выражение, вы узнаете, сколько лет городу Борзя.
8 * 5 + 7 * 3 = 61 (Приложение 1)
3. Сведения о родном крае. (Слайд 11)
– А это герб какого города? Это герб главного города нашего родного Забайкальского края, и решив 3 выражение, вы узнаете сколько лет городу Чита.
100 + (80 – 70) * 6 = 160
VII. Закрепление.
1. Игра. Выходят 6 человек и берут знаки + – : * (). (Приложение 4)
Выходят 5 человек и берут цифры от 1 до 5 и расставляют порядок.
2. Задание на доске. Уже стоит порядок, а вы расставьте знаки.
3. Найди ошибки. На экране дано выражение с неправильной расстановкой порядком действий.
4. Обобщение по лестнице.
Какое 1 действие?...
VIII. Итог урока.
– Ребята, давайте вернемся в начало урока. Показ выражения на доске в начале урока
48:6 – (12 – 6) + 3)
– Какая была проблема? (Мы не знали, какое действие выполнять первым, какое вторым…)
– Вот прошел урок, кто теперь может решить эту проблему и правильно расставить порядок действий?
– Решите самостоятельно это выражение. (Слайд 12)
48:6 – (12 – 6) + 3 = 5 – у кого получилась 5 – это ваша оценка за урок.
– Значит мы решили проблему. (Убирается табличка со словом ПРОБЛЕМА.)
IX. Рефлексия/
– Какая была тема урока? (Порядок действий.)
– А скажите, порядок нужен только в математике или в других предметах, например
+порядок в русском языку – алфавит
+окружающий мир – порядок в природе – зима весна лето осень
– А если мы нарушим порядок жизни, то, что произойдет? Все изменится и пойдет не так.
Я желаю всем, чтобы у вас в жизни было все В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ!
– Скажите, ребята, кто из вас получил новые знания? Вам было интересно?
– И мне было интересно. Вы бы хотели, чтобы я к вам еще раз пришла?
Ну, тогда до новых встреч.