Урок геометрии по теме "Пирамида". 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • изучение нового вида многогранника – пирамиды, ее элементов; формулы боковой и полной поверхности пирамиды;
  • развитие познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования;

Тип урока: усвоение новых знаний

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Решение простейших задач.
  5. Итог.

Оборудование: учебник геометрии 10-11 класс, авторы Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др., мультимедийный проектор, модели пирамиды.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Итак: тема урока “Пирамида”. Запишите, пожалуйста, число и тему урока.

Что это за многогранник?

У кого-то это слово ассоциируется с Египетскими пирамидами, но монументальные сооружения созданные человеком встречаются и в Центральной Америке, на фоне гималайского хребта выделяется пирамидальное образование, созданное природой, пирамидальная форма широко используется в архитектуре, например во Франции, в Германии.

Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения.

3. Изучение нового материала

Познакомит вас с этой фигурой и ее элементами (ученик выступает с презентацией, подготовленной к уроку самостоятельно)

(Первая часть презентации) слайды 1 – 7

Запишите элементы пирамиды: основание, вершина, ребра, грани, высота

Правильная пирамида: Sбок пов = 1/2 Ph

Р – периметр основания,

h - апофема

S полной поверхности = Sбок + Sосн

Итак: мы рассмотрели определение пирамиды, элементы, формулы.

Предлагаю выполнить практическую работу:

Практико-ориентированная задача № 1:

Работа в парах:

На парте – модель пирамиды. Сделайте необходимые измерения и вычислите площадь боковой поверхности пирамиды.

(три – четыре различные модели пирамиды на класс, результат должен быть приблизительно одинаков)

- Какие измерения вы сделали?

- Какие формулы использовали?

4. Применим эти знания при решении простейших задач

Задача № 2. В основании пирамиды Хеопса – квадрат со стороной 230 м, тангенс угла

наклона боковой грани к основанию равен 1,2. Найти высоту самой высокой египетской пирамиды, если основание ее лежит в центре квадрата. (отв: 138)

У доски: Задача № 3

Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 16, боковые ребра равны 10. Найдите площадь боковой поверхности этой пирамиды.

(отв: 192)

(Вторая часть презентации) слайды 8-11

У доски: Задача № 4

Найти площадь поверхности правильной четырехугольной пирамиды, стороны основания которой равны 24 и высота равна 5. (Отв 1200)

Тест (устная работа) – задание на внимательность

Сколько граней, боковых ребер у n-угольной пирамиды?

Какое наименьшее число граней может иметь пирамида?

Высота пирамиды равна 3 см. Чему равно расстояние от вершины пирамиды до плоскости основания?

Боковые ребра треугольной пирамиды равны 7 см, 12 см, 5 см. Одно из них перпендикулярно к плоскости основания. Чему равна высота пирамиды?

Дом.задание:п. 28-29 № 243, 248

5. Итог урока

Итак: (рефлексия) подведем итоги нашей совместной работы – продолжите, пожалуйста, мое предложение –

  • Сегодня я узнал новое...
  • На уроке мне пригодились знания...
  • Для меня было сложно...
  • На уроке мне понравилось...