Содержание работы.
- Жизненный путь поэтов.
- Альбом стихотворений поэтов.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Приложение.
“Поэты нашего края”.
(Устный журнал.)
Ведущий. Менделеевская земля богата на творческих людей, особенно мастеров художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу таких талантливых и неповторимых поэтов и писателей как Егор Уткин, Марсель Гимазетдинов, Дифкат Сирай, Михаил Гоголев, Ильгиз Абдуллин, Виктор Колпаков и многие другие.
Ведущий. Начать наш журнал хотелось бы с рассказа о творчестве Егора Васильевича Уткина. Настоящая поэзия – подобна Солнцу. Её целительные лучи благотворно освещают душу людей, наставляют их на путь добра и любви. В этом то и сила поэтического слова.
Ведущий. Вот послушайте, что ещё расскажут нам об этом авторе.
(Биография, показ сборников стихотворений.)
(Рассказ стихотворения “ Глухой родник ”.)
Ведущий. Виктор Николаевич Колпаков – он пришёл в этот мир в зимнюю стужу 41 года и ушёл трагически в ноябре 97 г. Поэт из Тат. – Челнов – его называли “менделеевским Есениным” за “половодье чувств”, за умение передавать в стихах неповторимость человеческой жизни, красоту родной природы.
(Биография о нём, фото, показ сборников стихотворений)
(Рассказ стихотворения “ Берёзовый сок”.)
Ведущий. Замечательный человек, писатель, поэт, художник, философ, член союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а также тонких, изящных по своей красоте стихосложений – верлибров – Михаил Николаевич Гоголев.
(Биография поэта, фото, показ книг.)
(Рассказ стихотворения “Детство”.)
Ведущий. Роберт Латыпович Ясавеев – журналист, удивительный в своей талантливости человек – решился на новое для себя и читателей открытие мира в поэтическом слове.
– Биография, фото, показ сборников со стихами.
(Стихотворение “Земляничная поляна”.)
Ведущий. Нельзя обойти внимание Менделеевского татарского поэта Абдуллина Ильгиза Исмагиловича, детство и юность которого прошли в д. Тойгузино.
(Биография, фото, показ книг.)
(Стихотворение “Яз”.)
Ведущий. Можно продолжить разговор о творческих людях, поэтах и писателях Бондюжского края очень долго. Среди них также Гайше Сегдиева, Альберт Талыпов, Назип Фатыхов, Надежда Симулина, Андрей Черняев, Рустам Рузметов, Евгений Вахонин, Радик Ахунзянов. Есть и юное поколение талантов. Так учащийся Тихоновской сельской школы Медведев Сергей стал победителем республиканского конкурса “ Золотое перо”.
Ведущий. С творчеством этих замечательных людей, вы можете ознакомиться в нашей центральной городской библиотеке.
Объект исследования: творчество поэтов родного края.
Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.
Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного края”.
Задачи исследования:
– изучить творчество поэтов в литературных источниках;
– выявить стихотворения для детей;
– оформить альбом с содержанием: фотография поэта, его биография, стихи для
детей с иллюстрированием учащихся.
Методы исследования:
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.
Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.
Анкетирование учащихся (3–5 классы).
1. Каких поэтов нашего района вы знаете?
2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Глухой родник”, “Берёзовый сок”, “Детство”, “Земляничная поляна”.
3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?
Этапы исследования.
1. Посещение школьной, детской и взрослой районной библиотек.
2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева.
3. Вырезки из местных газет.
Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения:
– доступность языка и содержание;
– выбранные стихотворения прочитать в классах, где проводили анкетирование;
– отобрать стихотворения для своего альбома;
Перспективы дальнейшей работы.
1. Прослеживать публикацию о них, быть на встречах, посвященные памяти поэтов Уткина и Колпакова.
2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города.
3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов.
4. Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения и татарского литературного чтения.
Результаты анкетирования учащихся 3–5 классов.
Из 50 опрошенных детей на вопрос:
– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –
50 чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 50 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 50 чел.
Заключение.
Нас привлек слог поэтов: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строчке к своим землякам, родному краю, проблемам современности.
Изучение жизненного пути и творческих направлений этих поэтов являлось для нас удовольствием. Думаю, что их стихи понравятся и вам. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэтов в течение их жизни.
И не горе – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил кто в наши дни,
Всё отдал, кто песню дал!
Все эти поэты стали поистине народными поэтами. Как колос в ростке, так и о себе, о Родине и природе, о любви и радости, о своём поколении, о земле.
Список используемой литературы:
- Газета “Менделеевские новости” 1996 г., 2001 г., 2009 г.
- Е.В. Уткин “Краса весны”, 1961г., “Привет с полей”, 1967г., “Песни родной стороны”, 1987г.
- В.Н. Колпаков “Опоздавшее счастье”.
- М.Н. Гоголев роман “Ясень на краю обрыва”.
- Р.Л. Ясавеев “Белый вальс”, “Бежит волна”.