Цели:
1. Учить интонационно выделять звук [ч] в словах.
2. Развивать умение подбирать слова с заданным звуком.
3. Развивать произвольное движение пальцев рук.
4. Отрабатывать навык словоизменения.
5. Воспитывать взаимоуважение, дружеские отношения.
6. Совершенствовать знание правил этикета.
Материалы и оборудование: дидактическая черепаха, игрушечная чайная посуда, карточки с изображением предметов, в которых слышится звук [ч] и нет этого звука (желтого и оранжевого цвета с обратной стороны), большой платок, фактурные дощечки для пальчикового массажа, 2 тарелочки (на одной изображение черепахи), мяч.
Ход деятельности
1. Организационный момент. (На ковре вокруг дидактической черепахи, на столике рядом разложена чайная посудка)
В: Ребята, сегодня Черепаха пригласила нас на чай. Располагайтесь. Знаете, а я недавно прочитала одно стихотворение о нашей Черепашке. Послушайте:
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
А вы заметили, какой звук часто повторяется в этом стихотворении? (При необходимости, прочитать стихотворение ещё раз).
Д: Звук [ч].
2. Подбор слов с заданным звуком.
В: Верно. Чай на столе есть, а вот печенья нет. Давайте поможем Черепашке приготовить печенье к чаю. Будем называть слова, в которых слышится звук [ч]. Каждое слово превратится в одно печенье.
(Дети называют слова, интонационно выделяя звук [ч]. За каждое слово на тарелочку выкладывается карточка-печенье, цветной стороной вверх).
В: Замечательно. Теперь к чаю у нас есть целая тарелка печенья.
На часок мы зашли к черепашке.
Черепашка подала чайник, чашки.
Поползла потом к соседке за чаем.
(Накрывает черепашку большим платком)
Что-то долго мы хозяйку ожидаем.
А чтобы не терять время, пока Черепашка отсутствует, давайте пройдём за столы и немного разомнём наши пальчики.
3. Пальчиковая гимнастика. (На столах фактурные дощечки)
В:
По дороге длинной, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(пальчики “скачут” по столу в ритме стихотворения. Дети проговаривают третью строчку, выделяя звук [ч]).
4. Дифференциация звуков.
В: Ребята, по-моему, Черепашка вернулась к нам. Принесла ещё печенье. Не помещается на одной тарелке, нужно его разделить. Возьмите каждый по два печенья: одно жёлтое и одно оранжевое. (Дети разбирают карточки-печенья). Ой, посмотрите. А печенье-то не простое, а с картинками. Давайте сделаем так: на одну тарелочку положим печенье со словами, в которых слышится звук [ч], а на другую те, в которых нет звука [ч]. (Дети распределяют свои карточки, воспитатель помогает, прося произнести слово и прислушаться к звукам. После выполнения задания всеми детьми проводится совместная проверка. Воспитатель произносит слова, интонационно выделяя звук ч, дети повторяют.)
5. Физкультминутка (дети встают парами).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(приседания лицом друг к другу, взявшись за руки)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Взявшись за руки, лицом друг к другу покачивания из стороны в сторону)
Начинай считать опять.
(ладушки)
Раз, два, три, четыре, пять,
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук)
Мы закончили считать.
(пожимают руку паре)
6. Игра “Назови ласково”. ( Дети стоят в кругу, у воспитателя в руках мяч).
В: Вот какая дружная у нас группа. Вы любите, когда вас называют ласково? Каждое слово можно изменить, так, чтобы оно зазвучало ласково. Я прокачу вам мяч и скажу слово, а вы переделайте его так, чтобы оно звучало ласково.
Блюдце – блюдечко
Собака – собачка
Белка – белочка
Ложка – ложечка
Кольцо – колечко
Пуговица – пуговичка
Рукавица – рукавичка
Вилка – вилочка
Сани – саночки
Шапка – шапочка
Коса – косичка
Сумка – сумочка
7. Подведение итога.
В: Ну что же, давайте снова вернёмся к нашей Черепашке за стол. Угощайтесь. (Наливает чай. Дети понарошку пьют чай). Понравилось вам в гостях у Черепашки?
Д:...
В: О каком звуке мы говорили?
Д: О звуке [ч].
В: Давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство. Мы обязательно придём в гости ещё раз.