Цель: Познакомимся с внутренним строением земли, особенностями земной коры, закрепить и углубить знания о горных породах, минералах, полезных ископаемых. Узнать как образовались горные породы.
Задачи:
Развивающая:
- Создать условия для проявления познавательной активности, коммуникативных, предметных умений, развития навыков учебного труда (вести беседу, монологичный ответ).
- Закреплять навыки самостоятельной работы с текстом учебника, работой в группах.
- Способствовать развитию памяти, внимания, умения слушать.
Образовательная:
- Создать условия для усвоения темы на уровне осмысления и применения.
- Углубить знания учеников
Воспитательная:
- Создать условия, способствующие воспитанию любви к природе.
- Создать условия для формирования культуры умственного труда.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Ход урока
Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать?
- Познакомимся с внутренним строением земли, особенностями земной коры, закрепить и углубить знания о горных породах, минералах, полезных ископаемых. Узнать как образовались горные породы.
Сегодня будем работать в парах, поэтому окажите друг другу помощь, если потребуется.
Для чего необходимо изучить этот материал?
- Чтобы доказать значимость и полезность горных пород, интересные процессы внутри Земли.
Вспомните, что вы знаете о строении Земли?
Откройте учебник на с. 60, прочитайте первые три абзаца.
Сейчас мы с вами составим схему, которая нам поможет лучше запомнить материал, составить рассказ. Мы составляли таблицы, вспомните с какой целью? (передача основного содержания, можно сравнить)
- Из каких частей, слоев состоит Земля?
- Какова температура частей (слоев)?
- Каково агрегатное состояние?
У нас получилась схема, давайте по ней составим рассказ.
Но поверхность земной коры неровная: есть горы, равнины, холмы, овраги – Рельеф.
А сейчас я расскажу вам сказку:
“Как Иван– царевич Ключ Земли искал”/
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Правил он своим государством долго и справедливо. Много деревьев посадил, землю родную от врагов защищал и вырастил сына – удалого доброго молодца Ивана-царевича. Тяжело царю Додону править царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-царевича. Призвал он к себе сына и говорит: “Отправляйся, Иван-царевич, в дальние края, мир повидать да себя показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщи ты мне Ключ Земли. А вернешься с победою, будешь царством-государством управлять”.
Поклонился Иван-царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он полями и лесами, поднимается на высокие горы, переплывает бурные реки.
Долго ли коротко, дошел Иван-царевич до заморского царства-государства. Видит он город большой и красивый, а над воротами надпись “Литосфера”. Прочитал Иван-царевич мудрое название и призадумался.
Ребята! Кто поможет Иван-царевичу объяснить это название? (Литосфера – это внешняя оболочка Земли, которая состоит из земной коры и верхней части мантии.)
Стал Иван-царевич про Ключ Земли спрашивать, ему отвечают : “Есть в нашей стране Ключ Земли, но найти его не просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его Прекрасная царевна Подземного царства”. – “А как же мне туда добраться?” – спрашивает Иван-царевич. “Нужно вырыть глубокий колодец”, – отвечают ему люди.
Взял наш герой инструмент, вышел за городские стены и начал рыть колодец. Сначала царевичу рыть землю было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная.
У вас на столах лежит то, что Иван-царевич нашёл первым? Что это? (мел и пластилин). Но почему? Причем тут пластилин? (Не пачкает руки, лепим.)
Глина, приготовленная на особом жире, который предохраняет ее от высыхания и лучше склеивает частицы глины.
Прошел дождь. Колеи дорог заполнило водой. На некоторых дорогах вода стоит долго, а другие высыхают быстро? (Глина, песок.)
Описание: цвет, твердость, пачкает ли руки.
Эти горные породы образуются при разрушении более твердых горных пород, при скоплении остатков растений и животных, образуются при химических реакциях, а называют эту группу Осадочные горные породы.
Глубже роет колодец Иван– царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки – гранит, бурый, магнитный железняк. Опишите их.
Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому называются Магматическими.
Сказка продолжается. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело ему рыть, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.
Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою? (Ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура.)
Что за порода лежит у вас? Опишите их.
Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор.)
Эти горные породы образовались на большой глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены, их называют – Метаморфическими.
Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. И очутился он в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. Светло кругом, как днем, на потолке радуга всеми цветами играет. А в центре зала на троне сидит Прекрасная царевна Подземного царства. Поклонился ей Иван-царевич и молвил: “Здравствуй, красная девица, заморская царица, не вели казнить, вели слово молвить!” – “Здравствуй, добрый молодец! С чем к нам пожаловал?” – “Люди говорят, что скрываешь ты Ключ Земли, а мне он очень нужен, обещал я батюшке добыть его!” – “Ну что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам тебе заветный ключ!” – “Загадывай, – сказал Иван-царевич, – попробую отгадать!” (Ребята помогают отгадывать загадки.)
- Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? (Соль.) - Черен, как ворон,
А греет, как Солнце? (Уголь.) - Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума разума не наберешься? (Мел.)
Замечательно! Вы очень помогли Ивану-царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и говорит: “Ну что, гость дорогой, набрался ли ты ума-разума, много ли нового узнал в моей стране?” – “Да, много интересного узнал я в стране Литосфера, в твоем подземном царстве”. – “Вот тебе Ключ Земли, – отвечает царевна. – Запомни, юноша, только знания, как ключ, открывают любые замки и двери!”.
Схема по горным породам.
Поклонился Иван-царевич в пояс, поблагодарил царевну подземного царства за науку и отправился в обратный путь.
А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно (Работа по схеме в обратном порядке).
А ещё Иван– царевич знаешь ли ты, что горные породы состоят из минералов (твердый компонент земной коры).
Гранит: кварц
слюда
полевой шпат
Минералов может быть несколько или один.
Известняк – кальций.
А скажи-ка мне Иван-царевич, чем горная порода отличается от полезных ископаемых? (Полезны, используются в народном хозяйстве.)
Скопления, залежи полезных ископаемых называют месторождениями. Они формировались в глубинах Земли и на ее поверхности в течение четырех миллиардов лет назад.
Иван-царевич, а богата ли твоя Богородская земля полезными ископаемыми?
В селе Ухтым Богородского района Кировской области имеется месторождение волконскоита, из которого изготовляли зеленую краску.
Вернулся Иван-царевич домой, в родной город и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Додон за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: “Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич”. Передал ему отец власть и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой.
А нам с вами прислали грамоту: (домашнее задание).
Грамота.
Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках Ключа Земли! Желаю вам успехов в учёбе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь: прочитайте с.60, ответьте на вопросы и тесты с.63. Принесите контурную карту и кто хочет больше узнать– прочитайте сказки Бажова (Хозяйка Медной горы, Малахитовая шкатулка, Каменный цветок и т.д.). Всего он написал 55 сказок, из них в 31 упоминается или о минеральной или горной породе. “Жил в заводе мужик один. Левонтием его звали.. Смолоду его в горе держали, на Гумешках то есть. Медь добывал. Так под землёй все молодые годы и провел. Как червяк в земле копался ”. Желаю всем здоровья и упорства.
Царь Иван.
Понравилась ли вам путешествие?
Выскажите свое мнение:
На уроке я узнал…
На уроке мне было…